Приложение МААМ

Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)

Виктория Кожевникова
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка»

(слайд 1)

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.

Публикация «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах

(слайд 2)

Значимость данной технологии состоит в следующем. Во - первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).

Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио- представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.

Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.

(слайд 3)

Таким образом, портфолио дошкольника - это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.

(слайд 4)

Виды портфолио :

Портфолио можно разделить на несколько видов.

Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.

Портфолио традиционное, в виде папки - печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

(слайд 5)

Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.

(слайд 6)

Задачи:

Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-Повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

-Развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;

— формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;

— формировать положительные нравственные качества личности;

— приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

(слайд 7)

Функции:

диагностическая - фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;

целеполагательная - поддерживает образовательные цели;

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

(слайд 8)

Алгоритм работы над портфолио :

Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

Определить структуру портфолио : количество, название разделов.

Презентация портфолио.

(слайд 9)

Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название:

«Познакомьтесь со мной»;

«Я расту»;

«Как стать красивой?», «мои любимые занятия»;

«Кем буду»;

«Награда для героя»;

«Волшебные пальчики»;

«Чем могу, помогу»;

«Прыг-скок» и т. д.

(слайд 10)

Просветительская работа с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

(слайд 11)

Рассмотрим подробнее структуру, а именно разделы:

Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.

(слайд 12)

Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.

(слайд 13)

Раздел 2. Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой?». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).

(слайд 14)

Мальчики: «Я будущий солдат».

(слайд 15)

Раздел 3. «Я расту!». Антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту!». Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.

(слайд 16)

Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.

Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел - копилка всевозможных наград, полученных ребенком.

(слайд 17)

Раздел 7. «Чем могу, помогу».

Дошкольники с первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому : поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.

Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.

(слайд 18)

Раздел 8. «Волшебные пальчики».

(слайд 19)

Раздел 9. «Что ни слово-золото».

В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.

(слайд 20)

Раздел 10. «Прыг-скок».

В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.

(слайд 21)

Раздел 11. На будущее «Почитай-ка».

Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.

Создание Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

(слайд 22)

Раздел 12. На будущее «Мне интересно».

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.

Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в д/с. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.

Портфолио также мы используем как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, нами было отмечено, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Нами был проведё н цикл родительских собраний и консультаций на тему:

- «Для чего нужен портфолио;

- «Как правильно его составить?».

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Самое главное, что работа с родителями дала положительные результаты:

- расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;

- в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;

- при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.

Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.

Оформление портфолио различно, так как они составлялись добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открывали новые таланты. Страницы оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность нашего дошкольного учреждения, мы, предложили родителям варианты разделов, продумали возможное их содержание.

Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.

(слайд 23)

Памятка для педагогов.

И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио - это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Публикации по теме:

Мое портфолио. В последнее время среди педагогов дошкольного образования активно обсуждается вопрос о составлении портфолио воспитателя. Если подумать,.

Электронное портфолио воспитателя Электронное портфолио Сорочук Т. А. МАДОУ «Детский сад «Сказка», г. Белоярский Портфолио-это способ фиксирования, накопления и оценки деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 15:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кожевникова (УИ 48781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД