МААМ-картинки

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»

Суслова Татьяна Николаевна
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»

Мастеркласс для педагогов на тему:

«Применение технологии проблемного обучения

в детском саду в разных видах деятельности».

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Задачи:

1. Углубить знания педагогов о данной методике;

2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Публикация «Мастер-класс „Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, памятки.

(таблица, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз, различные деревянные предметы.

Ход мастер - класса :

- Здравствуйте, уважаемые коллеги

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? Нет или да?

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

А сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? Нет!

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? Да!

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? Нет!

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? Нет или Да?

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

«…Хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире.

Наблюдать, думать, рассуждать, переживать

радость труда и гордиться созданным,

творить красоту и радость для людей и

находить в этом творении счастье.»

Васи лий Алекса ндрович Сухомлинский

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования

у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения, условиями успешности обучения являются :

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, побудить к потребности в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации.

Давайте немного поиграем.

Игра «Подумай и скажи».

Попрошу вас разделиться на команды, для вас подготовлены вопросы по теме нашего методического объединения, ответ на вопрос может быть один от вашей команды.

1. Что такое проблемная ситуация? (ответы педагогов)

Проблемная ситуация - это :

• Неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

• Познавательная деятельность;

• Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

2. Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,

Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.

Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению. (ответы педагогов)

3. В чём суть проблемного обучения? (ответы педагогов)

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.

Но все ли вопросы являются проблемными?

Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин:

«Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы»,

что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивым) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по познанию окружающего мира, но и на математике, развитии речи, грамоте, художественно-творческих занятиях, а также и в других видах детской деятельности. Необходимо включить весь свой творческий потенциал для осуществления процесса развития ребенка.

А теперь переходим к практической деятельности нашего мастер-класса. Каждой команде я предлагаю проблемную ситуацию. Ваша задача: выделить противоречие, поставить проблемный вопрос, назвать в каких видах деятельности можно использовать эту ситуацию и предположить, как бы могли решить поставленную задачу дети.

1. Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу. Но на улице идет сильный дождь.

2. Красная шапочка попросила у мамы записать рецепт пирожков для своей подружки. Когда мама начала писать о том, что входит в рецепт, то обе вспомнили, что ни Красная Шапочка, ни подружка читать не умеют.

3. В город приехал цирк, но чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимы афиши, а их нет.

4. Когда я шла в детский сад, я встретила кошечку, она сидела и горько плакала. Я подошла к ней узнать, что же у нее случилось. Кошечка рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения, подарка нет. И она не знает, что ей делать.

5. Кукла Маша упала и сломала руку.

Анализ предложенных педагогами вариантов решения проблемных ситуаций.

. Рефлексия. Приём «Дерево настроения» :

Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.

Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).

Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили, прикрепите к дереву оранжевый листик.

Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии, прикрепите к дереву зеленый листок.

Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.

Участники высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе

Публикации по теме:

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»
Опубликовано: 24 марта 2021 в 19:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД