Папки-передвижки

Мастер-класс для логопедов «Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ»

Новожилова Галина Александровна
Мастер-класс для логопедов «Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ»

План-конспект мастер-класса

«Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ дошкольного возраста, с использованием сибирского балансборда» (слайд 1)

Учитель-логопед : Новожилова Галина Александровна

Продолжительность мастер-класса : 30 мин

Публикация «Мастер-класс для логопедов „Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ“» размещена в разделах

Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию приёмов моторного планирования и мозжечковой стимуляции, с применением сибирского балансборда. Пропаганда и распространение формы работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с упражнениями на моторное планирование и мозжечковую стимуляцию используемых в работе учителя-логопеда для коррекции и развития речи.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; мозжечковой стимуляцией; моторного планирования.

Оборудование:

1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.

2. Одноразовые тарелки.

3. Пособия для дыхательной гимнастики «Мыльные пузыри»

4. «Волшебный ковёр»

6. Сибирский балансборд, доска Бильгоу, мячи, тактильные мешочки, орехи разной величины.

Ожидаемые результаты мастер-класса :

1. Понимание его участниками сути системы работы учителя-логопеда;

2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса :

1. Организационный момент. (3 мин)

2. Вводная часть (2 мин)

3. Основная часть (15 мин) :

4. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)

Организационный момент (3 минуты)

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я, рада приветствовать Вас на своём мастер-классе, и хочу поделиться опытом использования приёмов мозжечковой стимуляции и моторного планирования в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и проблемы в развитии.

Как рождается мастер-класс. ?

Мастер- класс рождается не просто:

Порой- с наивного вопроса,

Порой- со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле-

Он вырывается на волю.

Нам отдаёт себя на милость,

Смотрите! Что- то получилось…

Итак, представим обычную ситуацию, ребёнок-дошкольник приходит на занятие к учителю-логопеду : с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, конечно короткие. С другой стороны, это ребёнок с речевой патологией, плюс если это ещё ребёнок с проблемой в развитии.

При просмотре одного из вебинаров, меня заинтересовала тема «Моторное планирование и мозжечковая стимуляция». Я стала изучать эти приёмы, постепенно внедрять их в образовательную деятельность с детьми. Конечно понадобилось дополнительное оборудование – это балансировочная доска «Сибирский балансборд», доска Баламетрикс (доска Бильгоу, названная в честь американского педагога, школьного учителя Френка Бильгоу). (слайд 2)

Мозжечковая стимуляция-это упражнения на неустойчивой поверхности, позволяющие развивать участки мозга, формирующие различные навыки.

Мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. (слайд 3)

Моторное планирование — это способность понять, спланировать, реализовать, незнакомое двигательное действие. (слайд 4)

Попробую продемонстрировать новизну и простату приемов моторного планирования и мозжечковой стимуляции в своей работе. Хочу отметить, что эти приёмы являются современными, здоровьясберегающими.

Приглашаю принять участие в моём мастер классе 2 человека.

У Вас будут помощники, сибирские балансборды или как я их называю балансир. Что бы вы познакомились с ними поближе прошу снять обувь и встать, расставив ноги на ширине плеч.

Сейчас мы поиграем и поболтаем!

Повнимательней, коллеги.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

• Он слон – она …

• Он лось – она …

• Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

• Он морж – она …

• Он заяц – она …

• Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

• Он тигр – она …

• Он осел – она …

• Он баран – она … (овечка)

Основная часть (20 минут)

Артикуляционная гимнастика.

Логопедическое занятие мы начинаем с чего?

Верно с артикуляционной гимнастики. С тренировки языка.

Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

Стандартная артикуляционная гимнастика становится не интересна ребёнку

Предлагаю попробуем творческо-музыкальный прием.

«Упражнения под трек» («Ягода малинка») (слайд 5)

1. «Качели»

2. «Часики

3. «Футбол

4.«Дудочка»-«Улыбочка»

Можно подключить руки, пальчики, шариком су-джок

Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

Развитие речевого дыхания. (слайд 6)

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

«Мыльные пузыри» глубокий вдох носом, на выдохе сдуваем пузыри (на сильный речевой выдох)

Занятия на развитие моторики (слайд 7)

В Каждой группе есть дети имеющие свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.

Задачи коррекционного обучения с этими воспитанниками усложняются: работа над развитием понимания речи, активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной фразовой речи, а также подготовка артикуляционной базы для усвоения и постановки отсутствующих звуков. Речевая активность требует сложного моторного планирования. Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений.

Коллеги предлагаю выполнить упражнение

Возьмите в руки шарик су-джок, будем автоматизировать слоги с чередованием гласных звуков. Прошу встать на балансир. Повторяйте за мной АСА, ОСА, ИСА, ЭСА, УСА,

Слоговая структура речи (слайд 8)

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных является такое нарушение как слоговая структура слов. Для коррекции нарушений я использую упражнения «Ритмические ряды». Это выкладывание предметов в определённой последовательности. Цель таких упражнений: развитие оптико-пространственной и серийно-последовательной переработки информации. На экране вы видите некоторые игры. Можно придумывать массу интересных заданий. Но, важно чтобы ребёнок научился удерживать в голове последовательность выполняемых действий, и в первую очередь это важно для речи. Здесь уже накладывается моторное планирование.

Коллеги! Предлагаю вам выполнить интересное задание.

1. Перед вами тарелка с орехами, большой и маленький (природный материал).

Выложите в определённой последовательности, большой… маленький и т. д.

На большой орех ставим кулачок а на маленький указательный палец. Попробуйте. Теперь подключаем слоги – СА…ША и тд. Вам может это задание показаться простым, но для детей с ОВЗ оно вызывает трудности.

2. Похожее упражнение можно выполнить на мозжечковую стимуляцию. Одновременно двумя руками берём маленький орех и по контуру выкладываем фигуру. Здесь отрабатываем автоматизацию разных звуков, дифференциацию, разучиваем чистоговорки.

Упражнения на обогащение словарного запаса с использованием «Волшебного кармана» (слайд 9)

У детей ОВЗ бедный словарный запас

1. «Цветные фантазии»

Коллеги, предлагаю найти на «Волшебном кармане» белый квадрат, закрыть его тактильным мешочком и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета : снег, мел, сахар, заяц, халат и т. п. Упражнение выполняется, балансируя на доске. Предлагаю поставить доску вертикально по отношению к карману.

Молодцы, у вас всё получилось

Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений. Для воспитания моторного планирования при проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:

• быстро выполнять и пропускать то, что уже получается;

• останавливаться и прорабатывать те упражнения, которые не получаются до тех пор, пока они не перейдут на уровень автоматизма;

• упражнения должны выполняться регулярно;

• упражнения должно продолжаться не более 5 минут.

Я продолжаю изучать тему, и на данном этапе пришла к выводу, что мозжечок и виды моторики - это ключ к полноценному обучению, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. При постоянной работе на балансире, можно заметить много изменений в речи дошкольников, он помогает развивать внимание, способствует концентрации всех видов памяти, помогает ребёнку планировать свои движения, упражнения на балансире способствуют развитию речи в целом.

Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут) (слайд 11)

По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

Уважаемые коллеги! Попрошу Вас подойти к столу возьмите су-джок, откройте его, возьмите в руки колечко и с помощью колечка выскажите своё мнение. (слайд11)

Большой – для меня было много интересного и важного

Указательный – упражнения и приёмы буду применять в своей деятельности

Средний – для меня было недостаточно данной информации

Безымянный – не все приёмы представлены ясно

Мизинец – данные упражнения мне известны, но я их не использую

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для логопедов «Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ»
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 12:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД