Приложение МААМ

Мастер-класс «Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду»

Елена Железкина
Мастер-класс «Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

[i]Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском са ду. [/i]

Недавно я закончила курсы по теме: «Уроки ораторского мастерства в детском саду». Эту тему выбрала не случайно. За время, которое я посвятила работе с детьми, заметила, что многие дети бояться выступать на праздниках: петь песни, читать стихи, да и просто высказать свою точку зрения (я работаю со старшими дошкольниками). Изучая материалы по этой теме, я включила в свою работу и сторителлинг. От английского слова «storytelling» - рассказывание историй. Это формат разных историй с поучительным, смешным, трогательным сюжетом, с вымышленными или реальными героями.

Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду“» размещена в разделах

Ранний возраст (2-3 года) :

Взрослый помогает ребё нку отвечать на простейшие и более сложные вопросы: кто, что, какой, что делает, во что одет, куда идет);

Ребёнок в 2,5 года не может самостоятельно эмоционально и выразительно составить рассказ из личного опыта, например: рассказать о новой игрушке. Взрослый помогает ему задавая наводящие вопросы: Какая игрушка? Что делает? Какая на ощупь? И вот уже ребёнок рассказывает о своей новой игрушке.

Можно использовать в работе с детьми звукоподражательные элементы. Например: ребёнок отдыхал у бабушки, видел козочку или собачку. Спросить у ребё нка как козочка кричит: «Ме-ме», а собачка: «Гав, гав». Впоследствии ребёнок, показывая предмет на картинке правильно называет его, и говорит какие звуки произносит то или иное животное.

Постепенно приучаем детей делиться своими впечатлениями, эмоциями. Тем самым закладываем основы сторителлинга.

Младший возраст (3-4 года) :

Развивать диалогическую форму речи. В этом возрасте формируется начальная стадия диалога. Наблюдая за птицами во время прогулки, спросить у детей: «Какая птица? Ты видел, как она поджала лапку? Почему? Наверное ей холодно?» Ребёнок с удовольствием ответит на эти вопросы и задаст свои. Тем самым развиваем не только речь, о и предпосылки к сторителлингу.

Так же вовлекаем детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Тем самым обучаем умению вести диалог с педагогом.

Средний возраст (4-5 лет) :

Обсуждать информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Например, рассказывая детям о диких или домашних животных, не ограничиваться показом картинок, а использовать элементы подражания (как ходит пингвин, как прыгает заяц и т. д.)

Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину.

Описывая картину, ребёнок проводит аналогию с историями из личного опыта. Если на картине изображены зимние забавы, то ребёнок вспоминает, как он катался с папой на горке или строил крепость со старшим братом.

Детям дошкольникам очень важна наглядность. Если нет возможости понаблюдать например, за живой белкой или за какими-то природными явлениями, то можно использовать обучающие мультфильмы.

Старший возраст (5-6 лет) :

В старшей группе начинаем развивать монологическую форму речи. Здесь мы максимально подходим к сторителлингу. Учим детей рассказывать историю от первого лица : либо это игрушка, либо изображение на картинке, либо ребёнок рассказывает свою историю.

Учим связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Например: у нас есть несколько предметных картинок или сюжетные картинки и ребёнок может выбирать из них, какую историю он расскажет. Можно провести такую игру: ребёнок выбирает понравившиеся ему картинки (для начала нужно взять немного картинок) 3 штуки, уходит за другой стол. Раскладывает картинки в нужной последовательности, и придумывает свой рассказ по картинкам. Например: Маша взяла картинку с мячом, с плавающем в море дельфином и грозой. Получилась такая история : «Жил был в море дельфин. Звали его Весельчак. Он очень лбил играть и веселиться. И вот однажды в море он поймал мячик, который упал с парохода. Весельчак играл с мячиком каждый день, но как – то раз началась гроза, и поднялся сильный ветер. Мячик унесло очень далеко. Дельфин очень грустил, но вскоре опять началась гроза и мячик вернулся. Весельчак был очень рад» Вот такая история может получится у Маши, но это ещё не сторителлинг. С помощью таких игр поводим детей к сторителлингу.

Развиваем умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Так же ребёнок глядя на картинки может вспомнить, как он отдыхал на море с родителями и рассказать истории из своего личного опыта. Здесь наводящие вопросы не задаём и поощряем ребёнка за рассказ, даже если он и не отдыхал на море с родителя ми, а просто придумал эту историю, увидев картинку.

В старшем возрасте учим детей придумывать свои концовки к сказкам. Рассказать детям сказку, а концовку предложить придумать самим, всячески поощряя вымысел.

Подготовительная группа (6-7 лет) :

В этом возрасте совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогаем детям составлять план рассказа и придерживаться его. Здесь очень хорошо использовать мнемотаблицы. С помощью мнемотехники рассказываем сказки и учим стихотворения.

Варианты сторителлинга :

- История, построенная на 3-5 ключевых словах

Например: картинки с изображениями Маши, солнышка, мячика. Ребёнок составляет рассказ такой, какой хочет, но обязательно использует эти картинки в рассказе, можно добавить других персонажей, можно составить несколько рассказов. Наглядность нужна для того, чтобы ребёнку легче было составить рассказ. Воспитатель побуждает ребёнка говорить более развёрнуто и эмоционально. В эту игру можно включить всех ребят, прикрепить на доску эти три картинки и во время рассказа, другие ребята рисуют свой рассказ на эту тему. Затем устроить выставку рисунков и показать детям, какая история получилась. Можно включать прямую речь.

- История, построенная по ассоциативному ряду

Здесь взрослый выступает с ребё нком в паре: можно работать с картинками, а можно и без них. Всё зависит от умения ребёнка составлять рассказ. Ребёнку предлагают выбрать любую картинку и вступая в диалог придумываем одну историю по очереди. Например, на картинке изображены две девочки, играющие во дворе. Ребё нок начинает рассказ с такой фразы: «Во дворе играли две девочки. Их зовут Таня и Оля. Они подруги и любят играть вместе» Воспитатель продолжает: «Таня и Оля любят играть в куклы. Когда хорошая погода они играют во дворе, а когда на улице дождь девочки идут к Тане или к Оле» Ребё нок: «Дома мама их угощает чаем и вкусным пирогом» Здесь ребёнок может перейти на историю из личного опыта, и рассказать какие пироги печёт его мама. Таким образом, история может быть бесконечной.

Структура сторителлинга :

История или повествование, где обязательно есть начало, кульминация, конец и главный герой. У героя есть цель и мотивация и по ходу истории он преодолевает некое препятствие. Это универсальное описание истории.

Сторителлинг – это творческий процесс без жёстких границ, правил, как надо и не надо составлять историю. Обычно это короткие истории 5-10 предложений.

Можно предложить детям задание на дом, чтобы они придумали каждый свою историю на общую тему : здоровье или профессии. Провести вечер сторителлинга. Каждый расскажет свою историю и подкрепить свой рассказ рисунком или картинкой.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду»
Опубликовано: 21 января 2023 в 19:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Железкина (УИ 1065326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД