Надежда Львова
Мастер-класс с педагогами МДОУ «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 27 «ТЕРЕМОК»
п. ЗАГОРОДНЫЙ КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Конспект
Мастер-класса с педагогами МДОУ
«Детский сад № 27 «Теремок» на тему :
«Методы и приемы технологии Л. Б. Фесюковой
Воспитатель 1
квалификационной категории
Публикация «Мастер-класс с педагогами МДОУ „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Н. С. ЛЬВОВА
31 октября 2017 г.
Мастер-класс «Сказки гуляют по свету»
Педагог-мастер: воспитатель 1 квалификационной категории Н. С. Львова
Содержание мастер-класса
1 ЭТАП: Презентация педагогического опыта
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (основные понятия, этапы, методы и приемы).
Задачи мастер класса:
1. Познакомить педагогов с одним из методов работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);
2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;
2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Оборудование: шапочки героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с резиновыми фигурками героев сказки «Колобок», слова для каждого героя, мячи, доска, магниты, картинки с изображением колобка, пенька, елки, дерева, дома, цветка, картинки диких животных.
Актуальность:. Сказки есть в каждом доме и, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Г. Альтшуллер, М. Шустерман совершенно справедливо утверждают следующее: существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке – дурачку и т. п.
Но … сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компъютер в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компъютера, чем с книгой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, предлагаю использовать в нашей работе специальную универсальную схему, разработанную педагогом
Л. Б. Фесюковой, которая помогает этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, т. е. научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.
Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.
Язык сказок сближает людей.
Сказка пробуждает творческие силы человека.
Сказка несет свободу.
Поскольку в этом учебном году приоритетным направлением работы нашего ДОУ является РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, я хотела остановиться на одном из разделов схемы Л. Б. Фесюковой «Речевая зарядка».
Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке. Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:
1. Знакомство.
2. Ритуал вхождения в сказку.
3. Рассказывание сказки.
4. Сказочная задача.
5. Обобщение приобретенного опыта.
6. Ритуал выхода из сказки.
7. Рефлексия.
1 Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники «Знакомятся» друг с другом)
Педагог: Уважаемые коллеги! Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой!
Упражнение «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. (назвать свое имя и имя сказочного героя по первой букве своего имени.) Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т. д.)
Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания участников.
2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев.
Педагог: Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.
(Педагог предает «Чудесный - мешочек», в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет, у кого глаза- тот наблюдатель).
Педагог: Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Нужно закрыть глаза и,медленно поворачиваясь вокруг себя повторять за мной :«Вокруг себя я повернусь,в героя сказки превращусь».
(В это время педагог одевает каждому герою шапочку персонажа.)
Вот вы и стали героями русских народных сказок и наше путешествие начинается. Уважаемые герои займите свои места.
Звучит спокойная музыка, герои рассаживаются.
3 этап «Рассказывание сказки» Придумываем Зачин - начало сказки. (Жил-был., или в некотором царстве, в некотором государстве ….)
Педагог начинает рассказывать сказку.
Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.
Педагог: Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.
Дед: Баба, испеки мне колобка.
Педагог: А баба- то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.
Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)
Педагог: Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и покажем, как бабка испекла Колобка.
Раздаются мячики участники мастер-класса и выполняют гимнастические упражнения.
Цель: Координация речи с движениями
Педагог: Жили-были дед да баба на полянке у реки.
И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)
И любили они очень на сметане колобки.
И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)
Хоть у бабки мало сил - бабка тесто замесила.
И. п. - Мяч впереди, пружинка.
Раскатала колобка.
И. п. - Катать мяч между ладоней.
Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.
Педагог одевает маску Колобка.
Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.
Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.
Только сказку не простую необычную такую. Вы согласны? (Да.)
Педагог: Тогда продолжаем. Пройдите к зеркалам, располагайтесь поудобней и продолжим путешествие по сказке.
Артикуляционная гимнастика «Колобок»
Педагог : Похвалилась перед дедом Бабка славным Колобком. - «Болтушка»
Положила на окошко. Остудить его немножко. - «Лопатка»
Колобок чуть полежал. И тропинку увидал. - «Часики»
Он с окошка быстро скок, Покатился во лесок. - «Лошадка»
Музыкальный проигрыш, герои делают круг по залу, останавливаются. Дыхательная фонематическая гимнастика
А в лесочке ветерок травку качает У-у-у - тихо
Деревья раскачивает У-у-у - громко
Листочки шевелит Ш-ш-ш - тихо
Пчелки летают Ж-ж-ж - громко
Педагог : Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите свои места. Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.
4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
Педагог: Следующий этап самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:
- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;
- описываем реакцию героя на случившееся;
- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует
решить проблему;
- в итоге Герой (в данном случае Колобок) должен справиться с
ситуацией, найти верное решение.
Педагог : (рассказывает) Катится по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.
Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?
Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.
Колобок: А где твои родители?
Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.
Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?
Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить (виновато).
Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.
Игра «Весёлая семейка».
Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья. Заяц ищет на картинках заячье семейство.
Колобок: Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.
Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.
Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему волчок серый-бочок.
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.
Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.
Колобок подходит к доске и с помощью демонстрационного материала показывает как перемещается колобок: на пенек, за дерево,в кусты и т. д.
Колобок: Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.
Педагог: Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.
Волк: Ох и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал, есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в ту интересную игру с друзьями.
Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему медведь.
Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать!
Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.
Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.
Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.
Колобок: Я тебе Миша помогу.
Игра «Сказки перепутались»
Отгадай-ка Миша загадку, не из этой ли ты сказки?
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
Колобок: Хорошо, но вот это сто процентов про тебя.
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Колобок : Ну а следующая загадка.
Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
Ну вот ты и нашел свой дом Миша.
Медведь: Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал.
Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса.
Увидела колобка, села на пенек и запричитала.
Лиса: Несчастная я., бедная я., одинокая я. ,
Педагог: Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот». Лиса говорит свое обращение, а вы герои противоположное по значению слово.
Лиса: Бедная я -., несчастная -., ах, длинная дорога тебе домой колобок -.
Ох, бедная я, одинокая (плачет).
Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению коллектива, оказывать поддержку и сопереживать чувствам других.
Ход игры:
Педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца - шаг вперед, стук сердца - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидания, до скорых встреч
Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).
Педагог: Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да друзей в гостях принимать.
5 этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники отвечают на вопросы педагога. .
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
- Чему Вас учит эта сказка?
6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных
героев в простых людей).
Педагог: А сейчас, уважаемые педагоги, прошу Вас вернуться в свой детский сад из сказочного приключения, но для этого нужно сказать слова.
Повторяйте за мной :«Вокруг себя я повернусь и в педагога превращусь.».
7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)
Педагог: Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой в разделе «Речевая зарядка» по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой работы педагога по развитию речевой активности дошкольника,которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?