Жанна Коростелева
Речь педагога — это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС
Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»
Разработчик: Ж. И. Коростелева, зам. зав. по ВМР МБДОУ "Детский сад № 30 "Жемчужина" Свердловской обл. ,г. Лесной
Цель: Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ.
План:
1. Актуальность
2. Приветствие-Знакомство
3. Притча
4. Битва с ошибкой
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
6. Кроссворд «Речевая коммуникация»
7. Прочитай послание
8. Рефлексия по итогам
Педагогический продукт:
Публикация «Речь педагога — это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей,» размещена в разделах
1. Тематический кроссворд
2. Криптограмма «Прочитай послание»
3. Анкета «Стиль педагогического общения»
4. Анкета «Знатоки русской речи»
5. Буклет «Упражнения для речевого дыхания»
Целевая аудитория: заместители заведующих по ВМР
Ход методического мероприятия:
Слайд 1. - «Речевые коммуникации педагога детского сада»
Наша сегодняшняя встреча посвящена речевым коммуникациям или другими словами общению. Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
В современных исследованиях выделяются компоненты профессиональной речи и требования к ней (указываю на слайд)
Слайд 2. - Компоненты профессиональной речи педагога
Экзюпери считал, что на земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему - роскошь человеческого общения. В наше время эта роскошь становится дефицитом. Общение - это Встреча. Встреча личностей, когда происходит Открытие. Открытие другого, себя, мира. И тогда - это на самом деле - роскошь, поскольку бывает нечасто. Но если Вы готовы к Открытию - тогда все возможно и это открытие предлагаю начать с Приветствия-Знакомства
И все же, назовите ваше имя и подберите на первую букву имени существительное, отвечающее вашему ожиданию от встречи.
Спасибо. Постараюсь оправдать ваши ожидания. И «Рискну попробовать». Начну с притчи.
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Как вы думаете:
Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
Какие черты характера характеризуют последнего претендента?
Да, действительно часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает увиденное и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
Предлагаю совместно отработать некоторые приемы формирования коммуникативных умений у воспитателя
И вот первый приём - Битва с ошибкой.
Слайд 3. - Битва с ошибкой
Попробуйте определить есть ли здесь ошибка, если есть, тот в чем?
Действительно, с точки зрения грамматических правил все написано, верно. Но в русском языке есть еще и свои негласные правила, которые нельзя найти, ни в одном учебнике.
У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Фамилия принадлежит всей семье, по ней можно узнать, к какому роду вы принад-лежите. Отчество дается по имени отца, и по нему можно получить информацию о нем. Имя дается при рождении, оно принадлежит только вам. Если родители назвали вас Оксана, сестру уже так не назовут, хотя и фамилия, и отчество у вас будут одинаковыми. И обращаться к человеку нужно не по фамилии, а по имени: не «Иванова», а «Оксана» или, если это взрослый, — «Оксана Александровна». Если, представляя человека, мы на первое место ставим его фамилию — «Петрова Мария Ивановна», — мы проявляем неуважение к человеку и равнодушие к его личности. Если же мы выделим имя — «Мария Ивановна Петрова», — мы и выразим уважение, и не забудем о нормах вежливости, и покажем человеку, что он нам приятен.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют соответствие речи языковым нормам, то есть речь педагога должна быть Правильной.
Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Перейдем к следующему приему.
Слайд 4. - Укажите пример с ошибкой в предложенном варианте.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
А теперь выберите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
Слайд 5. - Укажите правильный вариант
Молодцы! Вы владеете нормами формообразования. Думаю, этот прием поможет вам в работе с воспитателями над культурой речи.
Разгадывание кроссвордов это возможность на практике проверить свои знания. Вашему вниманию хочу представить кроссворд, на тему «Речевые коммуникации», с помощью него сегодня вы можете проверить свои знания в области теории, а затем и знания воспитателей. На выполнение этого задания отводится 5минут.
Слайд 6.- Кроссворд «Речевая коммуникация»
Давайте проверим и сравним полученный результат. Ну, что молодцы! Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам».
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо на глиняных дощечках, узелковая письменность, зарубки и т. д. «Криптография»- тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему. Следующий приём активизирует мыслительную деятельность, помогает на общение посмотреть с другой позиции. И, на мой взгляд просто интересный.
Попробуйте расшифровать и прочесть мое послание, код прилагается.
Слайд 7. - «Криптография»
Все мы в детстве увлекались Конан-Дейлем и его «Пляшущими человечками»
Слайд 8. - «Общение облагораживает и возвышает» (Л. Фейербах)
Здорово! Вы быстро расшифровали послание.
А вот еще, на Востоке, средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами является «Язык цветов», (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.
Это только маленькая толика интересных приемов, активизирующих и формирующих коммуникативные умения воспитателей.
Еще мне хотелось бы предложить вам анкеты «Стиль педагогического общения», «Знатоки русской речи» и ключи для их анализа, которые можно использовать в работе с воспитателями, а также буклеты «Искусство говорить с детьми», «Упражнения для речевого дыхания».
Закончить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы словами С. Л. Соловейчика: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога"
Мы стареемся не забывать об этом и. совершенствуемся!
Слайд 9. – Обратная связь
Чтобы узнать ваше мнение о нашем взаимодействии, предлагаю воспользоваться уже известным приемом: «Ласковушка» или «Мурашка». Пожалуйста! Кто готов оценить актуальность данной темы, поделиться своим мнением, помогут вам представленные приемы формированию коммуникативных умений у воспитателей?
Слайд 10.- Благодарю за работу!