Лена Николаева
Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»
▼ Скачать + Заказать документы
материал основан на технологии Т,Э, Тютюнниковой\
МАСТЕР – КЛАСС Прилагается призентация)
Тема : «Звуки, ноты и линеечки»
• Цель:
- показать использование игрового приема при знакомстве с элементами музыкальной грамоты и нотной записи.
• Задачи для воспитанников:
- развивать слуховое воображение, интуицию и ассоциативное мышление детей;
- дать представление об определенном высотном положении нот на линейках;
- познакомить детей с названием нот и закрепить их как последовательность;
Публикация «Мастер-класс, Тема: „Звуки, ноты и линеечки“» размещена в разделах
- создать для детей игровую ситуацию «исполнение по нотам» на металлофонах как итоговый результат
Сценарий мастер-класса
1. Педагог напевает зачин сказки:
«Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Вот по полю, полю, мышка бежит
Подбегает к теремочку и стучит»
Слайд №1
Педагог (комментирует) : Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому – то дверь и не открылась.
Попробуй, мышка, проиграть свою мелодию на колокольчике, может теремок и откроется.
Ребенок звонит, дверь не открывается.
Педагог: Наверное, мышка, ты играешь не ту песенку, которую надо сыграть, чтобы дверь отворилась. У меня на столе лежат карты, не простые – волшебные. (показывает) Это «ноты» для разных инструментов. В нотах прячется написанная музыка, которую надо правильно прочесть и сыграть, а потом исполнить. Выбери запись для колокольчика. Догадайся, и сыграй, так как там написано.
Мышка играет и теремок открывается. Мышка прячется в теремок.
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
По аналогии происходят события и с другими героями сказки.
Лягушка – деревянные ложки; Лиса – треугольник; Волк – маракас; Медведь - металлофон.
2. Когда к теремку подходит Медведь, и поет свою песенку:
Я Медведь, я Медведь,
Не умею я петь. (Импровизация)
Слайд №9
Педагог: Не открылся теремок. Тебе, Мишенька остался последний инструмент – металлофон и последняя музыкальная запись.
Прочитай ее внимательно, сыграй эту песенку на металлофоне и спой ее, может теремок откроется.
Слайд №10
(Импровизация по любым пластинам. Медведь играет и поет, но дверь не открывается.)
Педагог спрашивает у детей, что случилось? После ответов детей их следует навести на мысль, что песенка записана настоящими нотами, поэтому и не могут сыграть песенку.
Педагог: Конечно, эта песенка записана настоящими нотами, а мы не знаем нот, поэтому не правильно играем. Что же делать? Я вам сейчас помогу.
Педагог раздает пособие – «бумажное пианино».
Слайд №11
Педагог: На пианино, вы видите клавиши. Найдите желтенький кружочек и поставьте на него указательный пальчик. Это нота «ДО» я пропою вам название нот, а вы, будете пальчиком подниматься по клавишам вверх.
(Поет). И снова поставьте пальчик на желтый кружочек, нотку «ДО».
А теперь спойте вместе со мной.
Педагог поет:
Кошка села на такси,
Кошку звать мадам Люси,
Пела Кошка у окошка:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Последнюю строчку повторить со всеми детьми).
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с названием нот. Может сейчас у Медведя получится сыграть и спеть песенку?
Медведь поет, но у него не получается.
Педагог: Что же еще мы не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?
(Поет)
Чтобы ноты прочитать
Надо очень точно знать,
Где, какие ноты тут
На линеечках живут.
Мы с вами знаем, что нотки живут на нотном стане.
А сегодня мы узнаем, где живут нотка «СОЛЬ» и нотка «МИ».
Для этого возьмите на столе «нотный лист». (музыкально-дидактическое пособие «Подвижные нотки» (21x29,7 см) дети учатся наблюдать за ритмическим и высотным соотношением звуков : передвигать пуговицы больших и малых размеров соответственно услышанным звукам. Таким образом дошкольники знакомятся с длительностью звуков, расположением их на нотном стане. При работе с пособием ведущая роль отводится размеру пуговиц и их обязательному соотношению 1x 2: одна большая (долгий звук) и 2 маленькие (короткие звуки).
Пуговички похожи на настоящие нотки.
Первую пуговичку поставьте на вторую линеечку. А теперь это уже не просто нотка, а нотка «Соль». (Давайте пропоем).
А вторую пуговичку поставьте тоже на вторую линеечку. Теперь у нас две нотки «Соль» (Пропоем)
Третью пуговичку поставьте на первую линеечку – это нотка «МИ»
Слайд №12
Обратите внимание, у вас перед глазами «Песенка Медведя», которая записана настоящими нотами.
Слайд №13
В ней есть нотка «Соль»?
А нотка «Ми»?
Посмотрите, похожа ли песенка медведя на ту песенку, которую мы выложили на нотном листе.
Педагог поет:
Соль – ми, соль – ми
В руки палочки возьми!
Слайд №14
Педагог: Вы видите, что нота «СОЛЬ» отмечена красным кружочком, нота «МИ» отмечена зеленым цветом. Давайте сыграем, что записано в нотах.
Дети играют.
Педагог: А теперь к нашей мелодии добавим слова.
Слайд №15
Дети играют и поют.
Педагог: Ну что, Мишенька, сыграй и спой свою песенку по нотам.
Медведь играет и поет. Теремок открывается.
Педагог: Мы все теперь жители этого чудесного музыкального теремка. Я предлагаю вам спеть веселую песенку.
Песня:
Будем в тереме жить-поживать
Будем песни мы петь распевать
Если в гости придет к нам медведь
То по нотам научим мы петь.
Слайд №16