наталья башкирцева
Мастер-класс «Теневой Лего-театр. Построй свою сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Внедрение инновационной формы работы в музыкально - театральной деятельности, с использованием LEGO–моделирования.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Теневой Лего-театр, Построй свою сказку“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Сценарии по сказкам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Формировать мотивацию у участников образовательного процесса, на использование в театральной деятельности конструктора LEGO;
• Создать игровую среду для самостоятельной музыкально - театральной деятельности;
• Заинтересовать участников в изготовление тематических построек из конструктора LEGO и дать сведения о способах обыгрывания сказок.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС настала необходимость реформирования содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить применение интегрированного подхода к реализации образовательного процесса. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Педагогическая технология применения «Теневого театра» с использованием LEGO-моделирования, помогает расширить возможности и детей и позволяет в увлекательной форме познакомиться с музыкально - театральной деятельностью. Побудить к активному взаимодействию, развивая речь, проявить фантазию, общение и развитие коммуникативных навыков.
Театральные постановки, можно проводить в различных вариантах с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а также применять для детей с ОВЗ.
Работа может быть организована с группой детей, в подгруппах, в индивидуальной форме работы, с привлечением специалистов или с родителями.
Планируемый результат:
Побудить интерес участников к музыкально-театральной деятельности, конструированию и обыгрыванию LEGO - сказок перед зрителями.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Известный психолог С. Л. Рубинштейн в своих трудах писал, «в игре, как и в фокусе, собираются, в ней проявляются, через неё формируются все стороны психической жизни личности». В игровой деятельности особое место занимает обыгрывание сказок по ролям. Такие занятия способствуют развитию мышления, воображения, творчества, а так же развития речи. Однако, для того, чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь познакомить ребёнка со сказкой. Необходимо более подробно остановиться на содержании сказки, обыграть её, смоделировать ключевые моменты.
Работа со сказкой представлена на примере «теневого театра» с использованием LEGO– моделирования.
Рассмотрим основные этапы работы:
1 этап. Выбираем сказку (сюжет постановки)
Вместе с детьми читаем, смотрим мультфильм или самостоятельно сочиняем сюжет сказки. Дети могут выбрать любых персонажей или ввести нетрадиционные, использовать замещение из других видов театров. (Пальчиковые куклы, палочковый театр и другие). Или импровизировать по сюжету придуманной сказки.
2 этап. Выявляем сюжетную линию сказки
Для выявления сюжетного построения сказки мы будем использовать индуктивный метод. Для этого целесообразно выполнить ряд заданий.
Примеры заданий:
1. По фрагменту сказки найти предложенную иллюстрацию.
2. Выкладывание картинок в соответствии с последовательностью сказки (сюжета).
3. Рассказать последовательность событий (Что было в начале, в середине, в конце сказки). Если дети затрудняются, можно продемонстрировать им визуальную опору, показав соответствующую картинку и задать вопросы.
Примеры вопросов:
- Кто главный герой сказки?
- Назови главных героев по именам? и т. д.
Важным моментом является ознакомление детей с содержанием сказки через вопросы педагога. Можно использовать приём акцентирования внимания ребёнка на определённых моментах сказки.
Вводить персонажей, начиная с сюрпризного момента, преподнося коробку с деталями и фигурками LEGO, обыгрывая её.
Пример: Сказка «Знакомство»
Все на свете в сказки верят,
Открываем в сказку двери!
Жила-была коробка. А в ней… Знаешь кто там живёт? Маленькие человечки, животные и много разных цветных кирпичиков, с выступами похожие на кнопочки.
- Тук! Тук! Тук! Можно к вам? (Открываем коробку)
- Здравствуйте! Добро пожаловать в страну сказок!
3 этап. Моделируем сказку, подбираем музыкальное сопровождение
На этом этапе дети учатся моделировать сказку на основе сконструированных ими персонажей и декораций, использовать готовые фигуры героев из конструктора LEGO.
Педагог предлагает детям изобразить действия персонажей и подобрать музыкальные инструменты для звуковых эффектов.
Пример: Волк сильный, ходит уверенно, говорит громким и грубым голосом (звучит барабанная дробь). А трусливые поросята говорят тихо, писклявым голосом (свистульки, пищалки).
Обратить внимание на музыкальное сопровождение. Подобрать музыкальные произведения, проанализировать и выяснить, для какой части сказки использовать то или иное музыкальное произведение. Или разучиваем слова песни, под которые персонажи совершают действия.
При помощи визуальной опоры, дети при поддержке педагога рассказывают всю сказку, а где необходимо, поют и подыгрывают на музыкальных инструментах.
Дети, которые освоили пересказ, выбирают себе роль одного из персонажей, обыгрывают её, передавая интонацию, высоту голоса персонажа и рассказывают сказку. А так же можно разыграть отдельные фрагменты сказки и сменить актёров.
Педагог может выбрать себе роль ведущего и контролировать действия детей.
Практическая часть
Оборудование и материалы:
• Набор конструктора LEGO DUPLO
• Лист бумаги А-4
• Источник света (можно использовать телефон с функцией фонарика)
• Декоративные элементы (животные, фигурки человечков, заборчик)
Атрибуты для теневого театра : Театральная сцена для представления, выстроенная из кубиков и декоративных элементов конструктора LEGO. Осветительный прибор. Готовые фигуры персонажей для чёткости изображения теневого отражения.
1 шаг
Построим каркас театральной сцены из декоративных элементов, кирпичиков LEGO и пластин. (Цвет, размер и форму конструкции выбрать самостоятельно, в зависимости от поставленных задач).
2 шаг
Поместим между конструкциями белый лист бумаги формат А-4 и построим сцену позади экрана.
3 шаг
Конструируем подставку для источника света напротив бумажного листа и устанавливаем осветительный прибор.
4 шаг
Украсим театр и выберем актёров к выступлению. Конструируем декорации по замыслу. В качестве декораций предлагаем собрать различные деревья на переднем плане. Можно собрать деревья и лес «по готовой модели».
шаг
Включим фонарик и начинаем представление.
Рефлексия
Задание «Выбери цвет» (эмоцию, настроение)
• Если технология интересна – красный кубик;
• Если технология не интересна – жёлтый кубик.
Вывод: использование LEGO-технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ и целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребёнка, является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.
В результате чего, ребёнок становится более целеустремлённым, работоспособным и эмоционально-отзывчивым.
Это эффективное средство, которое помогает объединить усилия педагогов, семьи в решении вопроса воспитания и развития ребёнка.