Приложение МААМ

Мастер-класс. Теоретические основы

Розалия Ахметшина
Мастер-класс. Теоретические основы
▼ Скачать + Заказать документы

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Сегодня современному педагогу для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо обнаружить и развить свои способности. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Публикация «Мастер-класс, Теоретические основы» размещена в разделах

Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы. Одним из эффективных методов воспитания инновационной культуры педагога является мастер-класс.

Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Мастер-класс – это показательное занятие педагога. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.

Мастер-класс, как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам как внутри детского сада, так и для педагогов города.

Преимущества такого подхода:

- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

- развитие гибкости мышления;

- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Для того чтобы организовать мастер-класс, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.

Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

Деятельность участников мастер-класса :

- изучение разработок по теме мастер-класса;

- участие в обсуждении полученных результатов;

- постановка вопросов, получение консультаций;

- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;

- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:

«Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен :

- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

-педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п. ;

-педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;

- методистов образовательных учреждений.

Мастер-класс не является ни семинаром, не тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.

Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования.

Как показала практика, для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов:

- положение о мастер-классе

- памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса.

- информационная справка о мастер-классе.

- план-конспект мастер-класса.

- анкета для участника мастер-класса.

Положение о мастер-классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.

Памятка для педагога-мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.

Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.

План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.

Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т. е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Информационная справка о мастер-классе

Структура информационной справки:

- тема мастер-класса;

- место проведения (учреждение, отдел, аудитория, дата, время;

- Ф. И. О. автора, его фото (можно в окружении детей);

- сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);

- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);

- рекомендуемая литература;

- контактный телефон автора, электронный адрес.

План-конспект мастер-класса

Тема:

Ф. И. О. педагога мастера__

Дата проведения__

Время проведения __

Место проведения___

Продолжительность мастер-класса___

Цель мастер-класса : ___

Задачи:

- обучающие (перечислить);

- развивающие (перечислить);

- воспитательные (перечислить).

Оборудование: __

Раздаточный материал:

Ход мастер-класса : - вводная часть,

- основная часть,

- заключительная часть.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры,

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Таким образом, благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в детском саду. Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность. В связи с этим проведение мастер – класса имеет огромное значение для формирования у педагогов профессиональных умений и навыков, повышения уровня педагогической культуры и мастерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

2. Пахомова Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

3. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Публикации по теме:

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.

Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс. Теоретические основы
Опубликовано: 9 октября 2016 в 18:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс. Теоретические основы» (включая файлы) размещена пользователем Розалия Ахметшина (УИ 336920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД