Розалия Ахметшина
Мастер-класс. Теоретические основы
▼ Скачать + Заказать документы
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.
Центральным звеном образовательной системы является педагог. Сегодня современному педагогу для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо обнаружить и развить свои способности. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.
Публикация «Мастер-класс, Теоретические основы» размещена в разделах
Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы. Одним из эффективных методов воспитания инновационной культуры педагога является мастер-класс.
Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.
Мастер-класс – это показательное занятие педагога. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.
Мастер-класс, как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам как внутри детского сада, так и для педагогов города.
Преимущества такого подхода:
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Для того чтобы организовать мастер-класс, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.
Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности.
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Деятельность участников мастер-класса :
- изучение разработок по теме мастер-класса;
- участие в обсуждении полученных результатов;
- постановка вопросов, получение консультаций;
- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.
При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:
«Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.
Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен :
- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
-педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п. ;
-педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;
- методистов образовательных учреждений.
Мастер-класс не является ни семинаром, не тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.
Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.
Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования.
Как показала практика, для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов:
- положение о мастер-классе
- памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса.
- информационная справка о мастер-классе.
- план-конспект мастер-класса.
- анкета для участника мастер-класса.
Положение о мастер-классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.
Памятка для педагога-мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.
Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.
План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т. е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Информационная справка о мастер-классе
Структура информационной справки:
- тема мастер-класса;
- место проведения (учреждение, отдел, аудитория, дата, время;
- Ф. И. О. автора, его фото (можно в окружении детей);
- сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
- рекомендуемая литература;
- контактный телефон автора, электронный адрес.
План-конспект мастер-класса
Тема:
Ф. И. О. педагога мастера__
Дата проведения__
Время проведения __
Место проведения___
Продолжительность мастер-класса___
Цель мастер-класса : ___
Задачи:
- обучающие (перечислить);
- развивающие (перечислить);
- воспитательные (перечислить).
Оборудование: __
Раздаточный материал:
Ход мастер-класса : - вводная часть,
- основная часть,
- заключительная часть.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры,
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Таким образом, благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в детском саду. Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность. В связи с этим проведение мастер – класса имеет огромное значение для формирования у педагогов профессиональных умений и навыков, повышения уровня педагогической культуры и мастерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
2. Пахомова Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
3. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.