Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание»

Наталья Николаевна Куницына
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание»

Конспект урока русского языка в 8-ом классе на тему «Виды связи в словосочетании».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели урока : Закрепить знания о словосочетании; формировать умение определять вид подчинительной связи в словосочетании, развивать умение строить словосочетания с разными видами связи.

Ход урока.

I. Организационный момент

Публикация «Конспект урока русского языка в 8 классе по теме „Словосочетание“» размещена в разделах

1. О чем мы говорили на прошлом уроке? словосочетании.) Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? (Синтаксис)

2. Какие синтаксические единицы мы называем словосочетанием? (Словосочетание – синтаксическая единица, где есть главное и зависимое слово, которые связаны по смыслу и грамматически, между главным и зависимым словом подчинительная связь)

3. Что не является словосочетанием? (основа предложения (равноправны, однородные члены (сочинительная связь, предлог со словом, составная форма прилагательного или наречия, сложная форма будущего времени глагола, частицы со словом).

4. Как классифицируются словосочетания по главному слову? (наречные, именные, глагольные)

2. Проверка домашнего задания

Определите вид словосочетаний по главному слову. Распределите словосочетания на группы (глагольное, именное, наречное, сделайте разбор 2-ух словосочетаний. Все ли смысловые отрезки являются словосочетанием? Объясните, почему некоторые смысловые отрезки нельзя назвать словосочетанием.

1. гибкость ума (чего) сущ. + сущ. (именное)

2. русский язык (какой) сущ. + прил. (именное)

3. будешь мечтать не является

4. слишком рано нареч. + нареч. (наречное)

5. дождь прекратился не является

6. пожелтевшие от времени прич. + сущ. (глагольное)

7. необычайно приветлив прил. + нареч. (именное)

8. более красивый не является

9. второй этаж сущ. + числит. (именное)

10. улыбаясь другу дееприч. +сущ. (глагол.)

11. в течение урока не является

12. пусть вернет не является

13. очень громко нареч. + нареч. (наречное)

14. наш дом сущ. + местоим. (именное)

15. хочет рассказать глагол + глаг. (глагольное)

16. светящийся фонарь сущ. + прич. (именное)

17. радовался подарку глаг. + сущ. (глагольное)

18. писал красками глагол + сущ. (глагольное)

3. Выход на тему урока. Задайте вопросы от главного слова к зависимому. А теперь попробуйте распределить словосочетания по вопросам? Попробуем заполнить таблицу 1.

Какой? Чей? Падежные вопросы Как? В какой мере? Что сделать?

Русский язык Гибкость ума Слишком тонко

Второй этаж Пожелтевшие от времени Необычайно приветлив

Весь мир Радовался подарку Очень громко

Наш дом Писал красками Хочет рассказать

Светящийся фонарь Улыбаясь другу

Согласование Управление Примыкание

На прошлом уроке мы с вами распределили словосочетания на наречные, именные, глагольные по какому признаку (по главному слову). А что мы сделали сейчас, по какому принципу распределили словосочетания (распределили словосочетания по вопросам) То есть по видам подчинительной связи.

Какова же тема урока? Над чем мы будем сегодня работать? («Виды связи словосочетаний») Какова же цель урока?

4. Работа со словарем (консультанты, работа по группам (по рядам). Продолжите заполнять колонки таблицы.

Танцующий человек, ответил смеясь, встретил вас, лететь по небу, этим способом, решил выступить, пятилетний юбилей, радоваться победе, сильно огорчился, доволен успехом, восьмой класс, слишком рано, дважды два, её успехи.

1-ый ряд выписывает из упражнения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ

1. Что значит согласование? Т. е. зависимое слово согласуется с главным: ставится в тот же падеж, род и число, изменяется так же, как и главное слово

Танцующий человек, этим способом, пятилетний юбилей, восьмой класс.

2-ой ряд УПРАВЛЕНИЕ

2. Что значит управление? Т. е. главное слово управляет зависимым – ставит его в нужный падеж.

Встретил вас, лететь по небу, радоваться победе, доволен успехом.

3-ий ряд ПРИМЫКАНИЕ

3. Что значит примыкание? Т. Е. зависимое слово присоединяется только по смыслу, зависимое слово – неизменяемая часть речи или неопределенная форма глагола, а также несклоняемые существительные и местоимения.

Ответил смеясь, решил выступить, сильно огорчился, слишком рано, дважды два, её успехи

Проблемный вопрос: к какому типу связи относится данное словосочетание? Докажите, научно обосновав.

5. Заполним таблицу2Какие части речи бывают главными словами, а какие зависимыми в словосочетаниях разных видов. Наблюдаем по уже выполненной таблице 1.

6. Знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, пригодятся на экзамене после 9-го класса. Но задание там будет иное. Давайте вспомним, как называются слова, которые пишутся и слышутся по-разному, а обозначают одно и то же (СИНОНИМЫ). Что вы можете сказать об этих словосочетаниях?

Горный воздух (именное, согласование)

Воздух гор (именное, управление)

Да, эти словосочетания синонимичны по значению.

Замените словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ на словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ

Морской берег___

Речной залив___

Вишневый сок___

Кожаные сапоги___

Замените словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ на словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Чашка из фарфора___

Вода из родника___

Золото скифов___

Площадка для детей___

Замените словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ на словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

Слушали внимательно___

Временно закрыта___

Восторженно ответил___

Расставлены беспорядочно___

ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (стр. 115).

7. Постройте словосочетания с данными словами. Определите вид связи. Легко ли было составить словосочетания? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?

МОНУМЕНТ___

АПОФЕОЗ___

РЕВАНШ___

ОРНАМЕНТ___

КОЛОРИТ___

ЛАНДШАФТ___

8. Чему вы научились на уроке? Что узнали? Какие цели нами достигнуты?

9. Оцените свои знания, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим предположениям, вашему настроению.

Самостоятельная работа

1. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

Громкий ш…рох, сходить за багаж…м, горяч… спорить, совершить прыж…к,

стало свеж, говорить ш…потом, ноч…вка в лесу, рисовать карандаш…м, светит ярче,

его портфель, моя профессия, желанный гость, нарушение правил, надо подумать, ягоды

крыж…вника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, их дом.

2. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выпишите все словосочетания, определите вид связи. Разберите три словосочетания с разными видами связи.

Тихо я бреду по саду

Под ногами ж…лтый лист хрустит

Осень л…ёт предзимнюю прохладу

О прошедш…м лете говорит.

бреду по саду Бреду тихо

Хрустит под ногами Жёлтый лист

Льёт прохладу Предзимнюю прохладу

Говорит о лете о прошедшем лете

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 18, упр. 138

___

ТЕМА УРОКА___

1. Что такое словосочетание?

Словосочетание – синтаксическая единица, ___

2. Какие смысловые отрезки не являются словосочетанием?

1___

2___

3___

4___

5___

6___

7___

3. По главному слову словосочетания делятся на___

___

4. Домашнее задание. Все ли смысловые отрезки являются словосочетанием? Какие не являются? Почему? Определите вид словосочетаний по главному слову. Сделайте разбор 2-ух словосочетаний.

гибкость ума ___

русский язык ___

будешь мечтать ___

слишком рано___

дождь прекратился ___

пожелтевшие от времени ___

необычайно приветлив ___

более красивый ___

второй этаж ___

улыбаясь другу ___

в течение урока ___

пусть вернет ___

очень громко ___

наш дом ___

хочет рассказать ___

светящийся фонарь ___

радовался подарку ___

писал красками ___

___

___

___

___

___

___

ТЕМА УРОКА___

___

1. Заполнение таблицы

Какой? Чей?

Падежные вопросы

Как? В какой мере? Что сделать?

Тип связи Главное слово Зависимое слово

2. Распредели словосочетания по видам подчинительной связи. Выполните разбор

3-ёх словосочетаний разных видов связи.

Танцующий человек, ответил смеясь, встретил вас, лететь по небу, решил выступить, пятилетний юбилей, радоваться победе, сильно огорчился, доволен успехом, восьмой класс, слишком рано, село Тарханы.

3. Горный воздух (именное, согласование)

Воздух гор (именное, управление)

1. Замените словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ на словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ

Морской берег___

Речной залив___

Вишневый сок___

Кожаные сапоги___

2. Замените словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ на словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Чашка из фарфора___

Вода из родника___

Золото скифов___

Площадка для детей___

3. Замените словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ на словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

Слушали внимательно___

Временно закрыта___

Восторженно ответил___

Расставлены беспорядочно___

10. Постройте словосочетания с данными словами. Определите вид связи. Легко ли было составить словосочетания? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?

МОНУМЕНТ___

АПОФЕОЗ___

РЕВАНШ___

ОРНАМЕНТ___

КОЛОРИТ___

ЛАНДШАФТ___

___

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания».

1. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

Громкий ш…рох, сходить за багаж…м, горяч… спорить, совершить прыж…к,

стало свеж, говорить ш…потом, ноч…вка в лесу, рисовать карандаш…м, светит ярче,

его портфель, моя профессия, желанный гость, нарушение правил, надо подумать, ягоды

крыж…вника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, их дом.

2. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выпишите все словосочетания, определите вид связи. Разберите три словосочетания с разными видами связи.

Тихо я бреду по саду

Под ногами ж…лтый лист хрустит

Осень л…ёт предзимнюю прохладу

О прошедш…м лете говорит.

___

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание»
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 22:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД