Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»

Ирина Ломкова
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»

Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»

«Возможности домино в развитии познавательной активности, логического мышления. Стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей»

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только

из самостоятельно же приобретаемых знаний».К. Д. Ушинский

Цель: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через игру «Домино».

Задачи:

1. Формировать у детей умение обдумывать ходы мысленно, решать в уме задачу и проверять целенаправленными поисковыми действиями;

2. Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений: анализ, сравнение, обобщение, классификация;

3. Развивать внимание, память, воображение, пространственные представления;

4. Приобщать детей к зрительному анализу;

5. Поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать со сверстниками, контролировать свои действия.

Оснащение: Разновидности игрового домино, дидактического материала Домино Чаплыгина «Считаю, легко».

Введение

Актуальность

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и через обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в результате которого, развивается любознательность, мышление, познавательные умения. Следовательно, обеспечивается успешность дальнейшего изучения математики.

Ориентируясь на необходимость достижения основных целей дошкольного образования, кажется целесообразным осуществлять работу, включающую различные аспекты математического развития, выбором технологий на основе учета интересов, потребностей, уровня развития детей, а также уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.

Новизна

Способом выстраивания взаимодействия компонентов математических способностей детей, является систематическое и целенаправленное включение ребенка в деятельность в игре домино, требующую активизации познавательных процессов. Средством выстраивания является система математических заданий, в ходе выполнения которых реализуется ряд дидактических принципов: доступность, индивидуальная и личностно-ориентированная направленность, сознательность и активность, познавательная мотивация.

Особенность работы с домино

Весь процесс обучения проходит в несколько этапов (шагов)

Первый этап аналитический

Определение методологической основы и теоретической базы темы, формирование целей, задач, основных понятий темы.

Второй этап практический

Апробация игрового домино для развития познавательных способностей детей.

Третий этап итоговый:

Процесс овладения игрой в Домино осуществляется в несколько «шагов»: 1шаг – подготовительный, это совместная деятельность взрослых и детей, знакомили детей с плашками, играли в простые игры на сравнение количества первого десятка, составляли сумму из двух и более плашек, определяли больше и меньше и насколько, тренировали устный счет, с помощью сложения точек на двух половинках, в игровой форме считали, на глаз, определяли количество предметов (точек, учились считать (складывать и вычитать) в пределах 10, учились самостоятельно выбирать вычислительные действия. Непосредственно – образовательная деятельность организуется, интегрировано.

Ожидаемые результаты

Играя с домино, ребенок учится

1. счёту по порядку и обратно.

2. понятию количества и его состав.

3. понятию «больше – меньше».

4. закону сохранения количества.

5. понятию независимости количества от внешних признаков (форма, размер, цвет, расположение).

6. выполнению действий сложения и вычитания в уме.

Ход

Теоретическая часть

Понимание того, что математические способности у дошкольников проявляются с разной степенью успешности, привело к необходимости искать новые подходы для их развития.

Возможность успешного развития математических способностей дошкольников во многом зависит от условий, умения взрослых вовлечь в образовательную деятельность ребенка, увидеть его интеллектуальный потенциал.

Изучая многообразие ресурсов, предлагаемых разными авторами, мы заинтересовались методикой Евгения Чаплыгина математическое домино «Считаю легко». Прежде всего, домино - это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач, и в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Современная наука доказала, что у детей дошкольного возраста, играющих в домино, быстрее формируется представление о числе на основе фишек домино. Фишка домино выступает как «числовая модель» - наглядный образ натурального ряда. Визуально происходит соотношение количества предметов с фишкой домино, соотношение числа и цифры. За счет развития данных способностей формируется умение выполнять арифметические действия в пределах 10, и даже 100.

Открыв для себя домино как - игру умную, многовариантную и логически совершенную, обладающую огромным развивающим и обучающим потенциалом, мы стали применять его для формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы процесс был более эффективным, мы использовали потенциал дидактических игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети с удовольствием входят в воображаемую ситуацию, действуют по её законам, решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Такая деятельность соответствует интересам и возрастным особенностям детей. В нашем домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка, как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, свойств и отношений, рассуждений и доказательств.

Изучая технологию Чаплыгина, мы пришли к выводу, что пошаговая методика позволяет детям научиться считать в пределах пяти, семи, десяти и ста. Играя в «Домино Чаплыгина», юному математику предстоит подняться вверх по лестнице знаний на 8 ступеней. Задания расположены от простого к сложному.

Обучая счету, самое главное – не просто запомнить названия чисел, а понять, какое количество стоит за каждым из них. Только когда ребенок освоит понятие количества, он сможет в будущем выполнять арифметические действия: складывать, вычитать, делить и умножать. И поэтому обучение было, прежде всего, игрой – без длинных объяснений, скучных занятий и взрослых терминов. В «Домино Чаплыгина» правила арифметики заложены изначально, поэтому мы только играли вместе с детьми и радовались их успехам!

Итак, задача ребенка – играть и самостоятельно получать знания.

Задача взрослого – вовсе не научить, а правильно организовать игровые занятия и принимать в них участие наравне с ребенком.

Основная часть Практическая

1. «По порядку рассчитайся». Развивали умение навыкам прямого и обратного счёта в пределах от 1 до 5, совершенствовали умение согласовывать числительные с существительными, развивали умение подбирать нужные плашки с точками, совершенствовали умения выкладывать числа, по порядку к картинкам животных (игрушками).

2. «Новогоднее приключение». Учили считать до 10, формировать умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепить знание числового ряда от 1 до 10, закрепить навыки порядкового счёта.

3. «Олимпийское приключение» Формировали предпосылки освоения вычислительной деятельности: закрепляли навыки порядкового счёта, навыки соотнесения числовой модели и количества предметов, состава числа из двух меньших, соотнесение цифры и числа, числа и цифры.

4. «Поможем Федоре, навести порядок». Совершенствовали навык порядкового счёта в пределах пяти, знание цифр 0-5, обозначение чисел от 1 до 5, совершенствовали пространственные представления; развивали умение соотносить модель числа с цифрой.

5. «Лыжные гонки» учили считать до 10, формировали умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепляли знание числового ряда от 1 до 10 и навыки порядкового счёта.

6. «Автомобильный гараж» Развивали умение воспринимать множество целиком как целостный наглядный образ, зрительно соотносить количество предметов с фишкой домино.

7. «Построим мост через речку» учили детей соотносить числовую модель и количество предметов, закреплять навыки прямого счёта в пределах от 1 до 10.

8. «Число - цифра» Упражняли детей в установлении соответствия между числом – точки (предметная модель, словом – числительным (вербальная модель, знаком – цифра (символическая модель, в умении соотносить цифры и количество обозначаемых предметов (точек). Закрепляли знание цифр до10.

Рефлексия

Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.

Вывод:

Познакомившись с игрой домино Чаплыгина, дети могут быстро определять количество предметов, выполнять арифметические действия с ними в уме, выстраивать стратегию своих действий, принимают правильные решения, умеют концентрироваться на главном, а также держат в голове большое количество элементов.

Данные игровые упражнения способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.

Говоря о воспитании и обучении, мы стремимся сохранить и преумножить потенциал человеческого сосуществования. Важно вооружить детей не только знаниями, но и самостоятельностью, именно она является основополагающей в дальнейшей жизни будущего человека, чтобы мыслить, решать, творить, и быть успешным.

"Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера"

Д. Дьюи

Список используемой литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

2. Григорьева Ю. С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю. С. Григорьева. – Пермь, 2008. – 69 с.

3. Корнеев В. П. Домино как средство обучения детей правильным вычислениям / В. П. Корнеев. – СПб.: «Капитель», 2009. – 58 с.

4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька… практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации»/ Петерсон

6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М., Педагогика,1986.

8. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.

9. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология.

Публикации по теме:

Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста «Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста» Ляпина Олеся Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад №28»ст.

Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольниковЛэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских "Почему?". Активный - это значит.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:49
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток»
Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток». Лариса Гацко. Блог. В карусели праздников весенних, Март растаял звонкою...
Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...