Елена Ткаченко
Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе
Тема:
Цель:
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур;
- умение ориентироваться на плоскости листа;
развивать мыслительные операции, внимание, память, речь;
Публикация «Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий „Спасение царевны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
воспитывать положительные качества, как доброта, чувство коллективизма, целеустремленность и настойчивость;
- использование методов и приемов ТРИЗ – технологий для развития математических представлений.
Демонстрационный материал : кубы – «камни с цифрами от 1 до 10», «карта» с наклеенными геометрическими фигурами; кукла - «Царевна»; письмо, домик Бабы Яги.
Раздаточный материал : полоска бумаги на каждого ребенка. набор геометрических фигур, счетные палочки.
Ход занятия
Мотивация
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это. Давайте сыграем в "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость не человек.
Дети: ….
Воспитатель: Правильно! Это наш друг Тризор из Тризляндии.
Давайте с ним поздороваемся и улыбнёмся.
Дети: Здравствуй, Тризор.
Воспитатель: Ребята, Тризору очень понравилась наша игра «Да-нет-ка» и он тоже хочет с вами поиграть в эту игру. Поиграете?
Дети: Поиграем.
Тризор : Ребята, отгадайте, каким образом я появился у вас?
Дети: Прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д.
Тризор : А если прилетел, то на чем?
Воспитатель: Вот вам подсказка:
Он летает, хоть без крыльев
И не просит керосина.
Вмиг домчит тебя туда,
Куда пожелает душа.
Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Тризор : Да, я прилетел к вам на ковре самолете.
Воспитатель: Наш Тризор прилетел к нам на ковре-самолете. Ковер - самолет – это «Хорошо или плохо»?
Дети: ….
Воспитатель:
Ребята, Тризор нам принес посылку от своих друзей из Тризляндии. Давайте угадаем, что в ней? Давайте сыграем в "Да-нет-ка”.
(в коробке письмо)
Воспитатель читает: Жил – был царь. Была у него дочь. Однажды царь уехал по своим царским делам, а дочь одна осталась дома. Вышла царевна в сад погулять. Вдруг налетел ветер и унес царевну к Бабе Яге.
Вот какая история приключилась с царевной. Что нам делать?
Дети: Надо помочь принцессе, спасти ее.
Воспитатель: Я согласна с вами. Но у нас сейчас математическое занятие. Как на математическом занятии мы можем спасти царевну?
Ответы детей. (Победить злую Бабу Ягу, «решить задания»)
Основная часть
Тут появляется Баба Яга.
Баба Яга: Да, чтобы спасти царевну вам необходимо решить сложные задания.
Справитесь?
Воспитатель: Справимся, ребята?
Дети: Справимся.
Воспитатель: Давай, Баба Яга, нам свои задания.
Баба Яга: («Сложи узор-карту») Вот вам секретная карта. Это первое задание. Если дети составят точно так же, то получите второе задание.
(Синий круг, зеленый прямоугольник, красный треугольник, оранжевый квадрат)
(дети составляют карту из цветных геометрических фигур на полосках бумаги)
Воспитатель: Смотри, Баба Яга, как наши ребята справились с первым заданием.
Баба Яга: Молодцы! Ищите следующее задание по карте.
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем идти дальше. Будем следовать маршруту карты. Какая первая геометрическая фигура изображена на карте? Ищем ее.
Дети: Синий круг.
Воспитатель: Синий круг.
Баба Яга (Метод Мозгового Штурма) : Правильно пришли. Слушайте новое задание. Каждый из вас должен составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Готовы? Тогда приступайте.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Смотри, Баба Яга.
Баба Яга: Все правильно, можете идти дальше.
Воспитатель: Ребята, какую следующую геометрическую фигуру ищем?
Дети: Зеленый прямоугольник.
Воспитатель: Ищем зеленый прямоугольник.
Баба Яга: А я вас уже жду. Слушайте следующее задание.
(Морфологическая таблица «Конструирование платья для царевны» метод фокальных объектов)
А можете ли вы сконструировать платье для царевны?
Воспитатель: Ребята, вам понятно задание? Мы с вами уже конструировали машины, покупку фруктов. А сегодня мы сконструируем платье для царевны. Посмотрим на таблицу.
Конструирование платья для царевны
Цвет Фасон
Красный Современный
Желтый Бальный
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сконструировать платья, используя два цвета – красный и желтый и два фасона – современный и бальный. Сколько платьев мы можем сконструировать? Подумайте. А теперь поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству платьев, которые мы можем сконструировать. Объясните ваш ответ.
Баба Яга: Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. Следуйте дальше.
Физминутка
Воспитатель: Для дальнейшего путешествия мы должны укрепить наши физические возможности.
1-2 – выше голова,
1-2 – выше голова,
3-4 – руки шире,
5-6 – всем присесть,
7-8 –встать попросим,
9-10 – путешествие продолжим
Воспитатель: Какую геометрическую фигуру ищем дальше?
Дети: Красный треугольник.
Воспитатель: Мы пришли к избушке. Но вход завален «камнями» (кубиками с цифрами). Чтобы войти в избушку, камни надо разобрать.
Баба Яга дает задание: Тогда приступаем к разбору камней.
- Возьмите камень с числом, которое идет после числа 5
- Теперь с числом, предшествующим числу 4 (или стоящим перед числом 4).
- Следующий – камень с числом, стоящим между 7 и 9
- Число, которое получается при сложении чисел 5 и 4
- Число, которое следует после числа 1
- Число, которое находится между числами 4и 6
- Число, которое находится перед числом 2
- Число, которое получится, если от числа 10 отнять число 3
- число, которое стоит перед числом 5
Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы разобрали завал из камней и выполнили задание Бабы Яги. А вот и домик, где спрятана царевна. Но дверь закрыта на замок. Как же ее открыть?
Дети: Ключом….
Баба Яга: («Рисование готовыми геометрическими формами»)
Из этих геометрических фигур вы должны сложить ключ, который вам поможет открыть замок. А это и есть последнее задание.
Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на две команды. Для каждой команды в кругу лежит конверт. В конверте - геометрические фигуры. По сигналу Бабы Яги вам нужно из геометрических фигур составить ключ. Задание понятно?
Баба Яга: Тогда начинаем.
Воспитатель: А теперь каждая команда проверит, как выполнила задание другая команда. Перед вами на доске правильный ответ.
Баба Яга: Молодцы ребята! Вы освободили царевну. Получайте вашу царевну.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте расскажем царевне, с какими трудностями столкнулись в пути?
- Какое задание было самым тяжелым?
- Какое оказалось для вас самым легким?
-О каком задании вы расскажите дома?
Дети прощаются с Бабой Ягой и принцессой и возвращаются в группу.
Ребята, попрощаемся с Тризором. Ему пора домой.
Тризор : До скорой встречи, ребята. Я расскажу друзьям из Тризляндии о вашем приключении.
Воспитатель: Наше приключение окончено. Нам пора в группу.