Консультация «Математика — это интересно»

Елена Таймолкина
Консультация «Математика — это интересно»

Игра в шахматы-не только состязание умов, но и соревнование характеров

Б. Г. Ананьев.

Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребёнка с присущей ей неповторимостью и своеобразием развития. Ведущая идея современного дошкольного воспитания находит своё выражение в поиске форм, средств, технологий, создания условий для полноценного проживания дошкольного детства каждым ребёнком, для наиболее полного и глубокого раскрытия его возрастных и индивидуальных возможностей.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Мы рассматриваем пред математическую подготовку к школе не узко, как формирование у детей специальных умений математической деятельности, а как важную составляющую общей личностной готовности ребёнка к школе.

Понятие личностной готовности детей к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую, нравственную, мотивационную готовность. Одним из наиболее важных показателей личностной готовности к школе современная педагогика считает самостоятельность, понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на единстве ума, чувств, воли. Она проявляется в относительной независимости, инициативности, ответственности. В детской психологии самостоятельность рассматривается в качестве одной из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей. Мы считаем необходимым развивать у дошкольников все эти качества в процессе их подготовки к школе.

В средней и старшей группе детского сада как часть НОД по формированию элементарных математических представлений мы используем интеллектуально-развивающие игры, разработанные на основе методического пособия А. З. Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». В подготовительной группе- как самостоятельное занятие по логике.

Работа с детьми ведётся в игровой форме. Дети средней группы с удовольствие играют с муравьём и гусеницей, отгадывают и сочиняют загадки. Воспитанники старших групп действуют уже с воображаемыми персонажами. Решая логические задачи на «комбинирование», «перемещение», устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения, дети приобретают навык, который они переносят на игру в шахматы. Ведь путь фигуры из одного угла шахматного поля в другой включает разное количество ходов, в зависимости от того, какая фигура ходит. Навыки и знания детей были перенесены в факультативный курс математической подготовки детей, который называется «1 ступенька, 2 ступенька….». Шахматы, как игра, как наиболее свойственный дошкольникам мир, доставляют им много удовольствия, радости творчества; это такая игра, которая обеспечивает развитие всех психических процессов и умственных способностей и хорошо воспринимается всеми детьми - как с чётким левополушарным, так и правополушарным типом мышления. Игра в шахматы наиболее естественным путём решает и воспитательные задачи, в том числе и задачу воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой отмечается у очень многих детей.

Работа ведётся с учетом межпредметных связей по разделам:

1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.

2. «Познавательное развитие»- содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения, начальных представлений о здоровом образе жизни.

3. «Социально-коммуникативное развитие»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, применение знаний и умений, полученные во время ОД, в игровой деятельности.

4. «Художественно-эстетическое развитие» - знакомство с геометрическими телами, обследование, зарисовывание их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентирование на листе бумаги, развитие умения сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Каждое занятие пронизано элементами театральной педагогики, насыщено игровыми приёмами, близкими опыту ребёнка. Знания ребёнку не даются в готовом виде: он учится слушать, думать, искать решение.

В ходе работы накоплен богатый дидактический материал:

картотека мульмедийных заданий

система подвижных игр с использованием шахматной терминологии;

дидактические и интеллектуально-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений:

на целенаправленное развитие восприятия цвета;

на восприятие формы;

на восприятие параметров величины;

на количество предметов;

на ориентировку в пространстве;

на классификацию предметов по заданному признаку

задания поискового и проблемного характера

загадки на смекалку

стихи, загадки на шахматную тематику

головоломки, ребусы и т. д.

Приобретён опыт проведения образовательной деятельности в интегрированной форме:

«Поле чудес»

«КВН»

викторины и конкурсы

математические и шахматные турниры

спортивные, музыкальные и литературные праздники

Освоение детьми факультативного материала обеспечивает оптимальное для дошкольников интеллектуальное развитие, способствует усвоению логико-математических отношений, формированию пространственных представлений, развивает фантазию, стимулирует творческие проявления. Игровая форма занятий соответствует ведущему для этого возраста виду деятельности детей, эмоционально близка им, вызывает интерес, способствует развитию самостоятельности.

Список литературы:

1. Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).

2. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

3. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

4.«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н. А. Арапова - Пискарева, 2007г.

5. Ю. А. Антошина, Т. В. Чичварина. Занимательная логика. Методическое пособие. Самара:ООО «Строй-принт»,2013

Публикации по теме:

Фотоотчёт о творческой выставке «Космос — это интересно»Фотоотчёт о творческой выставке «Космос — это интересно» Светлана Буйволова Фотоотчёт творческой выставки «Космос – это интересно» В период тематической недели, посвященной Дню космонавтики, в нашей.

Химия — это интересно!Химия — это интересно! 20 апреля в нашем саду прошло детское научное шоу: «Химическая лаборатория». Дети старшего возраста с удовольствием встретились с «профессором».

Интересно, полезно. Играем с карандашами Уважаемые коллеги, родители, а также все те, которые интересуются развитием своего ребенка! Вы согласитесь, обязательно, с тем, что развитие.

Конспект занятия по математике «Это интересно!» Задачи: Познакомить детей с интересными фактами из жизни некоторых представителей живой природы. Закрепить умение работать в тетради в клеточку,.

Консультация для родителей «Уличная математика, или Математика вокруг нас» «Уличная математика или математика вокруг нас» Цель -Закреплять знания, полученные на занятиях по ФМП: порядковый счет, цифры, чет или.

Консультация для родителей «Пластилинография — это интересно!» Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.

Педагогический проект «Математика — это интересно»Педагогический проект «Математика — это интересно» Автор проекта: Орлова Галина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары Чувашской Республики. ВВЕДЕНИЕ Актуальность.

Проект «Детский туризм — это интересно!» Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Цели проекта для детей:.

Работа с родителями — это сложно? Нет, интересно и полезно!Работа с родителями — это сложно? Нет, интересно и полезно! Работая в детском саду много лет, я пришла к выводу, что один из основных этапов деятельности воспитателя - это найти взаимопонимание с.

Развлечение «Космос — это интересно» 1 часть ход : В – Какое у вас сегодня настроение? В - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю отправиться в космос (слайд.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация «Математика — это интересно»
Опубликовано: 2 июня 2016 в 09:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт Посткроссинг на МAAM «Привет из Кинешмы!» Первая часть
Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Сегодня необычный день, мы получили посылку из города Кинешмы! Значит мы тоже в проекте посткроссинг на МААМ, большое...
Дидактическое пособие «Божья коровка»
«Методическая копилка» ( Дидактическое пособие «Божья коровка») Методические рекомендации. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе Тема:...
Цель: Формирование представлений детей о природе посредством использования ИОС. О. О. ( Познавательное развитие) Блок: Ознакомление с миром природы 1....
Детский мастер-класс «Магнит в форме кружки-подарок к 23 февраля»
Здравствуйте дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению магнитиков в форме кружки, подарков для пап. Наши воспитанникам 6-7...
Конспект НОД с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой...
Цель: знакомство детей с рассказом "На горке" Н. Носова. Задачи: 1. развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать...