Наталья Плахтеева
Материал для беседы «Хлеб всему голова», часть первая, и изготовление памяток «Как испечь баранки»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста для проведения бесед в летний период.
Актуальность
Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. В рамках организации образовательной деятельности летом с детьми планируются наблюдения, труд в природе, целевые прогулки, организуются различные опыты. Работа в летний период проводится и через такие формы организации детей как, познавательные беседы, разучивание стихов, чтение художественной литературы, обыгрывание различных ситуаций, игры, в процессе которых закрепляются полученные знания. В своей речи воспитатели употребляют скороговорки, пословицы, значение которых в обязательном порядке обсуждаются с детьми. Пословицы о хлебе для детей несут в себе глубинный смысл. Ценность таких выражений в том, что в них есть послание, дошедшее до нас от наших предков.
Публикация «Материал для беседы „Хлеб всему голова“, часть первая, и изготовление памяток „Как испечь баранки“» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для родителей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
Беседу желательно разделить на несколько частей.
Материал для беседы «Хлеб – всему голова», часть первая.
Назначение: беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором.
Цель: расширять и углублять знания детей о процессе выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с трудом людей, создающими хлеб;
- развивать мыслительную активность;
- учить разгадывать загадки;
- закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду,
понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, нашу страну лучше и богаче.
Загадки о хлебе
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нём – Здоровье, наша сила,
В нём – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Рассказ по картинкам «Как в старину люди выращивали хлеб»
Знакомство детей с пословицами о хлебе и пояснениями смысла в них
Пословицы о хлебе для детей представляют хорошее описание того, как тяжело его добывать. В этих коротких фразах уменьшалось целое повествование. В них заключался глубокий смысл.
Хлеб – наша сила и наше богатство.
Обозначает, что хлеб наделяет человека жизненной энергией. Без еды человек не может ничего делать. Когда же организм сыт, то люди способны много трудиться. Работа, в свою очередь, приносит богатство.
Без хлеба и еда не еда, в рот не лезет никогда.
Стол в древнерусской семье без хлеба считался пустым. Любая пища употреблялась с ломтем чёрного или белого мучного изделия.
От хлеба худо не станет, а вот без него – туго.
Хлеб употребляли часто. Его брали в поле на работу, в кузницу, давали в школу детям. С ним начинали день и заканчивали. Он не портился, за счет чего это была удобная пища. Если же он высыхал, то его размачивали в квасе, супе.
С хлебом жизнь веселее, да живется слаще.
Кто всегда сыт – тому хорошо жить. А если человек голодный, то ему всё не в радость.
Хлеб мы ели и едим, все живём да не тужим.
Это обозначает, что у человека всё хорошо. Например, если его встречали и спрашивали о его положении дел, то он мог ответить такой пословицей.
Коли хлеб ты не ешь, квас не пьёшь, значит, мал ты ещё и до этого не дорос.
Когда крестьяне работали в поле, то в обед они любили выпить холодного кваса и съесть ломоть чёрного хлеба. На пашне работали только сильные и взрослые люди. Эта пословица и подчеркивала особенность – поработал, поел. Если же человек не делает так, то значит, он ещё просто мал.
Хлеб вкусен, да тяжёл. Он со сладостью, но и с горчинкой.
Пословица обозначает, как сложно добывать хлеб. Хоть и вкусен он, но его так сложно получить. Необходимо выращивать зерно, молоть его, делать муку.
Хоть заморские калачи и слаще, но хлеб родной всех ярче.
Крестьяне ценили свой хлеб, который добыт собственными руками. Привезенные из далеких стран сладости не могли заменить им настоящего ржаного хлеба.
Краюшка хлеба в чужом краю о родной земле лучшее напоминание.
Раньше хлеб пекли в каждой семье. Когда люди уезжали куда-нибудь, они брали с собой много хлеба. Его аромат и вкус напоминали о родной семье, Родине. Именно поэтому домашний хлеб и считался лучшим напоминанием о семье.
Без хлеба и ноги не идут.
Голодному человеку сил не хватает ни на что. Поэтому, нужно хорошо кушать, чтобы иметь хорошую физическую подготовку.
Хлеб нам помогает, с нами день начинает. А ночь приходит, он нас спать проводит.
Крестьяне начинали свой день с плотного завтрака, в котором всегда присутствовал хлеб. На ужине этот продукт также присутствовал. Блюда могли изменяться, но хлеб оставался всегда.
Хлеб ногой топтать – народ на голод обрекать.
Уничтожение хлеба приводило к голоду. Поэтому, выбрасывание хлеба считалось плохим знаком.
Дедушке – мякушку, ребёнку краюшку, а птичке – крошку.
Мягкий хлеб всегда давали пожилым людям. Его легче всего прожевать. Ребёнку было достаточно маленького кусочка. А вот крошки не выбрасывали – их всегда отдавали птицам.
Считалки о хлебе
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Игра: «Мы посеяли зерно»
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки,
Скоро будут колоски. (приседаем на корточки, затем медленно встаём в полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Игра проводится 2-3 раза.
Творческая деятельность – изготовление памяток «Как испечь баранки»
Понадобились:
- пакеты от баранок;
- картон белый;
- клей;
- ножницы
Для изготовления памятки надо просто вырезать из пакета нужное изображение и приклеить его на полоску белого картона