НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Материал по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Весна. Весенние признаки»
Заклички
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Ждём, весна, давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!
Г. Лагздынь
Солнышко ясное, нарядись.
Солнышко красное, покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
А. Прокофьеф
Стихи для чтения и заучивания наизусть
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Публикация «Материал по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая И
ручьями слёзы льёт. Г. Ладонщиков
***
ПОДСНЕЖНИКИ
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины
Слёзы. Т. Белозёров
***
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая. Ручьи
задорно булькают, Сугробы
подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится —
Пора ей в путь сбираться.
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки! Е. Стюарт
***
ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу, Не
поймут со сна:
— Неужели это.
Неужели лето?
— Нет, ещё не лето,
Но уже — весна! В. Данько
***
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают,
Под её ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно очень теплые ноги у весны. (И. Токмакова).
*** Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
***
Долго шла весна тайком.
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком,
Шлёпает по лужам
Гонит тёплые снега,
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
Скоро! Скоро! Быть теплу.
Эту новость первой,
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба
Сказка «На полянке весной».
Сорока на полянке стрекотала:
«Караул, весна пропала!»
Стайка зайцев прискакала:
«Что случилось, кто кричал!»
Смотрят заяц на сороку:
«Что случилось, белобока?»
«А весны то нет и нет,
Стреке - ке, стреке - ке,
Нет ее нигде, нигде!»
Успокоили зайцы сороку:
«Пойдем, мы покажем весну, белобока.
Смотри, вот медвежья берлога!
Спал медведь в ней зиму долго.
Его уже разбудил ручеек,
Берлогу покинул - он сильно промок.
Весна ручеек тот медведю послала.
Что любит он спать, об этом узнала.
Ежик тоже покинул норку свою,
Гуляет по лесу, ищет еду.
Лисята с лисой на полянке играют.
Снег и лед на речке все тает и тает,
Вот с грачихой грач летает,
Гнездо строить начинают.
На проталинке раскрылся подснежник -
Весны и солнышка привет.
Ну, что, белобока, весна или нет?»
Успокоилась сорока:
«Ну, спасибо, вам братцы!
Вижу, кончилась зима!
Стреке – ке, Ура! Ура!»
Текст для пересказа
ВЕСНА КРАСНА
Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки. Лёд на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие
почки. Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы
посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты. И. Соколов-Микитов
Вопросы:
О каком времени года рассказ? О каких приметах весны говорится в рассказе?
МАРТ
Март — говорит наш народ — парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму.
Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег — уж не тот, что был зимой, — сдаёт! Знать по цвету,
что дело идёт к лету.
С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает.
Натекают лужи — и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. В. Бианки
Вопросы:
Как называют в народе март?
По каким приметам можно узнать приход весны?
На каких крыльях прилетает к нам весна?
Приметы и пословицы
• много воды – много травы;
• зима весну пугает, да сама тает;
• сегодня не тает, а завтра кто знает;
• весной сверху печет, а снизу морозит;
• март с водой, апрель с травой, а мая с цветами.
Загадки
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? Весной.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла… (Весна)
Без его тепла к нам не придет весна? (Солнышко)
Растет она вниз надо мною,
Над нашей висит головою.
Солнышко как припечет,
Заплачет она, утечет. (Сосулька)
Мы зимой его лепили.
А весна пришла, забыли,
Где стоял он, улыбался,
Только нос его остался? (Снеговик)
Зимой он белый лежал, весной потемнел,
Куда он девался, кто его съел? (Снег)
Он бежит, звенит, поёт.
Поиграть с собой зовет.
Ты кораблик ему дай.
И попробуй, догоняй! (Ручеёк)
Цветок, он вырос из сугроба,
Весне покажет он дорогу. (Подснежник)
Прилетел он наш певец.
Птичка певчая. (Скворец)
Игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).
Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному
предложению, даёт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение,
повторять его верно целиком.
Вот и наступила весна.
Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки начался листопад (капель). День
становитсявсё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди ужепозаботились о грачах (скворцах) сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего снанасекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы колокольчики (подснежники). С. Чешева
Игра «Дополни предложения»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Например:
Скоро наступит весна.
Солнце (что будет делать) будет. (ярче светить, пригревать.
Снег (что будет делать) будет. (чернеть, таять).
На земле проталины (что сделают). (появятся).
Ручьи (что сделают). (побегут, зажурчат).
Игра «Хвастунишка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с мышкой- хвастунишкой и объясняет на примере: что бы мышонок ни
услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»
Например:
Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.
Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.
Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,
теплый — теплее
светлый — светлее
яркий —. темный —.
громкий —. рыхлый —.
высокий —. свежий —.
чистый —. прозрачный —.
сильный —. быстрый —.
радостный —.