Алеся Першина
Проект «Мини-музей «Азербайджанский орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.
Публикация «Проект „Мини-музей „Азербайджанский орнамент“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Орнамент и узоры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается интеллектуальный и духовный базис будущей личности - отношение к миру, к сверстникам и взрослым; формируются познавательный интерес к происходящим событиям и эмоционально-нравственная сфера. В настоящее время в педагогике принята идеология толерантности, основанная на воспитании культуры межнационального общения, истоки которых находят в предпосылках, сложившихся веками за длительный период совместного проживания и труда разных народов.
Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия - вряд ли кто усомнится в актуальности этих понятий в жизни современного человека. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений - печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисной ситуации в межнациональных отношениях - этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем с самого раннего дошкольного возраста.
Наш небольшой, но очень красивый поселок строили азербайджанцы. И на сегодняшний день 40% населения нашего поселка составляют люди азербайджанской национальности. Поэтому, в рамках ознакомления детей с историей родного поселка, а также с народом, проживающем в нем, необходимо познакомить детей с культурой азербайджанского народа. Все выше перечисленное и определило выбор темы проектной деятельности.
Цель проекта : воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой азербайджанского народа.
Задачи:
1. Расширить представление дошкольников о жизни людей в других странах.
2. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей к их традициям, и культуре.
3. Формировать у дошкольников коммуникативные навыки в ходе творческого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
5. Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно- исследовательской деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов.
6. Развивать у дошкольников память, внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (октябрь, ноябрь).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Возрастная группа: старшая и подготовительная группа (5-7 лет).
Интеграция областей: познание, социально – коммуникативная, художественно-эстетическое творчество, речевое развитие, физическое развитие.
Принципы реализации проекта :
- Отказ от авторитарного способа общения с детьми;
- Уважение и терпимость к своеобразным проявлениям национального характера;
- Особенная чуткость и внимание к детям иной, чем остальные в группе, национальности;
- Осторожность и чувство меры в приобщении детей к творчеству разных народов;
- Максимальное привлечение положительных эмоций: здорового смеха, шаловливого веселья, ощущения каждым ребенком радости и комфорта.
Этапы реализации:
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
I этап - подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей;
2) подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: иллюстрации, альбомы, фотографии, презентации и видеоматериалы по теме проекта.
II этап - основной, включает в себя:
1) экскурсии по посёлку;
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников;
3) выставки рисунков детских работ;
4) создание предметно-развивающей среды.
III этап - итоговый, включает в себя:
1) итоговая беседа с детьми;
2) изготовление национальных блюд из соленого теста;
3) создание альбома с рисунками на тему «Музыкальные инструменты Азербайджана»;
4) создание мини – музея «Азербайджанский орнамент».
Реализация проекта направлена :
- На создание гибкой, методически обоснованной и соответствующей современным требованиям развивающей среды.
- На всестороннее информирование детей и родителей по теме проекта (подбор методической и художественной литературы, источников информации в интернете).
- На развитие творческого воображения, поддержание познавательно-исследовательского интереса, развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Работа с родителями:
- Подбор информационного и наглядного материала;
- Знакомство с азербайджанскими народными сказками в семейном кругу;
- Организация экскурсии и участие в посещение мини – музея «Азербайджанский орнамент»;
- Помощь в изготовлении азербайджанского национального женского и мужского костюмов.
Продукты проекта :
- Рисунки детей;
- Изготовление национальных блюд из соленого теста;
- Аппликация «Музыкальные инструменты Азербайджана»;
- Поделки из пластилина на тему «Орудие труда», «Карабахский конь»;
- Организация народных азербайджанских игр «Пастух», «Отдай платочек»;
- Театрализация азербайджанской народной сказки «О дружбе осла и лиса»;
- Создание мини – музея «Азербайджанский орнамент».
Планируемые результаты:
- Появляются начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к культуре других народов.
- Закладываются основы толерантного отношения к людям других национальностей.
- Формируются представления о последовательности процесса познавательно – исследовательской деятельности: постановка проблемных вопросов; определение источников получение необходимой информации; анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта.
- Воспитываются качества личности необходимые для достижения поставленной цели: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность.
Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня. Время одного занятия 25 минут.
Перспективный план работы мини – музея «Азербайджанский орнамент»
МЕСЯЦ /
ТЕМА МЕСЯЦА
ТЕМА ЗАНЯТИЙ
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Октябрь 1 неделя
Материальная
культура 1 занятие 2 занятие
Основной вид поселений, жилища, основные предметы быта Лепка животного символа Азербайджана «Карабахский конь»
2 неделя
Одежда (национальный костюм, украшения
Выставка рисунков «Азербайджанский национальный костюм»
3 неделя
Национальные кушанья Изготовление национальных блюд из солёного теста
4 неделя
Орудия труда.
Труд с учетом его специфики Лепка из пластилина гигантолита (древнее орудие труда)
Ноябрь 1 неделя
Музыкальные национальные инструменты Аппликация «Национальные инструменты»
Духовная культура 2 неделя
Народные обычаи, обряды, праздники Разучивание под музыку элементов движений из танцев «Узундара», «Лезгинка»
3 неделя
Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка) Организация народных азербайджанских игр «Пастух», «Отдай платочек»
4 неделя
Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература) Театрализация азербайджанской народной сказки «О дружбе осла и лиса»