Папки-передвижки

Летний проект «Муравьиное царство»

Татьяна Пикашова
Летний проект «Муравьиное царство»

МБУ детский сад № 69 «Веточка»

городского округа Тольятти

Летний проект на тему:

Развитие познавательных качеств, творческих способностей и нравственности посредством ознакомления дошкольников с насекомыми - муравьями

СРЕДНЯЯ ГРУППА «КОЛОСОК»

ВОСПИТАТЕЛИ: ПИКАШОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ПИКАШОВА ИРИНА ИВАНОВНА,

ДЕТИ, РОДИТЕЛИ.

2017 ГОД

«Не обижайте муравья!»

Муравьи на страже день и ночь: Гонят разных короедов прочь! Только ты им друг мой не мешай! Муравейники не разоряй!

Публикация «Летний проект „Муравьиное царство“» размещена в разделах

Тема летнего проекта: «Муравьиное царство» По видам деятельности: познавательно – творческий проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4 - 5 лет. По срокам реализации: краткосрочный проект - 1 месяц. По составу участников проекта: групповой проект (дети, родители воспитанников, воспитатели) Возраст детей: 4 – 5 лет Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция образовательных областей: - Социально – коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно – эстетическое развитие; - Физическое развитие.

Актуальность выбранной темы

С наступлением тёплых дней, во время прогулки на участке детского сада ребята увидели насекомых - муравьёв. Одни дети выразили радость и интерес к муравьям, а другие - испугались, кто - то убежал, а кто - то пытался раздавить, уничтожить насекомых. Реакция и мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи?» «Пользу или вред они приносят?» «Опасны ли муравьи для человека?»

Поэтому возникла необходимость - познакомить детей с жизнью насекомых - муравьёв, дать элементарные знания о муравьях.

Проект позволит сформировать представления детей о насекомых - муравьях, их жизни, пользе или вреде, воспитать любознательность, интерес к насекомым, исследовательскую деятельность, бережное отношение к природе, развить художественно - творческие способности. Знакомить детей с насекомыми - муравьями, мы предлагаем через разные виды деятельности. 1. Развитие речи. Наблюдая и знакомясь с муравьями можно составлять описательные рассказы, придумывать истории, сказки, отгадывать и составлять загадки, учить стихи. 2. Муравьи воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, природе, насекомым, животным. 3. Художественное творчество. Художники веками наблюдали за миром животных, разнообразием растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем изображали мир природы в рисунках, орнаментах, изделиях. 4. Математика. В изображениях насекомых соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении рисунка. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений. 5. Музыка. Ознакомление с природой, насекомыми можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. Таким образом, задачи, поставленные нами, были основаны на интеграции различных видов деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной, театрализованной, в основе, которой лежит ознакомление с миром природы, насекомыми – муравьями. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала по различным видам деятельности при условии их тесной взаимосвязи между собой.

Тематическое поле

В своей работе мы выделили следующие направления:

1. Ознакомление детей с насекомыми - муравьями.

2. Формирование детского творчества.

3. Формирование бережного отношения к насекомым.

Цель: Формировать представления детей о муравьях, их жизни, развивать эмоционально - положительное отношение к внешне непривлекательным насекомым – муравьям, воспитывать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природе, насекомым, развивать художественно - творческие способности посредством ознакомления детей с муравьями.

Задачи: 1. Формировать элементарные представления о насекомых (муравей, строение тела, способы передвижения, среда обитания, устройство муравейника, пользу или вред приносят); 2. Воспитывать бережное отношение к живому; 3. Развивать эмоциональную отзывчивость; 4. Формировать коммуникативные навыки (развивать речь детей, активизировать словарный запас); 5. Воспитывать любознательность, интерес к исследовательской работе, желание узнать о муравьях что - то новое;

6. Развивать художественно - творческие способности в процессе ознакомления с насекомыми - муравьями и использовать их в детской деятельности. Предполагаемый результат: Для детей: - дети должны знать и называть насекомых (муравей); - иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество лапок (шесть лапок, каждая оканчивается крючковатым когтем, который позволяет муравью удерживаться на любой поверхности и даже карабкаться вверх, наличие крыльев, усики (полноценные органы чувств, они похожи на антенны и помогают муравью общаться с товарищами, различать запахи и вкусы, ощупывать различные предметы, рот (во рту есть сильные жвала,

мандибулы, которые муравей использует для переноса пищи, особенностях глаз (состоит из нескольких сотен маленьких глаз, однако зрение не важное, способах передвижения (бегает, где и как зимуют); - знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; - владеть обобщающим понятием «насекомые»; - составлять описательный рассказ о насекомом (муравье) с использованием опорной схемы; - развитие творчества, воспитание бережного отношения к муравьям. Для родителей: сближение с детьми при совместной деятельности. Для педагогов: обогащение и расширение знаний, накопление опыта.

Условия для наиболее эффективного решения задач:

- Комплексный подход к организации занятий

- Знание познавательного материала

- Тематическое построение материала

- Выбор изобразительного материала детьми

Изучив методическую литературу:

1. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они?

2. Шорыгина Т. А. Беседы «Кто, где живет?»

3. Калишев В. Б. «Погода и народные приметы»

4. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки»

5. Шорыгина Т. А. «Стихи и сказки о родной природе»

6. Новогорцева Н. В. «Развитие речи детей 4- 5 лет»

7. Синицына Е. «Логические игры и задачи для дошкольников»

8. Агеева Д. И. «Веселые загадки – складки и загадки обманки»

9. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»

10. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография»

11. Ковальская Е. Г. «Художественное воспитание»

Мы использовали следующие формы организации работы с детьми:

1. Целевые прогулки, наблюдения за насекомыми - муравьями.

2. Свободная деятельность детей и взрослых (рассматривание энциклопедий, иллюстраций, чтение стихов, рассказов, сказок, потешек, разучивание песен, отгадывание загадок, составление рассказов, пальчиковые игры, динамические паузы, упражнения, речевые и дидактические игры по теме: «Муравьи»)

3. Оформление материала по теме: «Муравьи».

4. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей по теме: «Муравьиное царство»

5. Проведение викторины, досуга с детьми про насекомых.

Мы использовали следующие формы организации работы с родителями:

1. Познакомили родителей с экологическим проектом на тему:

«Муравьиное царство»

2. Предложили родителям занимательную информацию по теме: «Муравьи».

3. Предложили родителям выполнить поделки из бумаги, пластилина, природного

и бросового материала совместно с детьми по теме: «Муравьи».

4. Предложили список познавательной и художественной литературы,

мультфильмы по теме: «Муравьи» для домашнего чтения и просмотра.

5. Предложили посетить с детьми лес, чтоб наглядно увидеть жизнь муравьёв в

природе, показать детям муравейник.

Ресурсное обеспечение:

• методическая литература о проектной деятельности

• художественная и энциклопедическая литература о муравьях.

• материалы для практической работы (бумага, клей, картон, гуашь, карандаши,

бросовый и природный материал)

• наглядный материал (картинки, фотографии)

План проведения мероприятий

Сроки Непосредственно образовательная деятельность Работа с родителями.

Консультации

I этап. Организационный

Конец июня - начало июля 1. Выбор темы проекта - Викторина для родителей на знание насекомых

2. Изучение художественной и познавательной литературы по теме: «Муравьиное царство»

3. Выявление уровня знаний детей средней группы (4 - 5 лет) о насекомых – муравьях. - Оформление родительского уголка: «Муравейник», «Муравьи в саду», «Муравьи: вред или польза?»

4. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.

II этап. Внедренческий

июль - Сбор материала и оформление альбома по теме: «Насекомые - Муравьи» (совместно дети, родители, педагоги) - Беседа на тему: «Насекомые» (ползают, летают, прыгают) - Наблюдение на прогулке за муравьями. - Рассматривание картины: «Устройство муравейника». - Рассматривание: схема «Муравейник в разрезе». - Беседа: «Муравьи», «Устройство муравейника», «Польза и вред муравьёв», «Лесные правила» - Прогулки родителей с детьми в лес, в парк, рассматривание муравейника. - Рассматривание иллюстраций про муравьёв; - Чтение, рассказов о насекомых: В. Зотов из книги «Лесная мозаика», «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», «Животные леса - Точка хочет поиграть», «Животные леса - Как похитить землянику», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; - чтение и разучивание стихов о насекомых: «Берегите муравья», «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», «Будь человеком», чтение сказок про муравья: «Под грибом», «Кораблик», разучивание песен, отгадывание и загадывание загадок; - Составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками, словотворчество (сочинение детьми); - Пальчиковые игры: «Паучок», «Божьи коровки», «Муравьи»; - Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов», звуки леса, песенка про Муравья. - Пение: «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова, слова «В. Степанова - Исследовательская деятельность (Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую - сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.) - Настольные игры: «Лото», «Кто, где живет?», «Муравьишка», «Можно – нельзя», «Расставь картинки по порядку», «Собери картинку из частей», «Кого не стало» «Найдите, что опишу». - Подвижные игры, упражнения, динамические паузы: «Живой лабиринт», «Весёлые насекомые», «Бабочки», «Путешествие муравьишки», игра – шутка: «Паук» - Викторины, досуги, игры и упражнения с детьми по теме: «Муравьи» - «Речевые игры про муравьёв» - Продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование из бумаги, природного и бросового материала, рисование, аппликация): «Как нарисовать муравья», «Как слепить муравья», изготовление муравья из киндер яиц, из природного материала. - Выставки детских работ: «Муравьишко»

- Сбор материала про муравьёв.

- Консультация для родителей: «Учите детей любить природу»,

«Муравьи во всей красе»

- Предложить родителям прогуляться с детьми по лесу, парку, рассмотреть муравьёв и муравейник.

- Домашнее чтение, рассказов о насекомых:

- Консультация: «Первая помощь при укусах насекомых»

- Памятка для родителей: «Правила поведения при встрече с насекомыми».

- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом.

- Предложить родителям изучить с детьми динамические игры и упражнения: «Живой лабиринт», «Весёлые насекомые», «Бабочки», «Путешествие муравьишки», игра – шутка: «Паук»

- «Речевые игры про муравьёв» - «Мастерим своими руками: Поделка - Муравей» (рисуем, лепим, мастерим из природного и бросового материала вместе с детьми)

III. Заключительный этап

Конец

июля – начало августа Подведение итогов работы

Выставка работ по теме: «Муравьиное царство»

Акция: «Муравейник», Акция: «Берегите муравья!»

В процессе работы над проектом дети:

• приобрели знания о муравьях; - Муравьи живут семьями. - Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию. - Муравьи – вечные строители. - Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам. - Муравьи очень полезны, они истребляют множество вредных насекомых. • развивали связную речь, познавательно - речевую активность; • у детей сформировалось эмоционально - положительное, бережное отношение к насекомым - муравьям.

Список литературы:

1. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они?

2. Шорыгина Т. А. Беседы «Кто, где живет?»

3. Калишев В. Б. «Погода и народные приметы»

4. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки»

5. Шорыгина Т. А. «Стихи и сказки о родной природе»

6. Новогорцева Н. В. «Развитие речи детей 4- 5 лет»

7. Синицына Е. «Логические игры и задачи для дошкольников»

8. Агеева Д. И. «Веселые загадки – складки и загадки обманки»

9. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»

10. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография»

11. Ковальская Е. Г. «Художественное воспитание»

12. http://www.ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в старшей группе по теме: «Царство Снежной Королевы». «НОВОГОДНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ» ТЕМА: «ЦАРСТВО СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ» Цель: Создать новогоднюю сказочную атмосферу в группе. Задачи:.

Летний проект «Ласковое солнышко»Летний проект «Ласковое солнышко» Проект «Ласковое солнышко»ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением ЦНС, нарушением.

Летний проект в младшей группе «Цветочный калейдоскоп»Летний проект в младшей группе «Цветочный калейдоскоп» Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе дошкольного образования, а ознакомление дошкольников с природой - одной.

Летний проект в младшей группе «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»Летний проект в младшей группе «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» Летний проект в группе «Радуга» : «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Наш детский сад отличается наличием «островков» леса и многообразием.

Летний проект «Веселые летние деньки»Летний проект «Веселые летние деньки» Летний проект "Веселые летние деньки" Тип проекта: краткосрочный Период реализации проекта: июнь 2016 Участники проекта: дети средней.

Проект «Царство грибов» Цель проекта: Расширять и обобщать представление детей о разновидности грибах родного края. Задачи проекта: 1. Воспитывать у детей любовь.

Проект «Царство Насекомых» в старшей группе по программе «Открытия»Проект «Царство Насекомых» в старшей группе по программе «Открытия» В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление.

Проект «Летний калейдоскоп» Авторы проекта: 1. Доронина Татьяна Сергеевна 2. Рогова Наталья Викторовна 3. Шуликова Галина Александровна Вид проекта: Оздоровительный,.

Проект «Мини-музей «Царство подводного мира»Проект «Мини-музей «Царство подводного мира» Введение Тема: Мини – музей «Царство подводного мира» Участники проекта: воспитатель, дети средней группы «В», родители. Вид проекта:.

Экологический проект «Путешествие в царство леса» (для детей 4–5 лет) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЛЕСА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ) Пояснительная записка. Указом президента Российской Федерации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Летний проект «Муравьиное царство»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 17:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД