Получи документы

Мероприятие с детьми по рисованию «Национальный костюм» в старшей группе

Галина Цаликова
Мероприятие с детьми по рисованию «Национальный костюм» в старшей группе

Цели: - Познакомить детей с национальным осетинским костюмом (мужским и женским) и особенностями его декора (использование в одежде осетинского орнамента, украшения).

- Развивать зрительное внимание и абстрактное мышление – умение абстрагировать изображаемую форму, т. е. сложную форму воспринимать как сумму простых форм, их комбинацию.

- Воспитывать уважение к культурным традициям и обычаям осетин.

Художественно-образовательные задачи:

Публикация «Мероприятие с детьми по рисованию „Национальный костюм“ в старшей группе» размещена в разделах

1. Освоение художественных средств выразительности

Осознать и передать основную конструкцию национального женского и мужского костюмов (в основе которых явственно прослеживаются треугольные формы) и характерные элементы декора (пояс, нагрудные украшения, орнамент).

2. Цветоведение

Увидеть красоту в сочетании контрастных цветов: мужского – традиционно темного и женского – светлого в национальном праздничном варианте осетинского костюма.

3. Композиция

Размещение на листе изображения двух фигурок крупного размера (мужской и женской) в национальных костюмах в момент танца.

Вокруг – ситуация праздника. Через условное движение рук и элементов одежды попытаться передать движение танца.

Техника исполнения: цветные фломастеры.

Изображение: линейно-графическое, с активной закраской изображений и фона. Характер изображения – схематичное изображение танцующих фигур в национальной одежде.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный. Изображения (лучшие фото) людей в национальной праздничной одежде. Осетинский орнамент (2-3 вида). Несколько изображений национальных костюмов других народов (для сравнения)

Куклы в осетинских нарядах.

Запись осетинской танцевальной мелодии.

Раздаточный. Бумага А-4, фломастеры 12 цветов.

Предварительная работа:

Посмотреть в записи или в концертной программе по телевизору осетинские танцы в исполнении артистов. Особое внимание уделить национальному костюму. Заранее нарезать из бумаги разные геометрические фигуры (овалы, круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, размер которых соответствует размеру изображений демонстрируемых костюмов.

Ход занятия:

В. Прошли новогодние праздники. Они принесли много радости. Мы веселились, играли, танцевали. Вы любите танцевать? Какие танцы вы знаете и умеете танцевать?

Ответы детей

В. Есть танцы, которые знают везде и танцуют все современные люди. Но у каждого народа есть свои, национальные, танцы, которые являются частью его культурных традиций. В них отражены характер народа и его представления о красоте движений, одежды, о красоте человека, его поведения и его взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми, особенно взаимоотношений между парнем и девушкой, что мы можем наблюдать в парном танце. Дети, кто умеет танцевать осетинский танец или знает основные движения и может нам сейчас показать их? Я включу музыку, а вы потанцуйте.

Воспитатель включает запись осетинской танцевальной мелодии. Дети –мальчик и девочка – показывают элементы танца.

В. Молодцы! Дети, когда мы смотрим на танец девушки – осетинки, о чем рассказывают нам движения танца?

Желательно показать фрагменты (фото) танцев в исполнении фольклорных осетинских ансамблей.

Д. Движения плавные. Девушка нежная. Взгляд скромный, глаза опущены. Красивые движения рук. Гордая осанка и т. д.

В. А теперь рассмотрим мужской танец. Каким перед нами предстает мужчина – джигит, горец?

Д. Мужчина в танце – смелый, быстрый, настойчивый, отважный и т. д.

В. Он в движениях танца демонстрирует это, стараясь понравится девушке : танцует на носочках, высоко подпрыгивает, как бы парит над землей. На Кавказе про такого говорят с гордостью: «Орел!»

Танцуя с девушкой, парень не касается ее, хотя приближается очень близко. Тем самым он проявляет к ней свое уважение. Чтобы подчеркнуть это, у него бывают даже спущены рукава на черкеске. Девушка в танце передвигается плавно, мелкими шажками, на носочках. Обувь закрыта длинным полодом платья и от этого кажется, что она плывет. Дети, вижу, вам очень хочется нарисовать осетинский танец. Сейчас начнем рисовать, но сначала давайте повнимательней рассмотрим костюмы, чтобы лучше понять их форму и нарисовать похоже. Начнем с мужского костюма.

Воспитатель показывает куклу в национальной одежде и изображение мужской фигуры в национальном костюме, акцентируя внимание на элементах одежды. Дети описывают костюм.

Д. Мужской костюм состоит из рубашки со стоячим воротником и брюк, заправленных в высокие узкие сапоги – ичиги. Сверху надевается черкеска. На поясе – кинжал, на голове – шапка из овечьего меха.

В. Все правильно. Черкеска имеет приталенный силуэт. Талия подчеркнута поясом. Посмотрите, черкеска довольно длинная. В верхней части застегивается на несколько пуговиц, а от пояса расходится и расширяется книзу. Такой покрой нужен был для того, чтобы джигиту было удобно садиться на коня, так как осетины, как и другие кавказцы, всегда были отличными наездниками, а конь был необходимым средством передвижения в горах.

Воспитатель показывает изображение женского национального костюма и куклу в национальной одежде.

В. Это – женское праздничное платье. Опишите, какое оно.

Мы уже рисовали с вами осетинскую невесту и рассматривали ее наряд.

Д. Платье светлое, приталенное, облегающее фигуру, распашное. Оно не застегивается на пуговицы, а закрепляется на талии красивым поясом.

В. Пояс подчеркивает тонкую талию девушки. Книзу оно расширяется и расходится при движении. Что мы видим под ним?

Д. Под ним видно нижнее платье. Оно на груди украшено красивыми вставочками и пуговицами.

В. Серебряный пояс и нагрудные украшения делают строгое платье очень нарядным!

Молодцы! Все мы разглядели, правильно описали наряды – и мужской, и женский. А теперь, чтобы похоже нарисовать, определим главную форму костюмов. Давайте посмотрим, какие геометрические формы, из знакомых вам, заметны в силуэте костюма? Возьмите геометрические фигурки и попробуйте приложить их на изображение.

Чтобы дети лучше прочувствовали основную форму костюма и поняли его конструкцию, можно использовать прием наложения геометрических форм на изображение. Дети вместе с воспитателем пробуют накладывать на предложенные изображения (мужской и женской фигурки в национальных костюмах) соответствующие размеру этих изображений треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, вырезанные из бумаги, и находят подходящие по форме, то есть те, которые ложатся на изображение и полностью накрывают его. Потом можно, убрав изображение, составить силуэтную фигурку из этих же треугольников.)

В. Дети, так какие геометрические фигуры подошли больше всего?

Д. Костюмы – мужской, и женский – легче всего складываются из треугольников разного размера – больших, средних и маленьких

В. Теперь попробуйте это нарисовать.

Ход занятия 2

В. Дети, что мы рассматривали на прошлом занятии, о чем беседовали?

Д. Мы рассматривали национальную одежду осетин. У каждого народа есть свой национальный костюм.

В. Национальный костюм является достоянием культуры народа. По костюму можно даже определить национальную принадлежность человека. Видите, как это важно – знать свой национальный костюм.

А что мы рисовали?

Д. Танец. Жениха и невесту.

В. Рисовали осетинский парный танец, возможно, танец жениха и невесты. Дети, как вы думаете, а почему мы выбрали для рисунка танец?

Д. Потому что, когда танцуют национальный танец, надевают осетинский костюм.

В. А где еще можно увидеть людей в национальной одежде? В таком наряде ходят по улицам, на работу, на учебу? Так одеваются в обычной жизни?

Д. Нет. Это не повседневный, а праздничный наряд. В такой одежде можно увидеть артистов, которые выступают на концерте, на празднике. И на осетинской свадьбе тоже невеста бывает в национальном платье.

В. Да, до наших дней сохранилась традиция осетинского народа выводить невесту из отчего дома в национальном наряде. Вот и наши девочки, когда вырастут, станут красавицами – невестами, такой наряд наденут в день своей свадьбы

Желательно показать фото людей в национальной одежде в момент праздника.

В. Самые красивые, богато украшенные традиционные национальные костюмы надевают на праздники, фестивали, различные мероприятия, в дни особых торжеств, когда нужно представлять свою Республику, встретить особо почетных гостей. Раздаю вам рисунки, продолжаем рисовать. Вы внимательно рассмотрели костюмы, нарисовали очень похоже, очень красиво. Сегодня проверим, все ли детали и украшения костюма вы нарисовали. Посмотрите, что еще в мужском костюме нужно нарисовать?

Д. Нужно нарисовать кинжал на поясе.

В. Необходимой принадлежностью костюма осетин являются узкий кавказский пояс, украшенный серебряными бляхами, и кинжал серебряной или позолоченной, красиво гравированной оправе. А еще осталась традиция украшать нагрудные карманы, где раньше хранился порох в патронах, серебряными газырями. Вы не забыли их нарисовать?

Воспитатель показывает изображение мужского костюма, акцентируя внимание детей на деталях.

В. А какие украшения женского платья вы нарисовали?

Д. Главные украшения женского костюма – это нагрудные пуговицы и пояс с очень красивой пряжкой.

В. Всё правильно. Молодцы! Давайте посмотрим чем еще бывает украшен женский наряд?

Воспитатель показывает изображение платья, богато украшенного орнаментом.

Д. На шапочке, краях платья и подвесных рукавах есть узоры.

В. Какие они?

Д. Узоры очень красивые – шитые золотом, серебром.

В. Узоры расположены так, что они повторяют главнее линии платья и сходятся на талии. Давайте посмотрим осетинский орнамент поближе.

Воспитатель показывает несколько видов традиционного осетинского орнамента, используемого в вышивке женской одежды.

В. Вот такие прекрасные орнаменты вышивают искусные осетинские мастерицы, используя золотую, серебряную или шелковую нить. Они украшают платья и шапочки. Нарисуйте узоры.

Воспроизвести орнаменты в точности дети, конечно же, еще не смогут, но пусть обозначат их.

В. Дети, а что еще, кроме шапочки, мы идем на голове девушки?

Д. Тонкий вязаный платок.

В. Этот платок тоже ручной работы. Его надевают поверх шапочки. Легкий, ажурный платок очень красиво дополняет костюм. Рисуем платок. Дети, в прошлый раз, прежде чем нарисовать, мы говорили о танце, о том, что движение в танце могут о многом нам поведать. Движение – это возможность танцора выразить свои чувства и мысли. Давайте поразмышляем. Вы уже взрослые и должны учиться размышлять. А художник, как может выразить свои впечатления и представления о красоте?

Д. Художник использует красоту линии, красивые узоры. Сочетания цветов.

В. У нас готовы рисунки в линиях, узоры мы тоже нарисовали, пора их раскрашивать. Поэтому давайте поговорим о цвете. Но для того, чтобы понять, в чем особенность осетинского костюма, мы для сравнения посмотрим костюмы других народов.

Воспитатель показывает три, четыре изображения осетинских костюма по выбору : узбекский, украинский, русский, болгарский, французский и т. п.

Особое внимание обращается на цветовой образ, который несет в себе национальные костюмы.

В. Что вы скажите о цвете осетинского костюма?

Д. У девушек платья белые или светлых тонов. Светлый цвет передает нежность девушки. Мужской костюм из ткани темного цвета – темно-серого, синего, черного. Темные цвета – строгие, мужские.

В. Такое сочетание цветов, когда светлый цвет оттеняется темным, называется «контрастным». И женский, и мужской костюмы сшиты из однотонной ткани. Цвета, в отличии от костюмов других народов, не яркие, сдержанные, неброские. Но на платье есть узоры, украшения. Может быть, здесь используются яркие цвета? Зеленые листья, красные, желтые, синие цветы в осетинском орнаменте.

Ответы детей. Дети делают самостоятельный вывод, что узор однотонный, не яркий, не пестрый, он изыскано и гармонично сочетается с цветам платья.

В. Так, значит, чем отличается осетинский костюм? Четкостью формы, строгим приталенным силуэтом в мужском и женском костюме, немногоцветностью, отсутствием пестрых, ярких цветов, изысканностью одноцветного узора.

Продолжаем рисовать.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Познавательное развитие ", " Социально-коммуникативное ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое ". Задачи.

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Фотоотчёт. Спортивное мероприятие к Дню Защитника Отечества в старшей группе.Фотоотчёт. Спортивное мероприятие к Дню Защитника Отечества в старшей группе. В феврале мы празднуем замечательный праздник, посвященный защитникам нашего Отечества. Пусть корни данного праздника уходят глубоко в нашу.

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Мероприятие в старшей группе «День народного единства»Мероприятие в старшей группе «День народного единства» Мероприятие в старшей группе «День народного единства».[/b]Образовательная область: «Познавательное развитие». Виды деятельности: коммуникативная,.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятие с детьми по рисованию «Национальный костюм» в старшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 17:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД