МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Шутка в музыке, движении, графике»

Мария Гумирова
Конспект интегрированного занятия «Шутка в музыке, движении, графике»
▼ Скачать + Заказать документы

Шутка в музыке, движении, графике.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе ознакомления с музыкальными произведениями использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к разным видам искусства;

2. Передавать самостоятельно настроение музыки в движении через пластику, интонацию;

3. Учить давать общую эмоциональную окраску музыки, подбирая разнообразные определения;

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Шутка в музыке, движении, графике“» размещена в разделах

4. Развивать дыхательную систему;

5. Развивать воображение и мышление, интерес к творческой деятельности.

Оборудование: музыка, мультимедиа, портреты композиторов, мольберт, принадлежности для рисования красками (гуашью). На мольберте три работы, выполненные педагогом приёмом «кляксография». Цвет и форма этих работ продиктованы музыкой, которая будет звучать на занятии, поэтому для выбора необходимо поэкспериментировать, опираясь на субъективное восприятие. Цветные ленты.

Подготовительная работа: рисование с детьми приёмом «кляксография», слушание произведений: Дворжак «Юмореска», Бах «Шутка», Чайковский «Скерцо», «Симфония №3», Кабалевский «Клоуны».

Музыкальный руководитель (М. Р.) :

«О грустном запела скрипка,

В пруду услыхала рыбка,

Услышали мак и ромашки,

Пастух на лугу и барашки.

На ветке зелёной птица,

Скворчиха, а может синица,

И чёрная важная кошка…

И все погрустили немножко» (И. Михайлова, «Чуть-чуть грустно»)

Воспитатель: Не знаю, умеют ли грустить мак и ромашки, но люди, все люди, живущие на земле, умеют чувствовать. Мы способны грустить и радоваться, страдать и удивляться, волноваться и негодовать. Это состояние души называется настроением. Скажите, ребята, вы любите шутить? (Дети отвечают). Не сомневаюсь в том, что и пошутить вы любите, и побаловаться, попроказничать не прочь. И это замечательно (в меру, конечно). Вот только задумывались ли вы над тем, что шутка может быть разной? Она может быть добродушной и светлой, остренькой и лукавой. Наконец, она может быть грубой и злой, и от такой шутки становится на душе обидно и больно.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы слушаем шутку в музыке. Оказывается, эти солидные люди, композиторы, тоже умеют и любят шутить. Только рассказывают они об этом музыкальными звуками. Послушайте «Юмореску» Антонина Дворжака – чешского композитора. Что такое «Юмореска»? музыкальная пьеса, в названии которой есть слово «юмор». «Юмореска» - маленькая смешинка, шутка.

Звучит пьеса А. Дворжака «Юмореска».

М. Р. : Какой характер у этой шутки? Что можно сказать о настроении «Юморески»?

Дети: Музыка лёгкая, светлая, отрывистая, острая и мягкая, весёлая. Хитрая, лукавая… в средней части настроение меняется. Музыка более плавная. Спокойная… Сверкающая, прохладная, блестящая…

Воспитатель: Возьмите звуки «Юморески» в ладошку. Почувствуйте их. Какие они? На что похожи?

Дети: Лёгкие, круглые, как бусинки, как мячики… Твёрдые. Они сверкают и падают… Как снежинки… Нет, снежинки летают медленно, плавно… Как капельки воды…

М. Р. : Умницы. Звуки действительно, лёгкие, упругие. Падают, как капельки воды. А вот ещё одна музыкальная шутка. Её сочинил композитор Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор, запомните это имя. А пьеса так и называется: «Шутка».

Звучит «Шутка» И. С. Баха в исполнении флейты и камерного оркестра.

М. Р. : А какая это музыка по настроению? Вы узнали, какой инструмент солирует?

Дети: Флейта. Музыка радостная, весёлая, подвижная, яркая, ликующая, солнечная, живая…

Воспитатель: Какая из двух шуток ярче? «Шутка» Баха или «Юмореска» Дворжака?

Дети: «Шутка» Баха.

воспитатель: Попробуйте «войти» в эту музыку. Закройте глаза, слушайте и фантазируйте. Что может так звучать? Что вы видите?

Звучит фрагмент «Шутки» Баха.

Дети: Это звенит ручей… Поют птицы… капают сосульки… Танцуют и прыгают солнечные зайчики…

Воспитатель: Какое время года?

Дети: Весна… Лето…

Воспитатель: Где можно всё это увидеть? И ручей, и птиц, и солнечных зайчиков?

Дети: В лесу, на поляне, в саду…

Воспитатель: Что ещё там может быть? Такое радостное и солнечное?

Дети: Яркие цветы и зелёная трава… Зелёные листья деревьев… Свежая, молодая зелень… Голубое небо и лёгкие облака… Солнце. Бабочки, жуки, стрекозы, божьи коровки, лесные звери… Прекрасные феи и эльфы…

М. Р. : Замечательно! А чего в этой музыке больше – песенности или «танцевальности»?

Дети: Танцевальности.

М. Р. : Какие движения мы возьмём для этой музыки?

Дети: Лёгкие… Прыжки, бег, подскоки, кружение, боковой галоп… Балетные.

М. Р. : Пожалуйста, я приглашаю вас танцевать!

Импровизация танца на музыку И. С. Баха «Шутка».

(Для импровизации можно использовать цветные ленты, дождик).

М. Р. : В каких ещё знакомых вам танцевальных композициях есть шутка?

Дети: «Кукляндия», «Весёлый мячик», «Клоуны». (Дети называют те танцевальные композиции, с которыми познакомились в течении года).

Упражнение под музыку «Кисточка»

(Чайковский симфония №3)

(Упражнение помогает развитию воображения. Сделаем вид, будто мы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведём «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони, от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакнём кисточку в краску» и повторим движения).

М. Р. : Давайте послушаем ещё одну шутку. Эту музыку написал П. И. Чайковский – русский композитор. Пьеса называется «Скерцо». «Скерцо» - значит «шутка» на итальянском языке. Слушайте.

Звучит первая часть «Скерцо» П. И. Чайковского в исполнении скрипки и фортепиано.

М. Р. : Весёлой ли получилась шутка у композитора?

Дети: Нет. Она ворчливая, грубая, надоедливая, сердитая, злая, тревожная, как Баба Яга, жужжащая, недобрая, беспокойная.

Воспитатель снимает покрывало с мольберта.

На нём – три работы, выполненные приёмом «кляксографии».

Воспитатель: Волшебная кисточка тоже внимательно слушала музыку и попробовала её нарисовать. Посмотрите, в этих работах спрятана музыка. Здесь есть и лукавая «Юмореска», и радостная «Шутка», и ворчащее «скерцо». Вот только волшебная кисточка поторопилась, и рисунки остались незаконченными. Мы с вами можем увидеть музыку и закончит работы. Какой приём использовала кисточка?

Дети: Кляксография!

Дети и воспитатель рассматривают работы, анализируют форму и цвет, ассоциируют и анализируют, дополняя друг друга. Вместе ищут варианты «на что это похоже». Тут же, на мольберте, заканчивают работы, дорисовывают то, что увидели и придумали. Затем дети выполняют свои работы тем же приёмом «кляксографии».

Итог: А теперь посмотрите работы друг у друга, что же у вас получилось. Теперь все вместе оформим выставку «Клякса и музыка».

Публикации по теме:

Отчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисованияОтчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисования 22 апреля в структурном подразделении "Детский сад №16 комбинированного вида" состоялось методическое объединение на тему "Развитие творческих.

Опыт практической деятельности по рисованиюОпыт практической деятельности по рисованию Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством обучения их нетрадиционных техникам рисования».Поделюсь опытом практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Шутка в музыке, движении, графике»
Опубликовано: 18 сентября 2014 в 17:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Шутка в музыке, движении, графике»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гумирова (УИ 187829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД