Приложение МААМ

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

Татьяна Квашнёва
Метод проектов как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, считается метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. [4] Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. [3]

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В нашем МБДОУ №10 «Чебурашка» метод проектов активно используется. Педагоги составляют проекты различной направленности и тематики. Это проект по социально-личностному развитию «Сюрприз для мамочки», познавательно-речевой проект «Календарная матрёшка», детский проект по социальному развитию «Пряники русские, мятные, вкусные…», детско-родительский проект «Есть край неизвестный» и др. Реализованные проекты успешно представляются как внутри детского сада, так и на конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Обобщив опыт работы педагогов ДОУ по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста, мы выделили основные этапы разработки детского проекта и составили примерную схему детского проекта.

Выбор темы – первый шаг в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, трудовая, коммуникативная и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдения и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации среды в группах, дошкольном учреждении в целом. Среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивает у детей любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

Рассмотрим используемую нами структуру детского проекта.

I. Титульный лист:

1. Тема проекта (название). В названии проекта должно быть рациональный и эмоциональный компонент ( например: Проект по ознакомлению детей со временем - это рациональный компонент, а «Календарная матрёшка» - это эмоциональный компонент).

2. Направленность проекта (одно из четырех направлений развития детей).

3. Участники проекта, возраст детей (дети подготовительной группы и их родители).

4. Руководитель проекта (должность, категория).

5. Город, год участия.

II. Введение (пояснительная записка)

1. Актуальность (насколько эта тема значима для данной категории детей)

2. Проблема (это противоречие между чем-то и чем-то, например, мы знаем, что время существует, но мы не можем его увидеть)

3. Новизна (в плане педагогической работы).

4. Практическая значимость (польза для других педагогических работников).

5. Предмет проекта (непосредственная педагогическая задача, которая уже обозначена в названии проекта, например, формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста).

6. Тип проекта.

7. Цель проекта (которая конкретизирует название и должна быть не общей, а решаемой и достижимой).

8. Задачи проекта (для всех участников проекта) :

для педагогов : обучающие, развивающие, воспитывающие;

для детей (в формулировке доступной детскому пониманию);

для родителей.

Задачи должны быть конкретными, четкими, проверяемыми, и не выходить за пределы цели, т. е. должны раскрывать цель.

9. Гарантированный результат (это результат решения каждой педагогической задачи, чему дети научаться, что можно воспитать в результате реализации проекта).

10. Критерии и способы оценки результата.

11. Источники информации для детей.

12. Распределение ролей в проекте.

13. Предполагаемый продукт ( это практический результат: журнал, газета, коллекция, поделка и т. д.)

III. Планирование проекта. Соблюдение этапов проекта :

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный промежуток времени.

2. Разработка проектаплан деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

На данном этапе используется метод трех вопросов : что мы знаем? что мы хотим узнать? где мы можем узнать?

3. Выполнение проекта - практическая часть.

Этап проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Совместная деятельность

4. Подведение итогов - презентация проекта.

Презентация проходит в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. [5] Это как правило большое яркое мероприятие, на котором дети представляют продукт своего проекта.

IV. Методический обеспечение проекта (ресурсное приложение) :

материально-техническое (рисунки, игры, фотоматериалы и др.); учебно-методическое (программы, технологии, методическая литература).

V. Методический паспорт на конечный продукт (ы) проектной деятельности, где указывается: название продукта, адресация (где, кому и когда пригодится, назначение, цель использования, задачи, реализация (пути, способы, области применения, методы и приемы по использованию продукта; содержание конкретных игр, упражнений и других видов деятельности с использованием данного продукта, перспектива (где, когда и как в новых условиях будет использоваться модификация).

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, предложенный выше методологический подход к организации проектной деятельности позволяет адаптировать инновационные технологии к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

5. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении методическое пособие. – М. :АРКТИ, 2010. – 80с.

6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как инновационная педагогическая технология
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 06:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Квашнёва (УИ 73494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД