Татьяна Суровенкова
Занятие для детей второй младшей группы «Сельская изба русским духом полна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание детей в традициях русской национальной культуры».
Задачи методического материала для детей 2ой мл. группы :
1. Расширять словарный запас детей, используя старинные предметы, фольклорный материал.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Воспитывать представление о добре и красоте.
Публикация «Занятие для детей второй младшей группы „Сельская изба русским духом полна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличия сохраняется и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев)
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Воспитатели нашего детского сада с воодушевлением отнеслись к теме патриотического воспитания детей и мной были составлены методические разработки для каждой возрастной группы детского сада, где собран фольклорный материал: потешки, песенки, поговорки, народные игры, загадки. Этот материал активно использовался воспитателями нашего сада еще с 1994 года.
В своей следующей работе «Родной край» я так же продолжила тему народной культуры. Мы уже давно отмечаем в детском саду старинные русские праздники : «Масленица», «Пасха», «Троица». Фольклорные произведения включаем в праздничные утренники, в занятия по развитию речи, музыкальные, физкультурные, играем в русские народные игры на прогулках.
Приобщение детей к русской народной культуре было бы неполным без ознакомления детей с предметами быта, окружавших жизнь русских людей. Это поможет им понять, что они часть великого русского народа.
Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Мы в своем детском саду сделали уголок музей «Русская изба», поместили там старинные предметы обихода, предметы прикладного искусства. Музей наш постоянно пополняется поделками воспитателей, сделанными в русском стиле.
Два раза в месяц с детьми всех групп проводятся занятия в «избе». «Хозяйка» знакомит детей с предметами быта, рассказывает сказки, разучивает потешки.
ЗАНЯТИЕ 1.
«МИЛОСТИ ПРОСИМ ГОСТИ ДОРОГИЕ».
Цель.
Познакомить детей с «избой», хозяйкой «избы».
Выяснить, какие из вещей детям знакомы, напомнить об их назначении. Рассказать о том, что в «избе» много удивительных старинных вещей, которые помогали человеку жить. Заинтересовать детей.
Методические приемы.
«Хозяйка» приветливо встречает детей, с каждым знакомится, рассаживает по лавкам.
Затем «хозяйка» рассказывает о своей «избе», вместе с детьми выясняет, сколько в ней знакомых и незнакомых вещей. После этого произносит:
«Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки».
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные».
Рассматривают большую матрешку. «Хозяйка» раскрывает ее «секрет». Достает по очереди всех матрешек, приговаривая:
«Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном».
Поставив всех матрешек в ряд. «Хозяйка» поет песенку «Мы веселые матрешки» (дети подпевают).
Появляется мышка (игрушка). Матрешки прячутся в большую матрешку «хозяйка» приговаривает:
«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась».
Матрешка и «хозяйка» прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.
Песня «Мы веселые матрешки».
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки, ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.