Елена Пышнограева
Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»
Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития. Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения – сторон грамматического строя речи. Для этого целесообразно использовать цветотерапию как один из эффективных приемов логопедической работы. Дети с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в определении цветов и оттенков предметов. В своей работе я использую практический материал, направленный на формирование у дошкольников навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии.
Публикация «Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Дидактическая игра «Разноцветные овощи»
Педагог раздает детям конверты с разрезными картинками (овощи) разного цвета. Дети складывают картинки и составляют словосочетания: зеленый огурец, коричневый лук, фиолетовый баклажан, зеленый кабачок, красный помидор, бордовая свекла.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Педагог предлагает детям определить предметы в мешочке на ощупь (фрукты) и вспомнить загадки про фрукты. Дети передают по кругу муляж, повторяя словосочетания: красное яблоко, желтая груша, оранжевый апельсин и т. д.
Заучивание стихотворений
В процессе заучивания стихотворений ребенок многократно повторяет словосочетания одного цвета.
Красный шар
Прозрачный красный шарик на нитке я держу,
Через прозрачный шарик на все вокруг гляжу.
Я вижу речку красную и красный солнца шар,
И много, много красного, как будто все пожар.
И. Сидельникова
Зима
Белые шапки на белых березах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому снегу на лыжах бегу.
А. Яхнин
Подвижные игры
В процессе этих игр можно показывать картинки по содержанию.
В зеленом лесу
В зеленом, зеленом, зеленом лесу (Дети маршируют.)
Зеленый листок, как флажок, я несу. (Вытягивают правую руку вперед.)
Зеленая шишка под елкой лежит. (Накланяются вперед, берут «шишку».)
Зеленая музыка где-то звучит. (Прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.)
Зеленый кузнечик в зеленой траве (Прыгают на обеих ногах.)
Играет зеленую песенку мне. (Имитируют игру на скрипке.)
А. Стройло
Релаксационные упражнения
Упражнения проводятся по обычной методике с использованием текстов, в которых преобладают названия определенного цвета, и представлением соответствующих предметов (объектов).
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо,
А небо – на нас.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Педагог бросает мяч ребенку, называя большой предмет. Ребенок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.
Белый дом – беленький домик.
Белый заяц – беленький зайчик.
Белая чашка – беленькая чашечка.
Использование перечисленных игр и заданий способствует не только совершенствованию грамматического строя речи дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию