Татьяна Кудряшова
Методическая разработка «Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре"
Часть 2
II ПЛАНОМЕРНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.
Задача: развивать умение детей переносить свой жизненный опыт в условный план игры, ставить разные игровые задачи и решать их разными способами.
Формы работы:
1. «Подводящие» (подготавливающие к сюжетно-ролевой) игры.
Публикация «Методическая разработка „Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре“, Часть 2» размещена в разделах
Игра-экспериментирование:
С тенью: отражение на стене теней различных животных.
С водой и игрушками, изображающими плавающих животных.
Дидактические игры:
С картинками:
• Кто как передвигается (найди на картинках того, кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает).
• Найди такую же и назови (с парными картинками животных).
• Отбери картинки с веселыми и грустными животными.
• Какое настроение у Мищки?
• Как взрослые и дети заботятся оживотных (выделить на картинках действия и поступки взрослых и детей, в которых проявляется их забота о животных – кормят, гладят).
• Настольно-печатные: лото, кубики, разрезные картинки «Животные».
• Сюжетно-дидактические: «На птичьем дворе», «Прогулка по зоопарку».
Словесные: Прилетели птички. Подберем слова про зайку. Скажи слова о лисе. У кого кто? Кто это? Чья мама?
Подвижные игры: № 31: У медведя во бору. Конь. Сова. Пчелки и медведь. Лохматый пес. Птицы и лиса. Обезьянки. Хохлатка. Дай кролику морковку. Лошадки. Лягушки. Птички в гнездышках.
Театрализованные игры:
• Имитационные игры – образы животных (контраст по размеру, настроению): Веселые и грустные медведи. Летят большие и маленькие птицы. Магазин игрушек-животных.
• Импровизации под музыку – см. репертуар для слушания. Импровизации под текст потешек, песенок, стихотворений.
• Хороводы: Ежик. Скачет лошадка. Заинька. и др.
• Пальчиковые игры: Зайка и барабан. Кошка.
• Игры-фантазии (импровизации) с персонажами пальчикового театра (головки зверушек) и с куклами-перчатками (варежки с апплицированными мордочками зверей).
• Игры с элементами драматизации по сказкам: Три медведя. Лиса и заяц.
• Инсценировки с музыкальным оформлением: Колобок, муз. В. Герчик. Козлята и волк, муз. Е. Тиличеевой. Теремок, муз. Т. Попатенко. Заяц, лиса и петух, муз. О. Юдахиной. Аленушка и лиса, муз. Ю. Слонова.
2. Совместные сюжетно-ролевые игры воспитателя с детьми.
Задачи:
Переводить детей к совместной ролевой игре с партнером-сверстником и развертыванию ролевого взаимодействия:
• принимать на себя роль и обозначать ее словом (называть) для партнера;
• понимать, какую роль взял на себя партнер;
• реализовывать свою роль через характерные для данной роли действия с предметами и элементарный ролевой диалог с партнером.
Учить строить с воспитателем зоопарк и использовать постройку в дальнейшей сюжетной игре.
Учить дополнять игровую обстановку и использовать в игре предметы-заместители.
Учить передавать в игре содержание из нескольких эпизодов, радоваться достижению своих игровых целей.
III АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
Задача: способствовать самостоятельному поиску новых игровых задач и способов их решения.
Формы работы:
3. Побуждение детей к развертыванию игры:
Предложение игры в «Зоопарк» и игрушек или масок для нее.
«Подсказывающая» предметная ситуация – животные расставлены на ковре, рядом ворота с табличкой «Зоопарк».
Помощь в постановке игровых задач через вопросы:
• Что вы будете строить для зверей?
• Кто у вас в зоопарке будет жить?
• Вы в зоопарк хотите сходить?
Проблемно-игровые ситуации:
• В зоопарке звери плачут. Что случилось?
• Ваши дети расстроены, они еще ни разу не были в зоопарке.
• Нам привезли новых зверей, где им жить?
4. Активизация идущей игры детей:
«Подытоживание» ролей: Вы так хорошо ухаживали за животными: сделали им клетки, покормили их. Вы – настоящие работники зоопарка.
«Угадывание наооборот»: Как у вас много здесь зверей живет. Это пароход? Самолет?
Поощрение, похвала, одобрение.
Советы, реплики, подсказки.
«Сквозная» роль воспитателя.
IV ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Задача: создать предметные условия для самостоятельной игры детей.
Формы работы:
1. Конструирование предметно-игрового пространства.
Выделить временный модуль «Зоопарк»: огородить ширмой или кубиками игровую территорию, разместить на ней крупные игрушки-животных.
2. Предметное содержание.
В зоне строительных игр разместить набор игрушек-животных среднего размера, силуэты деревьев, табличку «Зоопарк», предметные картинки животных.
В модуль «Зоопарк» внести через обыгрывание:
крупные игрушки-животные; набор мисок-кормушек и поилок;
прилавок-касса; изготовить билеты, нарезать с детьми 2х цветов – взрослые и детские;
поместить в открытом ящике «корм» - муляжи, предметные картинки, набор заместителей (цветной лоскут, пластиковые бутылочки и баночки);
«аптечка» для доктора-ветеринара;
фартуки для работников зоопарка.
V ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Задача: учить детей адекватно реагировать друг на друга, вступать в игровое и внеигровое взаимодействие друг с другом и с воспитателем – радоваться общей игре, вместе строить зоопарк и убирать игрушки, вести короткий ролевой диалог.
Формы работы:
Побуждать детей называть свою роль и рассказывать о своих ролевых действиях.
Создание ситуаций ролевого взаимодействия: один ребенок в главной роли, а воспитатель и второй ребенок – в одинаковых дополнительных ролях.
«Уроки вежливости»: Наши хорошие поступки. Каждой вещи – свое место.
Разговор «Что можно и что нельзя делать в зоопарке».
VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Задача: создать условия для совместной игры в «Зоопарк» детей и родителей.
Формы работы:
Участие родителей в пополнении наглядно-иллюстративного материала по теме.
Показ постройки «Наш зоопарк».
Привлечение родителей к участию в драматизациях сказок.
Информматериалы (индивидуальное консультирование):
• Рекомендации к наблюдениям за животными в природе весной и летом.
• Что читать ребенку дома: сказки, произведения К. Чуковского, С. Маршака, В. Сутеева, Е. Чарушина, Б. Житкова.
• «Позвони мне, позвони» или как играть с ребенком в «телефонные разговоры».
• Экскурсия с ребенком в зоопарк.
Наглядно-информационный материал:
ЭКСКУРСИЯ С РЕБЕНКОМ В ЗООПАРК
Ребенка к экскурсии надо подготовить: заранее рассмотрите с ним дома фотографии и картинки с изображением тех животных, которых вы хотите показать ему в зоопарке (их внешний вид).
Животных для показа не должно быть много: звери наших лесов (заяц, лиса, волк, медведь, олень); звери жарких стран (тигр, лев, слон, жираф, обезьяна, бегемот, змеи).
В зоопарке надо дать ребенку возможность, где это допустимо, действовать самостоятельно: купить билет в кассе, отдать его контролеру, выбрать угощение в киоске…
Задавайте ребенку вопросы обо всем, что вы будете наблюдать, и поощряйте его вопросы о том, что его интересует.
Дома рассмотрите картинки или игрушки, изображающие тех животных, которых ребенок видел. Предложите ему рассказать о них.
Что наблюдать с ребенком в зоопарке:
Как устроен зоопарк:
вокруг зоопарка ограда, на воротах надпись «Зоопарк», у входа кассы;
у каждого животного своя клетка, клетки разные: высокие и невысокие, с крышами, с бассейном, с домиками, на улице и в зданиях;
между клетками есть дорожки, дорожки от клеток отделены заборчиками;
в зоопарке есть развлечения: аттракционы, катание на пони, киоски с угощением;
что нельзя делать в зоопарке.
Животные в клетках: при рассматривании обращайте внимание на их внешний вид, предложите сравнить (кто больше, что у кого есть). Расскажите, что это животное любит есть, его характерные повадки: обезьяна лазает по деревьям, бегемот любит быть в воде, слон в жару обливает себя водой.
Люди заботятся о животных: объясните ребенку, что люди ухаживают за животными – дают корм и питье, убирают клетки, моют животных, когда они болеют, их лечит доктор.
Методическая основа:
Реализуемые технологии экологического образования, развития речи, развития изобразительной деятельности и конструирования.
Музыкальный материал: Сборники «Гусельки», Искорки», «Музыкальная шкатулка».
Фольклорный и литературный материал: детские хрестоматии (для младших дошкольников).
Игровые технологии:
1. Н. Михайленко, Н. Короткова. Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни. //Дошкольное воспитание, 1989, № 6, стр. 12.
2. О. В. Солнцева. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание, 2005. № 4, стр. 33. (Программа «Детство»).
3. Н. Ф. Губанова. Вторая младшая группа (от трех до четырех лет): Сюжетно-ролевая игра. Н. Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду: Программа и метод. рек-ции. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М: Мозаика-синтез, 2006. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). Стр. 47.
4. О. К. Васильева. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. – СПб: Детство-пресс, 2003.
5. Е. Е. Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. – М: Просвещение. Учебная литература, 1996.