Папки-передвижки

Перспективное планирование работы по здоровьесбережению «Азбука здоровья»

Ирина Грищук
Перспективное планирование работы по здоровьесбережению «Азбука здоровья»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Перспективное планирование работы по здоровьесбережению

3. Заключение

4. Литература

5. Приложения

1. Пояснительная записка

В последние десятилетия пути и средства оздоровления детей сводятся к комплексу профилактических мероприятий, т. е. утверждается принцип: «Здоровье - это отсутствие болезней». В современных условиях возросла роль валеологического образования каждого человека. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Публикация «Перспективное планирование работы по здоровьесбережению „Азбука здоровья“» размещена в разделах

В последнее время учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину от образа жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Качество жизни понимается не только как повышение благосостояния населения, но и как определённый уровень физического, социального и духовно-нравственного здоровья.

В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение способов, средств неспецифической профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.

Он должен иметь основы знаний - тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Здоровьетворящее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьетворящего образования должностать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Развитие жизненных сил возможно только в условиях гуманного, личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Именно личностно-ориентированный подход помогает воспринимать ребенка как существо целостное, включающее все подсистемы человека: физическую, психологическую, социальную, интеллектуальную, духовную.

Жизненные силы являются базовым понятием концепции здоровьетворения. Жизненые силы тела укрепляются физическими упражнениями, закаливающими процедурами, дыхательными упражнениями, рациональным питанием, двигательной активностью. Проблема развития ребенка в деятельности волновала и волнует педагогов, учёных, психологов, работающих с детьми дошкольного возраста: их развитие происходит именно в деятельности. Поэтому основное внимание нужно уделять повышению двигательной активности в спонтанной творческой деятельности и импровизации.

Жизненные силы разума укрепляются развитием внимания, ощущений, восприятия, памяти, речи, воображения и мышления. Совершенствование интеллектуального здоровья осуществляется на основе важнейших принципов программы «Детство», путём построения модели индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его интеллектуальных способностей и психологических особенностей.

Душевные жизненные силы и социальное здоровье укрепляются атмосферой любви и заботы, развитием навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями. Душевное здоровье включает знакомство с различными видами чувств и и ощущуниями, развитие умений осознавать свои чувства и чувства другого, управлять своими эмоциями. Для этого используются диагностика и коррекция эмоциональной сферы ребёнка при создании благоприятного климата в детском коллективе. Социальное здоровье включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, адаптацию к детскому коллективу. Развитие навыков общения происходит в форме специально-организованных сюжетно-ролевых игр, игрового театра, а также в процессе решения конкретных жизненных ситуаций, которые возникают ежеминутно.

Важное значение придаётся формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представлению о самом себе как о величайшем чуде на свете.

Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребёнок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха.

Цель данной разработки :

воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих;

создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребёнка.

Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:

воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;

развивать основы валеологического мышления, т. е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни;

воспитывать валеологическое мировоззрение, т. е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни.

Данная разработка рекомендуется к использованию воспитателям дошкольных учреждений и родителям дошкольников.

2. Перспективное планирование работы по здоровьесбережению

сроки

вид деятельности

задачи

материал

методы и приемы

сентябрь,

2 неделя

Беседа о здоровье, о полезности овощей

Закрепить знания о пользе овощей, их употреблении;

о пользе закаливания для укрепления здоровья, о его влиянии на внешний вид и настроение человека,

подвести к пониманию важности ведения ЗОЖ.

Овощи, фрукты, иллюстрации

Показ, беседа

октябрь,

2 неделя

НОД «Как работает сердце человека»

Познакомить с назначением и работой сердца человека, его местонахождением, со значением сердечно-сосудистой системы в деятельности человека в условиях перегрузки; учить слушать свое сердце, определять уровень нагрузки, следить за работой сердца по пульсу.

Таблица «Сердечно-сосудистая система человека», фонендоскоп,картинки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, пособие «Уроки Мойдодыра»

Рассказ, беседа, показ, сравнение, практическая работа, упражнения

ноябрь,

1 неделя

НОД «Что мы делаем, когда едим»

Познакомить с назначением и работой системы пищеварения; рассказать о пути пищи в организме, необходимости и пользе питания; для чего нужны зубы, как за ними ухаживать; закрепить правила поведения во время и после приема пищи; необходимость чистой питьевой воды для организма.

Таблицы «Пищеварительная система» и «Правила поведения за столом», зубные щетки, стаканчики с водой, картинки

Рассказ, беседа, показ, сравнение, практическая работа, упражнения

ноябрь,

3 неделя

Беседа «Как кожа помогает человеку»

Расширить представления детей о коже человека, её основных функциях, развивать познавательную активность, побуждать желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте

Игрушка Незнайка, лупа, мыло, ватные диски, стеклышки, полотенца

Беседа, наблюдение, сравнение, опыт

декабрь,

1 неделя

НОД «Микробы и вирусы. Болезнь и здоровье»

Дать элементарные представления об инфекционных болезнях, их возбудителях (микробах и вирусах); научить детей заботиться о своем здоровье и здоровье других людей; избегать ситуаций. Приносящих вред здоровью, рассказать о пользе прививок.

Изображения вирусов под микроскопом, картинки с изображением действий дюдей, приводящим к заболеваниям, пособия «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»

Беседа, рассматривание картинок, обмен опытом детей

январь,

2 неделя

Беседа «Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм»

Дать представления о пользе витаминов и их значении для здоровья человека, помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной; помочь запомнить названия витаминов и в каких продуктах их находится больше всего

Пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания

Беседа, рассматривание картинок, обмен опытом детей

январь,

4 неделя

Досуг «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков»

В игровой форме учить осознанно относиться к своему питанию, уметь противостоять телевизионной рекламе, закрепить знания о витаминах

Костюм Ростика, набор муляжей продуктов, прилавки магазина, корзины, коробки-копилки, фишки, наборы карточек «Витамины», аудиозапись «Вредная еда»

Игра-соревнование, эстафета, напоминание, указание

февраль,

1 неделя

НОД «Как движутся части тела»

Познакомить с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, с возможностью движения различных частей тела; рассказать о роли правильной осанки, помочь запомнить правильное положение тела за столом

Таблица «Скелет человека», схема правильной осанки

Рассказ, показ, беседа, упражнение, подвижные игры

март,

1 неделя

Беседа «Как сохранить здоровье весной»

Уточнить представления детей о важности всех органов (человек здоров, хорошо себя чувствует, если организм нормально работает); закрепить знания о важности витаминного питания весной

Кукла Айболит, пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания, сушеные ягоды, чеснок, лимон, отвар шиповника

Рассказ, показ, беседа, обмен опытом

март,

4 неделя

НОД «Как мы дышим»

Познакомить детей с органами дыхания, с процессом дыхания, закрепить и систематизировать имеющиеся знания, рассказать о функции дыхания в спокойном состоянии и при физических нагрузках, о роли дыхания при образовании голоса, о значении дыхательной гимнастики, свежего воздуха, о вреде курения (затрудняется проникновение воздуха в организм, работа сердца, желтеют зубы, стареет кожа)

Таблица «Система дыхания», воздушные шары, пинцет, свеча, сигарета, блюдце

Наблюдение, логические умозаключения, сравнение, опыт, упражнение, игра

апрель,

2 неделя

Беседа «Режим дня и питания»

Сформировать представления о пользе режима дня и питания; уточнить знания об особенностях режима дня в ДОУ и дома, о вреде долгого просмотра телепередач и игр на компьютере. Учить отличать полезные продукты от вредных.

Таблица «Режим дня», пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания

Беседа, рассматривание, анализ, обмен опытом детей

апрель,

4 неделя

Родительское собрание «О здоровье всерьез»

Пропагандировать ЗОЖ, закрепить навыки родителей делать простейшие лечебные процедуры; познакомить с народными средствами лечения простудных заболеваний. Вовлечь родителей в соревнования, обмен опытом.

Пригласительные билеты, анкеты, стенды «Мы хотим быть здоровыми» и «Лекарственные травы», мед инвентарь

Беседа, рассказ, показ, соревнование, игра, обмен опытом

май,

3 неделя

Спортивный праздник «Здравствуйте все!»

Создать атмосферу праздника здоровья, упражнять в основных видах движения, закреплять умение соревноваться в эстафетах, закрепить знания о здоровой пище и витаминах.

Спортинвентарь, медали, карточки с изображением продуктов и витаминов, сервировка стола, муляжи овощей и продуктов

Объяснение, игры, указания, пояснение, поощрение, одобрение

Данное перспективное планирование представляет собой обобщение опыта работы по здоровьесберегающему образованию.

3. Заключение

Целенаправленная и систематическая работа по здоровьесберегающему образованию с младшей группы и до выпуска из детского сада обеспечит достаточный уровень знаний, умений и навыков дошкольников по сохранению и укреплению собственного здоровья. В приложениях к разработке представлен методический материал по реализации представленного планирования и наработки педагога по данной проблеме.

Однако необходимо дальнейшее методическое совершенствование дидактического обеспечения. В связи с этим автор будет благодарен за рекомендации и обмен опытом по данному направлению работы.

4. Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность», СПб, «Детство-пресс», 2004;

2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. «Здоровый дошкольник» Оздоровительные технологии XXI века, Москва, 2001;

3. Волчкова В. Н, Степанова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Воронеж, 2005;

4. Доронова М. Н. «Из ДОУ - в школу», Москва, «Линка - пресс», 2007;

5. Зайцев Г. «Уроки Айболита» под ред Колбанова В. В. СПб, «Акцидент», 1997;

6. Злакоманова М., Хужина Н. «Давайте слушать и слышать своих детей», «Дошкольное воспитание» №6 - 2004;

7. Ковалева Т. «Витамины и минералы - незаменимые компоненты питания», «Дошкольное воспитание» №3 - 2006;

8. Л. Лебедева, Г. Зуева «Здравствуйте, все!», «Ребенок в детском саду» №3 -2007;

9. «Мы» - программа экологического развития детей, СПб, «Детство-пресс», 2005;

10. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 2002;

11. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред Т. И. Бабаевой, СПб, «Детство-пресс», 2014;

12. Прокофьева М. «Познай себя», «Ребенок в детском саду» №3 - 2006;

13. Тарасова Т. А., Власова Л. С. «Я и мое здоровье», Челябинск, 1998;

14. «Тело человека», энциклопедия для детей, «Махаон», 2004;

15. Успенская Н. «Познай себя», «Ребенок в детском саду» №2 - 2007;

16. Яркова Р. «О здоровье всерьез», «Дошкольное воспитание» №2 -1997;

17. Яковлева Л., Юдина Р. «Работаем по программе «Старт», «Дошкольное воспитание» №2 - 1997.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с родителями второй младшей группы Перспективное планирование работы с родителями второй младшей группы. Сентябрь - Родительское собрание «Жизнь ребенка в детском саду».

Перспективное планирование на неделю «Азбука дорожного движения» для детей средней группы Тема недели Содержание работы Ответственные 1 неделя 02.07.18-06.07.18. «Азбука дорожного движения». Задача: развивать у детей самостоятельность.

Перспективное планирование работы функциональной площадки «Огород» Перспективное планирование работы функциональной площадки «Огород» Место проведения (площадка) Тема (название, цель и задачи) Сроки проведения.

Перспективное планирование работы на занятиях футболом Перспективное планирование работы. Сентябрь 1. Соревновательная подготовка (2 занятия) 2. Конрольные нормативы. 3. Учить технике выполнения.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию в средней группе Перспективное планирование работы по музыкальному развитию в средней группе. Сентябрь Восприятие музыки Пение Музыкально-ритмические движения.

Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы «Звездочки» на 2017-2018 уч. г. по ФГОС Цель: создать в детском саду.

Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы «Звездочки» на 2017-2018 уч. г. по ФГОС Цель: создать в детском саду.

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе СЕНТЯБРЬ 1 Оформление наглядной агитации: «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; консультация «Возрастные психологические особенности.

Перспективное планирование работы с родителями второй младшей группы Сентябрь. 1. Знакомство с родителями. 2. Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 3-4х лет. Адаптация детей в детском саду».

Перспективное планирование работы с родителями по теме «Права ребёнка» Перспективное планирование с родителями по теме «Права ребёнка» Актуальность работы по этой теме очевидна. Парой даже взрослые не знают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование работы по здоровьесбережению «Азбука здоровья»
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 09:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД