Юлия Терехова
Дидактическое пособие «Тактильное лото»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Методическая разработка.
Дидактическое пособие «Тактильное лото».
Автор:
Терехова
Юлия Михайловна
воспитатель высшей
квалификационной категории
2018
Содержание.
Содержание.
1. Введение. 3
2. Основная часть. 4
Публикация «Дидактическое пособие „Тактильное лото“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лото. Настольная игра своими руками
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
3. Заключение. 5
4. Литература. 6
5. Приложения.
Приложение № 1 7
Приложение № 2 8
Введение.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Успешность умственного и физического развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир. Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактическим играм, большое значение имеют тактильные игры. Тактильные игры развивают сенсорное восприятие, тактильную память, мелкую моторику рук, и как следствие, благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша. Играя с ними, ребёнок знакомится с особенностями окружающего мира, расширяется представление о свойствах предметов и увеличивается словарный запас.
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности, что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т. е наиболее успешно мыслить.
Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста позволила мне сделать вывод, что в последнее время все больше детей имеют низкий словарный запас, особенно в части определений. Дети с трудом подбираю определения, характеризующие качество поверхности предметов. Именно поэтому, возникло желание создать пособие, которое бы служило для обогащения словарного запаса, развития мелкой моторики рук, способствовало воспитанию волевого усилия. Так было создано дидактическое пособие «Тактильное лото» (Приложение 1).
Основная часть.
Дидактическое пособие содержит :
- игровое поле с рулеткой, которое разделено на 6 секторов с различными по текстуре материалами;
-18 дощечек с картинками животных с одной стороны и покрытые материалами, идентичными секторам игрового поля, с другой стороны.
-1 матерчатый мешочек.
Цель игры: способствовать развитию восприятия, речи, общения детей дошкольного возраста.
С помощью пособия можно решить следующие задачи:
Развивающие:
Развивать тактильное восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Развивать речь.
Образовательные:
Формировать пассивный и активный словарь дошкольника.
Активизировать диалогическую и монологическую речь.
Расширять представления об окружающем мире.
Учить делать элементарные умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать волевое усилие.
Воспитывать умение следовать социальным нормам и правилам.
Начинать работу с данным материалом можно в младшей группе детского сада, затем усложняя, можно использовать и с детьми старшего дошкольного возраста. Число игроков от одного до четырех. При знакомстве с дидактическим материалом проводится предварительная работа. Сначала дети знакомятся с наполняемостью лото. В целях развития умения делать элементарные умозаключения, педагог может спросить дошкольников и выслушать их предположения о том, что можно сделать с внесенными атрибутами. Если дети затрудняются, педагог предлагает визуально и тактильно изучить элементы с различной поверхностью. При этом даются разные приемы исследования: рассматривание, надавливание ладонью, поглаживание пальцами, круговые движенья кистью руки с сопровождением употребления качественных прилагательных. После ознакомления организуется деятельность по сравнению: «Найди мягкие», «Покажи твёрдые», «Возьми гладкие», «На что похоже». Дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Работа педагога может быть организована индивидуально или с группой детей. (Приложение 1).
Некоторые варианты игр и упражнений представлены в данном методическом материале (Приложение 2, так же можно использовать инициативу и творчество детей для придумывания новых игр и упражнений.
Заключение.
Дидактическое пособие «Тактильное лото» можно использовать в разных возрастных периодах дошкольного детства, в групповой и индивидуальной работе. Используя в работе тактильного лото, сделала вывод, что это пособие, служит предметом интеграции элементов практически всех образовательных областей, отраженных в ФГОС: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое. А также может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
Таким образом, тактильное лото – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которые можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам.
Список литературы
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 года»
5. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет»
Приложение 1
Приложение 2
Варианты игры
1 вариант «Мы не скажем, а покажем»
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти
Ребенку с закрытыми глазами дать пощупать поверхность блока. Затем блок располагается среди других 4-5 блоков. Ребенку предлагается отыскать среди этих блоков, тот который он ощупал.
2 вариант «Чудесный мешочек»
Цель: развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновений к блокам.
Педагог кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или муха (дощечка с шершавой поверхностью).
3 вариант «Соотнеси»
Цель: развитие воображения
Ребенку предлагается соотнести поверхность блока и картинки. Объяснить свой выбор.
4 вариант «На что похоже»
Цель: развитие внимания
Ребенку предлагается выбрать один из блоков и подобрать к нему несколько подходящих картинок. Выделить общий признак и назвать его.
5 вариант «Самый внимательный»
Цель: развитие внимания
Все карточки с животными лежат в мешочке. Самый младший игрок крутит стрелку. Она останавливается на материале. (Если стрелка остановилась между двумя секторами, игрок снова запускает рулетку). Затем он запускает руку в мешочек, чтобы найти на ощупь карточку, материал которой выпал на рулетке. Если он считает, что нашел ее, он вытаскивает карточку и показывает ее другим игрокам:
Карточка соответствует материалу, который он искал- он сохраняет у себя карточку как выигранное очко. Стрелку крутит следующий игрок.
Карточка не соответствует- кладет ее назад в мешочек. Продолжает игру следующий игрок.
Примечание: если в мешочке больше нет карт с текстурой поверхности, соответствующей указанному сектору, то игрок снова запускает рулетку и повторяет это действие до тех пор, пока не выпадет сектор, для которого в мешочке еще остались карты.
Кто выигрывает?
Если мешочек пуст, игрок, у которого больше всех карточек с животными, выигрывает игру.
Два варианта для самых маленьких:
1- Дети по очереди вытаскивают карты из мешочка и затем сортируют их по текстуре поверхности.
2- Все карты выкладываются на стол, картинкой вверх. Первый игрок запускает рулетку, а затем он должен взять со стола карту с текстурой поверхности, соответствующей поверхности, соответствующей сектору, на который указывает рулетка.