Анна Москвичева
Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет
Методическая разработка дидактической игры
«Четвертый лишний» для детей 5-6 лет
Разработала: Москвичева А. Д.
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 113
г. Уфа, Октябрьский район
Пояснительная записка.
Актуальность.
Публикация «Дидактическая игра „Четвертый лишний“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Старшая группа
- Четвертый лишний. Игры
- Темочки
Специалисты в сфере дошкольного образования отмечают, что дидактическая игра является одним из средств познания окружающего мира.
Дидактическая игра делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. При этом он окрашен эмоциями, что так важно для детей, имеющих речевые нарушения (нередко дети с ОНР имеют отклонения в поведении и нервно-психической сфере).
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится дидактическим играм, сделанным своими руками. Игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У него развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Приёмы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.
Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи.
На занятиях по развитию речи используются словесные дидактические игры, разделенные на шесть основных групп:
1группа – фонетические игры.
2группа – лексические игры.
3группа – грамматические игры.
4группа – графические игры.
5группа - игры, развивающие связную речь.
6группа – для развития мышц пальцев рук
Используя в работе дидактические игры, педагог может решать все перечисленные задачи (коррекция фонетики, лексики, грамматики, связной речи).
Новизна. Формирование устной речи и навыков речевого общения является приоритетной задачей реализации ФГОС ДО. Данное направление мы считаем очень важным, так как в группе компенсирующей направленности необходимо создать эффективные условия применения электронных игр, нацеленных на активизацию и развитие устной речи дошкольников. Работа по использованию дидактических игр состоит в том, что такая игра является одним из наиболее действенных средств формирования представлений об окружающем, способствует расширению у дошкольников опыта самостоятельной деятельности, формирует у них навык приобретения новых и закрепления ранее полученных знаний. В процессе занятий дети овладевают чёткой дикцией, понятиями о синонимах, антонимах, систематизируют свои знания в классификации предметов, закрепляют лексическое значение слов, совершенствуют связную речь. В зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на ту или иную игру, её можно видоизменять, вносить в известную игру новые элементы для поддержания интереса детей и достижения определённого результата.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» имеет развивающее и коррекционное значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.
Внешний вид. Данное пособие состоит из трех элементов. Каждый элемент представляет собой широкую линейку с нанесенными на ней четырьмя картинками. Линейки снабжены бегунком в виде белого квадрата с нейтральным изображением (красный круг). Бегунок соответствует размеру нанесенных на линейку картинок и полностью закрывает выбранную «лишнюю» картинку при перемещении.
Цель игры: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять почему он лишний путём составления сложного предложения. Научиться выделять согласный звук в начале слова, различать звуки на слух.
Задачи:
1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать предметы, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.
Значение.
Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличение активного словаря создает возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли, отмечается отчетливая в произносительном плане речь.
В процессе общения детьми употребляются как простые, так и сложные предложения, грамотно и чётко строятся диалог и монолог
Дидактическая игра для детей 5-6 лет
«Четвёртый лишний».
Ход игры:
1-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы на линейке (жаворонок, шмель, журавль, жар птица, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний.
Правильный ответ: лишний шмель, потому что название начинается со звука Ш, а остальные со звука Ж.
2-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы линейке (шимпанзе, жеребенок, жаба, жираф, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний.
Правильный ответ: лишняя шимпанзе, потому что название начинается со звука Ш, а названия остальных животных начинаются со звука Ш.
3-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы на линейке (шампиньон, шиповник, жимолость, щавель, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.
Правильный ответ: лишний шампиньон, он начинается со звука Ш и является грибом, а на остальных картинках – растения, названия которых начинаются с шипящих звуков: Ш, Ж, Щ.
Заключение.
Игра действительно является одним из средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в коррекционной работе имеет большое значение и является результативным.