Приложение МААМ

Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет (2 фото)

Анна Москвичева
Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет

Методическая разработка дидактической игры

«Четвертый лишний» для детей 5-6 лет

Разработала: Москвичева А. Д.

учитель-логопед

МАДОУ Детский сад № 113

г. Уфа, Октябрьский район

Пояснительная записка.

Актуальность.

Публикация «Дидактическая игра „Четвертый лишний“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Специалисты в сфере дошкольного образования отмечают, что дидактическая игра является одним из средств познания окружающего мира.

Дидактическая игра делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. При этом он окрашен эмоциями, что так важно для детей, имеющих речевые нарушения (нередко дети с ОНР имеют отклонения в поведении и нервно-психической сфере).

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится дидактическим играм, сделанным своими руками. Игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У него развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.

Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи.

На занятиях по развитию речи используются словесные дидактические игры, разделенные на шесть основных групп:

1группа – фонетические игры.

2группа – лексические игры.

3группа – грамматические игры.

4группа – графические игры.

5группа - игры, развивающие связную речь.

6группа – для развития мышц пальцев рук

Используя в работе дидактические игры, педагог может решать все перечисленные задачи (коррекция фонетики, лексики, грамматики, связной речи).

Новизна. Формирование устной речи и навыков речевого общения является приоритетной задачей реализации ФГОС ДО. Данное направление мы считаем очень важным, так как в группе компенсирующей направленности необходимо создать эффективные условия применения электронных игр, нацеленных на активизацию и развитие устной речи дошкольников. Работа по использованию дидактических игр состоит в том, что такая игра является одним из наиболее действенных средств формирования представлений об окружающем, способствует расширению у дошкольников опыта самостоятельной деятельности, формирует у них навык приобретения новых и закрепления ранее полученных знаний. В процессе занятий дети овладевают чёткой дикцией, понятиями о синонимах, антонимах, систематизируют свои знания в классификации предметов, закрепляют лексическое значение слов, совершенствуют связную речь. В зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на ту или иную игру, её можно видоизменять, вносить в известную игру новые элементы для поддержания интереса детей и достижения определённого результата.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» имеет развивающее и коррекционное значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.

Внешний вид. Данное пособие состоит из трех элементов. Каждый элемент представляет собой широкую линейку с нанесенными на ней четырьмя картинками. Линейки снабжены бегунком в виде белого квадрата с нейтральным изображением (красный круг). Бегунок соответствует размеру нанесенных на линейку картинок и полностью закрывает выбранную «лишнюю» картинку при перемещении.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет

Цель игры: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять почему он лишний путём составления сложного предложения. Научиться выделять согласный звук в начале слова, различать звуки на слух.

Задачи:

1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать предметы, устанавливать причинно-следственные, логические связи.

2. Развивать зрительное восприятие.

3. Развивать монологическую и диалогическую речь.

4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.

Значение.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличение активного словаря создает возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли, отмечается отчетливая в произносительном плане речь.

В процессе общения детьми употребляются как простые, так и сложные предложения, грамотно и чётко строятся диалог и монолог

Дидактическая игра для детей 5-6 лет

«Четвёртый лишний».

Ход игры:

1-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы на линейке (жаворонок, шмель, журавль, жар птица, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний.

Правильный ответ: лишний шмель, потому что название начинается со звука Ш, а остальные со звука Ж.

Фото «Четвертый лишний»

2-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы линейке (шимпанзе, жеребенок, жаба, жираф, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний.

Правильный ответ: лишняя шимпанзе, потому что название начинается со звука Ш, а названия остальных животных начинаются со звука Ш.

3-я линейка. Детям предлагается рассмотреть предметы на линейке (шампиньон, шиповник, жимолость, щавель, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

Правильный ответ: лишний шампиньон, он начинается со звука Ш и является грибом, а на остальных картинках – растения, названия которых начинаются с шипящих звуков: Ш, Ж, Щ.

Заключение.

Игра действительно является одним из средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в коррекционной работе имеет большое значение и является результативным.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»Дидактическая игра «Четвертый лишний» Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тема: «Овощи, фрукты» Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»Дидактическая игра «Четвертый лишний» Дидактических игр такого плана великое множество. Когда я задумала делать эту игру и поделилась с подругой своими планами, она мне сказала:.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»Дидактическая игра «Четвертый лишний» Игра «Четвёртый лишний» увлекательная и развивающая игра для детей. В нее могут играть дети среднего и старшего дошкольного возраста. Можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 29 апреля 2025 в 13:27
+224Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Москвичева (УИ 437067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 мая 2025 четверг
Всероссийская акция с 15 мая по 15 июня!
Купить готовые конспекты: конспекты по экологии с дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий.
16 мая 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных