Сахно Наталья Петровна
«Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях.
1.1 Понятие и сущность двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
1.2 Формы организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
II. Глава Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2.1 Теоретические основы двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «„Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
2.2 Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.
III Глава: Экспериментальное исследование организации двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Проблема исследования и оценки двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность находиться на низком уровне и не соответствуют возрастным нормам. Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом.
Двигательная активность является важным средством полноценного развития детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлениям природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых разных направлений (И. Сеченов, И. Павлов – физиологи; Б. Теплов, А. Лурия – психологи, но особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту (П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского)
Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию. Чем больше степень активности скелетных мышц, тем лучше осуществляются эффективные процессы, определяющие резервирование энергетических ресурсов. На основании исследований детей и в экспериментах на животных И. А. Аршавский (1967) показал, что в процессе роста и развития активная деятельность является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма. Двигательная активность во всех ее разнообразных формах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка,
В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией в режиме дня современных дошкольников отмечается снижение двигательной активности, и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов). Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз. Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивается выполнением двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в режиме дня детского учреждения и дома. Режим очень важен особенно для детей, так как все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Режим дня дошкольника предусматривает определенную продолжительность учебных и не учебных занятий, сна и отдыха, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Значение режима в том, что он создает благоприятные условия для своевременного развития. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня детей. Как правило, двигательный режим отличается разнообразием форм физического воспитания. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Соблюдение рационально организованного двигательного режима позволяет не допустить развития у ребёнка умственного перенапряжения и создать условия для формирования всех систем и функций организма.
Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиенически-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Сегодня, некоторые образовательные программы (например, "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е издание М., 2005 года, предлагают примерный режим дня во всех возрастных группах ДОУ, но в нем не учитываются особенности организации двигательного режима детей. Другие авторы, например М. Д. Маханева и доктор психологических наук О. М. Дьяченко в своих рекомендациях к программе «Развитие» говорят о создании двигательного режима, но дают рекомендации только для старшего дошкольного возраста. Проблема организации двигательного режима для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста недостаточно представлена в методической литературе. В связи с этим в практике сложилось неопределенное представление о сочетаемости режима дня и двигательного режима детей младшего дошкольного возраста, что нацелило нас на исследование темы: «Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста».
Таким образом,
цель нашего исследования:
изучить теорию организации двигательного режима детей дошкольного возраста и разработать двигательный режим для детей младшего дошкольного возраста, способствующий повышению их двигательной активности.
Объекта исследования:
развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста и её организация.
Предмет изучения: организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза:
двигательный режим будет являться средством повышения двигательной активности, если:
•будут учитываться основные биологические физиологические ритмы активности детей в течении дня;
•в течение дня будут чередоваться статические и динамические нагрузки;
•будет оснащена предметно – развивающая среда необходимым физкультурным оборудованием и пособиями.
Осуществление указанной цели требует решение следующих
задач:
1. Изучить теоретические основы развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить теорию организации двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить предметно-развивающую среду в режиме дня, которая направлена на развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать двигательный режим для детей младшего дошкольного возраста с целью повышения двигательной активности детей и обосновать его эффективность.
В качестве
методов исследования
использовались:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Хронометраж