МААМ-картинки

Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ

Шабаева Марина Геннадьевна
Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и конечно же одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы проблема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях обсуждается достаточно широко, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных ей. Наиболее распространенной формой этой работы является организация оздоровительных групп часто болеющих детей. Проведение оздоровительных мероприятий в ДОУ приводит к положительным результатам. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной.

Публикация «Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

1. Создание экологически благоприятных условий в помещения для игр и занятий детей:

соблюдение санитарных и гигиенических требований;

сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;

поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим (объем двигательной активности в пределах 5,5-9 ти с 84 шагов, продолжительностью - 4 часа в деть).

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Утренняя гимнастика (ежедневно).

Занятия физкультурой.

Подвижные игры на 1 и 2 прогулках (ежедневно) 20-35 минут.

Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями :

утром;

после завтрака;

на прогулке;

после сна;

на второй прогулке.

Базовая и игровая деятельность

ЗАКАЛИВАНИЕ:

оздоровительные прогулки, ежедневно;

умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной);

воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре;

ходьба босиком в обычных условиях и ребристым дорожка после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постоянно).

Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от проведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания.) (Например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т. п.)

Оздоровительная работа.

1. Сквозное проветривание.

2. Санитарный режим.

3. t= 20-22С.

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный объем (4 часа в день).

6. Утренняя гимнастика.

7. Физкультурные занятия.

8. Подвижные игры.

9. Закаливание:

оздоровительные прогулки;

умывание холодной водой;

воздушные ванны:

a. гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);

b. дорожка здоровья;

c. облегченная одежда;

d. сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период.

11. Употребление витаминов в период заболеваний.

12. Витаминизация 3-го блюда.

Оздоровительные паузы.

Оздоровительные паузы могут включать в свое содержание: физические упражнения для осанки, несколько упражнений для глаз, рук или стоп, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.

Пример оздоровительной минутки :

потянуться 1-2 раза;

упражнения дыхательной гимнастики;

помассировать пальцы;

походить по камушкам;

1-2 упражнения для осанки…

Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз"

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 3 раза.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 3 раза.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 3 раза.

Осмотрите в окно вдаль 30 секунд.

Оздоровительная минутка :

Упражнение 1.

- Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Упражнение 2.

- Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Психогимнастика

Игра "Садовник". Дети встают в круг, в центре - садовник, проговаривает слова: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Оленьки!". Он останавливает свой взгляд на том, кто ему симпатичен, и рассказывает о его достоинствах.

Психогимнастика

"Каждый спит" - игра-этюд на тренировку отдельных групп мышц.

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит.

Тот, как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, стоит.

Тот идет, раскрывши рот.

Дети застывают в разных позах, ведущий обходит всех и по очереди дотрагивается до каждого, только после этого играющий может пошевелиться.

Методические рекомендации для оздоровления часто болеющих детей.

Актуальной задачей на сегодняшний день является поиск и разработка новых методов неспецифической профилактики простудных заболеваний у детей в дошкольных учреждениях. Практики предлагают следующий метод эффективного закаливания с "комбинированно дорожкой", представляющей собой чередование короткой дорожки, ребристой доски, гаревой дорожки (песок, галька, керамзит, резинового коврика с шипами, солевого и сухого ковриков.

Помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 1500, длится 12-13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательными музыкальным сопровождением.

В спальном помещении можно приоткрыть окна так, чтобы к концу дневного сна температура воздуха в комнате достигла 13-16. Дети просыпаются в 1500, со звуками музыки, раскрывают одеяла и лежа в постели 1-2 минут выполняют физические упражнения :

1. подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками;

2. перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу;

3. покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук и др.

По вашей команде - хлопок, удар в бубен - дети встают, быстро снимают спальную одежду и остаются в одних трусиках с босыми ногами. Затем 1-1,5 минуты в холодном помещении выполняют бег, ходьбу (с умеренной нагрузкой, комплекс дыхательной гимнастики. Затем следует пробежка в групповую "теплую" комнату (t=21-24о). Дети входят по комбинированной дорожке: по лежащему на полу канату, по ребристой доске, становятся в ящичек с керамзитом и топчутся 30 секунд, далее резиновый коврик с мягкими шипами, потом высушивают ноги о байковый коврик. Темп прохождения по дорожке обычной, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Количество перемещений из одной комнаты в другую не менее 6 раз с пребыванием в каждой 1-1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "холодной" комнаты в "теплую" в ходе подвижной игры типа "Самолетики", "Перелетные птицы", "Спутники планет".

Продолжительность занятий детей старшего возраста 10-15 минут, младшего 5-10 минут. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик временно противопоказан на 1 неделю.

Примерный план Недели здоровья.

Понедельник.

1 половина дня:

оформление групповой комнаты;

сюжетно-тематическое занятие "Путешествие в Страну здоровья" (игра-беседа, закрепляющая знания о личной гигиене);

утренняя прогулка (подготовка участка для игр на воздухе всеми детьми, подвижные игры 3-4).

2 половина дня:

конкурс рисунков, отражающий знания детей о личной и общественной гигиене по теме "Путешествие в Страну здоровья";

вечерняя прогулка (подвижные игры в соответствии с сезоном).

Вторник.

1 половина дня:

организация выставки рисунков детей на тему "Путешествие в Страну здоровья;

сюжетно-тематическое занятия "Встреча с доктором Айболитом" (беседа о профилактике заболеваний и об уходе за глазами, ушами, зубами; разнообразные физические и игровые упражнения);

утренняя прогулка (самостоятельная двигательная и творческая деятельность детей, игровые упражнения, подвижная игра в соответствии с сезоном).

2 половина дня:

беседа с детьми о каком-либо виде спорта;

дидактическая игра "Одень спортсмена";

вечерняя прогулка (игры-развлечения, подвижные игры по желанию детей).

Среда.

1 половина дня:

организация выставки "Встреча с доктором Айболитом";

сюжетно-тематическое занятие "В гостях у Сиропчика" (беседа о значении продуктов питания в жизни человека; игра "Съедобное и несъедобное);

утренняя прогулка по территории детского сада с выполнением заданий, игр, упражнений;

самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе.

2 половина дня:

беседа о каком либо виде спорта (в соответствии с сезоном);

просмотр видеофильма о данном виде спорта, игровые упражнения;

вечерняя прогулка (подвижные игры "Затейники", "Угадай, что делаем" и др.).

Четверг.

1 половина дня:

организация дидактических игр "Подбери одежду для спортсмена", "Двигаемся, играя";

тематическое занятие "Друзья Мойдодыра" (изготовление книги, отражающей правила личной гигиены, отношение детей к людям, нарушающим эти правила);

утренняя прогулка (спортивные игры в соответствии с сезоном).

2 половина дня:

оформление книги "Друзья Мойдодыра";

вечерняя прогулка (народные подвижные игры).

Пятница.

День открытых дверей (посещение детского сада родителями)

1 половина дня:

встреча гостей, организация самостоятельной, двигательной деятельности, дидактические игры спортивной тематики для детей и родителей;

экскурсия для родителей на выставки работ детей по темам : "Путешествие в Страну Здоровья", "Встреча с доктором Айболитом";

утренняя гимнастика (оформление участка детского сада; совместные игры детей, воспитателей и родителей, игры).

2 половина дня:

физкультурный досуг "Веселые старты" (для детей, родителей и воспитателей).

Заключение

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.

Данная система двигательного режима для детей дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов.

литература:

1. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // теория и практика физической культуры. - 1990, №1. - с. 22-26.

2. Безруких М. "Вкусные" уроки - путь к здоровому образу жизни // Народное образование. - 2001, №4. - с. 181-183.

3. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? // Народное образование. - 2001, №5. - с. 223.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Спортивные будни в детском саду»Фотоотчет «Спортивные будни в детском саду» Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Мастер-класс «Флажок». Атрибут для подвижных игр, эстафет и упражненийМастер-класс «Флажок». Атрибут для подвижных игр, эстафет и упражнений Здоровье- великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным- это цель всех родителей и одна из главных задач педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 17:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Шабаева Марина Геннадьевна (УИ 221176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД