Лучший педагог года

Методическая разработка «Художественные иллюстрации на музыкальных занятиях»

Ольга Годованая
Методическая разработка «Художественные иллюстрации на музыкальных занятиях»

Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям ДОУ. Использование на музыкальных занятиях художественных иллюстраций делает занятие более интересным, занимательным и привлекательным, а дети легче и глубже воспринимают музыкальный репертуар.

Методическая разработка «Художественные иллюстрации на музыкальных занятиях».

Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства,

г. Нижний Тагил Свердловской области.

Публикация «Методическая разработка „Художественные иллюстрации на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Многолетний опыт работы музыкальным руководителем в детском саду неоднократно убеждает меня, что использование художественных иллюстраций на занятиях даёт хорошие результаты, особенно в работе с младшими дошкольниками. Показ рисунков и картин на темы разучиваемых музыкальных произведений, делает занятие более интересным и занимательным, привлекательным и по- настоящему современным. С помощью иллюстраций, дети легче и глубже осмысливают музыкальный материал, обогащается их воображение, что, в свою очередь, стимулирует детей к успешным творческим поискам. Для того, чтобы дети лучше поняли содержание той или иной песни или, что ещё труднее, инструментальной музыки, часто приходится пояснять её содержание. Но слова не живопись, и часто они очень мало говорят воображению трёх-четырёхлетнего ребёнка. Иллюстрация же привлекает детское внимание, заставляет их сосредоточиться, даёт конкретное представление о неизвестных им предметах и героях, что в конечном счёте влияет на качество усвоения материала. Эта же иллюстрация может также способствовать повышению интереса детей к музыкальному произведению в процессе его разучивания.

Даже такое простое содержание русской народной песни «Петушок» или песни М. Красева «Конь» легче преподнести с помощью иллюстрации, где переливающиеся пёрышки покрывают «масляную головушку», где можно показать и «шёлковую бородушку» и даже «настоящего коня с настоящей головой» и с «настоящей гривой». Даже игрушка, обычно стилизованная, меньше подходит для этой цели, чем иллюстрация именно потому, что это игрушка, а не живой конь или петушок. Кроме того, игрушка не может показать обстановку, в которой происходит действие, например, время года, как это может сделать рисунок.

Иллюстрации, показывающие празднично украшенные улицы или помещения, детей и взрослых с шарами, цветами, флажками, создают предпосылку для знакомства детей с праздничными песнями, создают нужный эмоциональный настрой. После показа такой иллюстрации, дети быстрее и глубже воспринимают песню, лучше передают её характер в пении.

Неоднократный показ Деда Мороза в окружении детей на новогодней ёлке не только способствует хорошему исполнению новогодних песен, но и настраивает детей на ожидание его прихода без страха и волнения, что иногда случается, если дети недостаточно подготовлены.

Особенно важна иллюстрация к песням с трудным для детского восприятия текстом. Для примера можно взять такую известную песню как «Паровоз» Л. Компанейца. С помощью иллюстрации или аппликации, изображающей вагончики, в которых с точной последовательностью, в соответствии с текстом рассажены пассажиры- плюшевые мишки, кошки пушистые, зайцы да мартышки, куклы да матрёшки- дети быстрее и свободней запоминают слова песни. Для этого, в течении нескольких занятий, я показывала в последствии детям эту иллюстрацию - зрительная память помогла в разучивании песни.

Аналогичную помощь оказывают иллюстрации и детям более старшего возраста в таких песнях, как «Мы запели песенку», музыка Р. Рустамова, или русская народная песня «Где был, Иванушка?».

Много радости приносят детям сюрпризные «иллюстрации», которые можно сделать своими руками. Так, например, изготовление бумажной двери, которая открываясь, показывает серенькую кошечку после того, как дети отгадывают загадку:

Отворилась тихо дверь

И вошёл усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Использование такого приёма с элементом занимательности, оказывает большое влияние на последующий интерес к песне и, конечно же, на качество исполнения.

Ещё можно привести несколько примеров, когда иллюстрация целесообразна для привлечения внимания детей к слушанию музыкальных произведений и для пояснения их содержания. Так, например, изображение девочки, укачивающей куклу, или мамы, напевающей своему малышу спокойную песенку, помогает детям слушать колыбельную музыку, а изображение «Двух тетерь» знакомит их с этими невиданными птицами в русской народной попевке «Две тетери».

Мной было подмечено, что в старших группах иллюстративный материал вносит оживление и добавочный интерес в музыкальные занятия- песню, подкреплённую зрительным впечатлением, дети быстрее разучивают, дольше помнят.

Думаю, что нет необходимости перечислять все случаи возможного использования художественных иллюстраций на музыкальных занятиях. Каждый музыкальный руководитель должен решать этот вопрос самостоятельно, учитывая степень общего и, конечно же, музыкального развития детей группы.

Однако следует всегда помнить, что не следует перегружать занятия иллюстрациями, так как они должны выполнять свою вспомогательную роль и их следует применять, чтобы полнее создать у детей художественный образ. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения. Беседы с детьми не должны быть длительными, а, наоборот, отличаться конкретностью и лаконичностью, строиться в форме вопросов и ответов. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения.

Кроме своего основного назначения, то есть пояснения содержания музыкальных произведений, художественные иллюстрации дают возможность проводить на музыкальных занятиях и в свободное время музыкальные игры и упражнения различных видов, как, например:

- узнавание музыкальных произведений и песен по мелодии или музыкальному сопровождению,- правильная отгадка подтверждается показом заранее подготовленной иллюстрации;

- выбор наиболее понравившегося произведения или песни для повторного слушания с помощью иллюстраций;

- повторение знакомых песенок- попевок,- на каждом занятии выбирается одна из нескольких наугад. Игра занимает детей в процессе ряда занятий, пока не будут повторены все. Неизвестность вносит ещё больший добавочный интерес в обучение;

- из нескольких предъявленных иллюстраций нужно выбрать одну, соответствующую услышанному произведению.

Для проведения таких игр желательно иметь иллюстрации небольшого формата на плотной картонной основе. Примерный удобный формат 25х 21 см.

На сегодняшний день изданы наглядно- дидактические комплекты демонстрационных карт «В мире музыки» для детей 2-4, 4-5, 5-6 лет (сост. С. В. Богомолова,с описанием классификации, методов проведения бесед, а также примерной тематикой вопросов по демонстрационным картам.

Но необходимые иллюстрации иногда приходится подбирать и самим музыкальным руководителям, используя для этого всем известный и красочный «Музыкальный букварь», детские книги или музыкальные сборники, где, иногда, встречаются песни программного репертуара. Дело это далеко не простое, так как иллюстрация должна очень точно отвечать содержанию музыкального произведения, не включать ни одной лишней детали, которая могла бы отвлекать внимание детей от главного. И, конечно же, должна быть выполнена высокохудожественно. Как пример, могу привести удачные, на мой взгляд, иллюстрации художника Ю. Васнецова в сборнике «Поёт, поёт соловушка» под редакцией Н. Метлова.

Очень бы хотелось иметь для практической работы альбом или комплект с подобными иллюстрациями, созданными лучшими художниками, работающими в области иллюстрации детской книги в соответствии с репертуаром дошкольных групп детского сада. Такой материал был бы незаменим и для организации детской деятельности вне занятий, так как дети не только по звучанию, но и с помощью иллюстраций легко вспоминают знакомые песни и мелодии, воспроизводят их голосом или игрой на музыкальных инструментах.

Публикации по теме:

Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУИспользование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла.

Методическая разработка «Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Развитие навыков самостоятельности.

Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст)Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст) Младший дошкольный возраст Задачи освоения: Образовательные: - Сформировать безбоязненное отношение к воде - Освоить вдоха и выдоха в воду.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Введение. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором.

Методическая разработка «Роль ведущего на праздниках и музыкальных развлечениях». Роль ведущего на праздниках и музыкальных развлечениях. Работа ведущего детского праздника или развлечения, начинается задолго до праздника.

Методическая разработка «Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками» Методическая разработка (из опыта работы) Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка «Значение музыкальных праздников в детском саду, рекомендации по проведению праздников» Музыкальные праздники- одна из самых необходимых и самых любимых частей в жизни детского сада. Это веселье, песни, танцы и сказочные герои,.

Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ «Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э. Ж. Далькроз Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ. «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Художественные иллюстрации на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 12:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД