Изолина Чубукова
Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Каждый воспитатель использует в своей работе с детьми стихотворный материал.
Это очень помогает настроить детей на нужный лад, формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу. Художественное слово оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.
Публикация «Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Режимные моменты в детском саду
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Каждый воспитатель подбирает художественное слово для своей работы сам. И в памяти у нас накопилось очень большое количество разного стихотворного материала, который, безусловно, помогает в организации образовательной работы.
Однако, начав работу с маленькими детьми, я поняла, что мне подчас не хватает для работы рифмовок - короткого рифмованного текста, который легко запоминается, надолго остается в памяти, служит руководством к действию детей. Такой текстовой материал любят дети, и к тому же он служит для тренировки произносительных навыков. Сначала я стала использовать тот материал, который помнила с детства. Например, когда набрали новую группу трех – четырехлетних детей, они никак не хотели идти строем на площадку, до которой метров сто. Попробуй организовать одномоментно тридцать малышей! Моим предшественницам приходилось приобщать нянечку в провожатые. А у няни забот полон рот при таком количестве детей! И тут пригодилась мне вот такая рифмовка из моего пионерского прошлого:
Раз - два! Три – четыре!
Мы шагаем по четыре!
Раз – два! Дружно в ногу!
Уступайте нам дорогу!
Под эту рифмовку я бодро выводила на прогулку свою многочисленную группу целых три года. Искала несколько раз замену пионерской рифмовке, чтобы разнообразить «репертуар», но как- то другие рифмовки не прижились.
Еще с одной проблемой столкнулась тогда же: дети не умеют размыливать мыло по рукам. Пришло в голову придумать рифмовку. Пользуюсь этой рифмовкой уже пятый год. Можно как песенку петь, можно проговаривать. Дети очень любят эту рифмовочку, дома руки моют - поют (родители видео присылали). Как –то пришлось работать неделю на средней группе (были в прошлом году нашими малышами, моем руки вместе, а девочки хором приговаривают:
-Ручка ручку моет, моет - намывает,
Чистые ладошки мыло уважает!
Для обучения детей вытиранию рук, использую другую рифмовку. Вытираю каждый пальчик, приговариваю:
- Вытру пальчик я большой, за ним – указательный,
Средний палец тоже сух будет обязательно.
Безымянный промокну и мизинец тоже
Вот теперь мой кулачок сухой и пригожий!
Сборы на прогулку в младшей группе - сложный режимный момент! Дети только учатся использовать схемы - алгоритмы одевания и раздевания. Ориентироваться в этом деле мне опять помогают рифмовки! Повторяю детям:
- Юбки, шортики снимаем и штанишки надеваем!
После прогулки дети тоже проговаривают вместе со мной:
- Штанишки снимаем – юбки шорты надеваем.
А вы знаете как повесить кофточку, рубашку, футболку в детском шкафу? У нас это знает каждый малыш!
- За воротничок – на крючок!
Очень трудно малышам научиться надевать носочки, чтобы им было интереснее это делать, использую рифмовку про норку. Причем, иногда заменяю слова «резинку в носочке» на слово «колготочки». Правда, ударение в слове «колготочки» приходится переносить на предпоследний слог.
- Пальчики – крючочки растягивают резинку в носочке.
Ножка пальцы выпрямляет и в норочку ныряет!
Часто малыши затрудняются с надеванием штанов: сразу две ноги в одну штанину засовывают. Для этого использую рифмовку такую :
У штанишек две дорожки:
Одна для правой ножки,
Одна для левой ножки.
Еда для малышей – это отдельная тема для рифмовок! Во время кормления малышей я использую разные пословицы, стихотворения. Но рифмовки выручают лучше всего!
1. Хлеб кусаю, супом заедаю.
2. Бери ложку – ешь картошку!
3. Булочку кусаю – кефиром запиваю.
4. Давай, давай! На кашу налегай!
Причем, слова в обеденных рифмовках легко меняются в соответствии с меню в детском саду.
И, наконец, рифмовка знакомая всем воспитателям! Знакомая - это потому, что такая рифма просится каждый раз, когда укладываются спать дети:
- Закрывайте глазки – вам приснятся сказки!
Использование рифмовок в работе с детьми помогает созданию теплой дружеской атмосферы в группе, проведению всех режимных моментов. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.
Применяя рифмовки мы развиваем у детей четкую координацию речи и движения, вносим эмоциональный фон, совершенствуем общую моторику, развиваем память, мышление, воображение, самостоятельность. Вот такие они рифмовочки! Коротенькие, а пользы приносят много! Спасибо за внимание!