Папки-передвижки

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии

Наталия Байвалюк
Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел коррекционно-дидактических игр на

нормализацию мышечного тонуса.

Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные психомоторные качества, обучить управлению собственным мышечным тонусом и приемам расслабления, подготовка условий к формированию координированных движений органов артикуляции; уменьшение степени проявления спастического пареза, гиперкинезов, синкинезии. Повысить эмоциональную устойчивость, самоконтроль.

«Огонь и лед»

Оборудование и материалы: проигрыватель или ноутбук; запись мелодии с быстрым темпом.

Публикация «Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии» размещена в разделах

Ход игры:

Попеременное напряжение и расслабление всего тела.

Логопед: «Огонь!» – дети под быструю музыку начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.

«Лед!» – дети должны застыть в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Музыка при этом останавливается.

«Стираем белье»

Оборудование и материалы: проигрыватель или ноутбук; кукла в брюках и рубашке, запись мелодий на цифровом носителе – медленная, плавная; мелодия с убыстряющимся темпом.

Ход игры:

Детям предлагают постирать брюки кукле. Они выполняют интенсивные движения руками, имитируя процесс стирки брюк, совершают плавные, широкие движения руками изображая полоскание брюк в проточной воде. После чего брюки необходимо выжать, встряхнуть и развесить.

«Пляж»

Оборудование и материалы: коврик; проигрыватель или ноутбук; мультимедийная установка; запись мелодий на цифровом носителе – веселая и грустная мелодия.

Ход игры:

Детям предлагают представить, что они лежат на теплом песке и загорают. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Логопед: «Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться». Логопед: «А теперь зажмурим глазки от яркого солнышка». Дети сильно жмурят глаза. Логопед:» Вот тучка налетела и спрятала солнышко. Открываем глазки». Дети открывают глаза. Так повторяют несколько раз. В это время на мультимедийном экране появляется то изображение солнышка, то тучки, его спрятавшей. Соответственно этому звучит музыка – то веселая. То грустная.

Массаж лица:

«Солнышко»

Ход:

Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Не страшны пурга и вьюга,

Солнце нам заменит друга!

Спиралевидные движения. Направление движений - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

«Индейцы»

Ход:

Логопед: «Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

«Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.

«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

Массаж языка:

«Щенок»

Оборудование и материалы: картинка с изображением щенка и щетки.

Ход:

Щеткой чищу я щенка,

(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка) (3 раза)

Щекочу ему бока.

(Растирание боковых краев языка).(3 раза)

«Дорога»

Ход:

Большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.

От города дорога в гору,

А из города — с горы.

Из деревни дорога с горы,

А в деревню — в гору.

«Болтунья»

Ход:

Выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Болтала, болтала,

Да не выболтала.

«Точечный массаж»

«Дождик»

Ход:

Точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

«Оса»

Ход:

Надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.

Ужа оса ужалила.

Ежу ужасно жаль его.

Раздел коррекционно-дидактических игр на

формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений.

Цель: Развивать мышечно-двигательную чувствительность. Формировать моторную функцию тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса.

«Пальчиковая гимнастика»

«Замок»

Ход игры:

Ребенок сидит на стуле, спина ровная, расслабленная.

Логопед:

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

«Капуста»

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Ёжик»

Оборудование и материалы: коврик, резиновый колючий мячик, изображение ежика.

Ход игры:

У малыша в руках резиновый колючий мячик.

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

«Котёнок»

Ход игры:

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«Дни недели»

Ход игры:

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Упражнения на определение положения губ

«Улыбка»

Ход:

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны. Логопед читает стишок и показывает движения детям, которые потом выполняет вместе с ними.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

«Заборчик»

Ход:

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

«Улыбка-трубочка»

Ход:

Тянем губы мы кушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы, то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

«Певцы»

Оборудование и материалы: карточки с изображением гласных звуков.

Ход:

Дети представляют себя оперными певцами и поют гласные звуки.

Упражнения на различение узкого и широкого кончика языка

«Лопатка»

Ход:

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

«Желобок»

Ход:

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в жело-бок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

«Чашечка»

Ход:

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

«Грибок»

Ход:

Вырос гриб большой в лесу,

В садик триб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

Упражнения на определение положения кончика языка (поднят или опущен)

«Вкусное варенье»

Ход:

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком, за-тем левую.

«Качели»

Ход:

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

«Гармошка»

Ход:

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднима-ется, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

Раздел статико-динамических упражнений для развития моторного праксиса в целом и артикуляционного аппарата

Цель: развитие мышечного тонуса и артикуляционной мускулатуры; улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений; развитие тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика; общей и мелкой моторики; развивать внимание, память, мышление.

Игры на развитие общей моторики

«Утиная зарядка»

Ход игры:

Вышли утки на зарядку. (Шаги на месте.)

Лапки на мысок, на пятку. (Соответственно.)

Покружились всей гурьбой. (Покружиться на месте.)

Покрутили головой. (Соответственно.)

Вправо – влево, вправо – влево. (Повороты головы, не поднимая плеч.)

Это делают умело. (Руки на пояс, к плечам, вверх.)

Крылышками хлопают. (Помахать руками, как крыльями.)

Лапочками топают. (Соответственно.)

Ходят важно, вперевалку. (Соответственно.)

Прыгают через скакалку. (Попрыгать на двух ногах.)

Вот, ещё один прыжочек, (соответственно)

И уселись на песочек. (Сели на свои места.)

(Е. Г. Карельская)

«Гномы»

Ход игры:

Ой, ой, ой, ой! (Наклоны из стороны в сторону. Руки на поясе.)

Чей там дом под горой? (Приподнять плечи, удивиться.)

Дом под красной крышей. (Руки над головой «крышей»)

Кто из дома вышел? (Шаги на месте.)

Это братья гномы! (Присесть.)

Нам они знакомы! (Выпрямиться. Попрыгать на месте.)

«Часы»

Ход игры:

Тик – так, тик – так! (По два наклона головы вправо-влево.)

Мы умеем делать так: (Два наклона туловища вправо – влево.)

Влево – тик, вправо – так. (Наклоны головы влево – вправо.)

Тик-так, тик-так! (Наклоны туловища вправо-влево.)

А потом: бим-бом! (Четыре наклона туловища вперед. Руки на поясе.)

Каждый час исправно бьем. (Шаги на месте. Руки – на поясе.)

Наши стрелочки бегут (Бег на месте.)

И минутам счет ведут. (Сесть на свои места.)

«Кот Антошка»

Ход игры:

Раз в апреле кот Антошка (Мягкие кошачьи шаги.)

Убежать хотел в окошко. (Бег на месте.)

Но все окна на запоре. (Сокрушённо всплеснуть руками.)

Не гулять коту на воле! (Покачать головой и вздохнуть.)

Прыг! Поймал Антошка мышку. (Прыжок.)

Эх! Но выпустил малышку… (Махнуть рукой.)

Игры на развитие мелкой моторики

«Швея»

Оборудование и материалы: шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Ход игры: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка: протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия; протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку; выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

«Циркачи»

Ход игры: Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

Вращение карандаша ладонями обеих рук. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т. д.).

«Сделаем бусы»

Оборудование и материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки

Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

«Юные архитекторы»

Оборудование и материалы: палочки для выкладывания; схемы для выкладывания фигур. Выкладывание фигур из палочек.

Ход игры:

Логопед: Давайте представим с вами, что мы архитекторы. Будем строить разные здания. Вот у нас есть схемы (раздает схемы для выкладывания фигур и палочки) давайте попробуем построить дом, детский сад, избушку, магазин и

т. д.

«Штриховка фигур»

Оборудование и материалы: цветные карандаши, линейка, бумага.

Ход игры:

ребенку предлагается внимательно рассмотреть изображенные на бланке рисунки. Задание звучит следующим образом: заштрихуй фигуры по заданному образцу.

Упражнения на развитие артикуляционного праксиса

«Параход»

Ход:

Верхнюю и нижнюю губы пассивно смыкают, удерживают в этом положении, фиксируют внимание ребенка на сомкнутых губах, затем просят его дуть через губы, раскрывая их.

«Зайка»

Ход:

указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть;

«Жернова»

Ход:

ребенок помещает язык между зубами и удерживает его;

«Паруса»

Ход:

кончик языка прижимают и удерживают против альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;

«Не болей!»

Ход:

голову несколько закидывают назад, заднюю часть языка приподнимают к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя внимание на ощущениях контакта языка и неба и его прорыва.

Раздел коррекционно-дидактических упражнений и игр на

развитие просодики речи

Цель: формировать голосовые модуляции; силу речевого выдоха; тембр, темп и оттенок речи. Развивать интонационную выразительность речи. Учить рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний, определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Упражнения для формирования речевого дыхания

«Жук жужжит»

Ход игры:

Руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

«Воздушный шарик»

Ход игры:

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Ветры»

Ход игры:

Наступила осень, подули спокойные ветры (нежное дутьё с округлёнными губами).

Стало холоднее, подули ветры сильнее (выдох сильнее).

Бури начались, сильно ветры подули (резкий выдох).

«Задуваем свечу»

Ход игры:

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза.

«Цветок»

Ход игры:

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.

Игры для развития темпа и ритма речи.

«Хлопки в ладоши»

Оборудование и материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Ход игры:

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

«Пчёлы и мёд»

Оборудование и материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Ход игры:

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

«Делай как я»

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Ход игры:

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

«Дождь в лесу»

Агния Барто

Мы хо-ди-ли по гри-бы,

За-би-ра-лись под ду-бы.

Вдруг-дождь! Да ка-кой.

Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,

Как, тре-ща и тре-пе-ща,

Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.

Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам

Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,

Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су —

Од-ни дож-дин-ки на но-су.

«Радуга»

Е. Благинина

Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,

Не дож-ди ты, по-дож-ди!

Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,

Зо-ло-тое до-ныш-ко!

Я на ра-ду-гу-ду-гу

По-лю-бу-юсь по-бе-гу —

Се-миц-вет-ную-цвет-ную

На лу-гу под-сте-ре-гу.

Я на крас-ну-ю ду-гу

Наг-ля-деть-ся не мо-гу,

За о-ран-же-вой, за жёл-той

Ви-жу но-ву-ю ду-гу.

Э-та но-ва-я ду-га

Зе-ле-не-е, чем лу-га.

А за не-ю го-лу-ба-я,

Точ-но ма-ми-на серь-га.

Я на си-ню-ю ду-гу

Нас-мот-реть-ся не мо-гу,

А за э-той фи-о-ле-то-вой

Возь-му да по-бе-гу…

Сол-нце се-ло за сто-га,

Где ты, ра-ду-га-ду-га?

Игры-упражнения на формирование восприятия тембра.

«Назови, из какого королевства».

Оборудование и материалы: картонные силуэты «королей» разного цвета с различными эмоциями.

Ход игры:

Педагог произносит фразу с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др., а дети по голосу педагога определяют эмоциональную окраску и подбирают соответствующую фигурку короля.

«Три медведя».

Оборудование и материалы: Предметные картинки с изображением трёх медведей (папа, мама, медвежонок).

Ход игры:

Предметные картинки выложить перед детьми и произнести фразу с различной эмоциональной окраской. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос: «Кто это сказал?».

«Кто боится жука?»

Оборудование и материалы: Предметные картинки с изображением людей.

Ход игры:

Предметные картинки положить перед детьми и рассмотреть их. Потом произнести фразу: «Я не боюсь жука!» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображённого персонажа. Дети по голосу логопеда определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится жука?».

Раздел коррекционно-дидактических игр на

коррекцию звукопроизношения.

Цель: автоматизация звуков и включение их в речь, автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове. психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления); звукопроизношения; слоговой структуры слова; активного и пассивного словаря; грамматического строя речи;

связной речи;

«Кто больше собрал?»

Оборудование и материалы: предметные картинки, фишки.

Ход игры:

За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.

«Повтори для Маши»

Оборудование и материалы: кукла Маша.

Ход игры:

На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.

«Ромашка»

Оборудование и материалы: лист бумаги, карандаши.

Ход игры:

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

«Волшебная палочка»

Оборудование и материалы: волшебная палочка.

Ход игры:

Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

«Назови слово, которое начинается со звука А» (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Оборудование и материалы: предметные картинки с разной позицией гласных в словах.

Ход игры:

Гласные называет логопед:

Найди слова, которые начинаются на звук А: автобус, апельсин, арбуз.

На звук О: окунь, огурец.

На звук У: утка, утюг.

"Животные и их детеныши"

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры:

Найди животных и их детенышей.

Собака — щенок;

Курица — цыпленок;

Кенгуру — кенгуренок. Каких ты знаешь еще?

«Один – много»

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением одного предмета и его аналога в множественном числе.

Ход игры:

Назвать предмет и сказать так, что их много.

Образец: еж — ежи — много ежей;

груша — груши — груш;

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов.

Особо трудные слова:

ножницы —- ножницы — много ножниц;

шорты — шорты — много шортов;

часы — часы — много часов.

«Назови ласково»

Оборудование и материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

«Кто больше запомнил картинок — назови»

Оборудование и материалы: «Поле чудес» - наборное полотно с картинками в 3 ряда.

Ход игры:

Рассмотреть картинки на "Поле чудес" и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз.

«Найди ошибку — скажи правильно»

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением живых и неживых предметов.

Ход игры:

Предложения или словосочетания подбираются по картинкам.

"Скворечник живет в скворце" — (скворец живет в скворечнике).

"Ведро в воде" — (вода в ведре).

"Люди везут автобус" — (автобус везет людей).

«Путешествие Почемучки»

Оборудование и материалы: игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплё н магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду - на 4 квадрате, в 3 ряду - на 2 квадрате, и в 4 ряду - на 4 квадрате, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №1 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №2. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Ход игры:

Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т. д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа. Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Публикации по теме:

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубикамиПрименение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНРФотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР. В связи с качественными изменениями обучения.

Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста Виды дидактических игр (А. К. Бондаренко): - игры.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет» Дружные фигурки Цель: развить образное мышление, произвольную память. Необходимый инвентарь:.

Картотека индивидуальных изотерапевтических игр и упражнений, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе Данный материал могут использовать в своей работе логопеды, воспитатели детских садов. Использование данного материала предоставляет педагогу.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Играем с формой и цветом» Цель: развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать активное внимание,.

Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой формой дизартрии Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует.

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Технология «Работа в парах». Игра «Угадай-ка». Цель игры: закрепление.

Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 13:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Байвалюк (УИ 382517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД