Получи документы

Методические рекомендации педагогу-хореографу по этапам (годам) обучения

Юлия Архипова
Методические рекомендации педагогу-хореографу по этапам (годам) обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Первый этап обучения.

Программа на начальном этапе обучения рассчитана на три года, что условно может совпадать с младшим школьным возрастом (приблизительно 6 – 9 лет). В этот период среди основных задач педагога можно выделить :

- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации, изучение танцевальных элементов;

- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Публикация «Методические рекомендации педагогу-хореографу по этапам (годам) обучения» размещена в разделах

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Уроки хореографии могут проводиться в танцевальном или спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление движения учащихся, с тем чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Будет нелишне напомнить начинающим педагогам общепринятые в хореографии правила подачи учебного материала и построения урока танца. При изучении нового и повторении пройденного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3 – 4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю, соответственно вторая линия становится первой и так далее. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и так далее. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

Второй этап обучения.

Второй этап обучения хореографии предполагает работу с детьми среднего школьного возраста (4 – 6 классы). Ученики уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к восприятию нового материала и так далее. Однако в средней возрастной категории есть свои трудности, особенно в работе с мальчиками. По мере взросления мальчики начинают больше увлекаться различными видами спорта, считают спорт более достойным для мужчины занятием.

Учитывая эти сложности, педагог должен поддерживать интерес детей к танцу, например, продолжать изучение танцев-игр или же, напротив, делать акцент на изучении танцевальных новинок, которые привлекают внимание детей среднего возраста, вводить в уроки соревновательный момент, как можно активней включать в занятия элементы новой танцевальной техники – джаз-танца и современной пластики, использовать для музыкального сопровождения популярные среди подростков современные инструментальные и даже вокальные произведения.

Привлекательным моментом всегда будут короткие паузы в занятии для изучения основ актерского мастерства – жестов и поз.

На основе знаний, полученных детьми на первом этапе знакомства с хореографией, педагог может развивать творческую фантазию детей, давать задания по самостоятельной подготовке небольших актерских этюдов. Если позволяет временные рамки, можно познакомить учеников с основными элементами актерского мастерства – сценическим вниманием, воображением, понятием «предлагаемые обстоятельства».

Важным компонентом обучения на данном этапе является пополнение знаний основ музыкальной культуры. При прослушивании музыкальных произведений, выбранных для сопровождения танцевальных этюдов и импровизаций, следует объяснить детям выразительные возможности музыки, познакомить с произведениями разных жанров и стилей. Дети должны научиться самостоятельно анализировать музыкальные произведения, определять их жанр и форму, темп, характер, музыкальный размер и динамичные оттенки. Такой анализ позволяет развить ассоциативное мышление, наиболее полно представить смысловое содержание данного музыкального произведения, осознать выразительное значение мелодии и ритма.

Дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упражнением под музыку.

Освоение всех вышеупомянутых знаний проходит в процессе танцевального занятия.

Третий этап обучения.

Третий этап обучения детей хореографии предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное пополнение знаний.

Занятия, как правило, организуются в системе дополнительного внешкольного образования в форме детских хореографических коллективов – кружков, школ, ансамблей, студий. Работа коллектива любой жанровой направленности строится на стабильных и периодических учебных занятиях, которые проходят не менее 3-х раз в неделю по 2 академических часа (два занятия учебных и одно репетиционное). Согласно сложившейся практике количество репетиционных часов часто увеличивается, обычно в период подготовки к концертам и другим показательным выступлениям.

Подробно излагать методику, принципы построения уроков и учебных программ на третьем этапе работы вряд ли целесообразно. Каждый педагог в силу своих знаний, опыта, интересов и творческих устремлений сможет организовать процесс занятия по своему усмотрению.

Наиболее сложной задачей для педагога-руководителя на третьем этапе обучения является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого балетмейстер должен выразить пластикой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца.

Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников».

Методические рекомендации Методические рекомендации по содержанию центра природы в группах ДОО Содержание и оборудование центра природы в группах ГРУППА/ НАИМЕНОВАНИЕ.

Методические рекомендации для воспитателей ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; ---скученное изображение. Характер линии: * - плавная без отрыва; ** - прерывистая;.

Методические рекомендации «Обучение детей подвижным играм» Аннотация: Настоящие методические рекомендации разработаны на основе общих требований Федерального Государственного образовательного стандарта.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНРМетодические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие.

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.

Методические рекомендации по пластинографии Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное.

Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения Первый год обучения Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогу-хореографу по этапам (годам) обучения
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 14:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации педагогу-хореографу по этапам (годам) обучения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Архипова (УИ 1473630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД