Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Евгения Борщ
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Методическая разработка. Продолжение.

Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки».

1. Название проекта –

«Мини-музей «Воинская доблесть и слава»

2. Продолжительность проекта – краткосрочный.

3. Тип проекта – познавательно-исследовательский.

4. Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители.

5. Структура управления мини музеем: руководитель мини-музея планирует, координируют, контролирует работу в мини - музее.

Формы деятельности:

•поисковая;

•экспозиционная;

•познавательная.

Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на столике, стенде.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Актуальность:

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея «Воинская доблесть и слава» – патриотическое воспитание дошкольников. Состоит в том, чтобы дети полюбили родную природу, родной дом и семью, историю и культуру своей страны, все, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять музей своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель: обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Задачи:

•расширить кругозор дошкольников: дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину;

•пополнять и активизировать словарный запас;

•уточнять понятие «защитники Отечества», «Российская Армия»;

•дать доступные их пониманию представления о государственных праздниках;

•познакомить с некоторыми военными профессиями (пограничники, моряки, летчики);

•воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения;

•привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями-педагогами.

Принципы работы в музее:

•учет возрастных особенностей дошкольников;

•опора на интерес детей;

•наглядность;

•сотрудничество и взаимоуважение.

Активизация работы с родителями.

Подбор экспонатов и литературы в мини-музей.

Художественно-литературное задание по теме «Краткая информация о службе в Армии членов семьи: папы, дедушки, дяди».

Этапы организации работы.

1. Подготовительный - «Планирование мини-музея»

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность музейного пространства дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей, решения различных воспитательно-образовательных задач.

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4. Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

•выбор темы мини-музея,

•определение места размещения мини-музея,

•планирование экспозиций,

•выбор дизайна оформления мини-музея,

•подбор экспонатов.

2. Практический - «Создание мини-музея».

1. Выбор темы мини-музея: «Воинская доблесть и слава».

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея: месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

3. Планирование экспозиций: мини-музей в группе может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов: в процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея.

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

3. Презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музея. (Для родителей, воспитателей и детей)

4. Деятельностный - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини-музея родителями, далее дети, принимая роль «экскурсовода», рассказывают об экспонатах музея ребятам из других групп; также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.

Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит:

•расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

•сделать слова «музей», «экскурсовод» привычными и привлекательными для детей;

•позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;

•приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей;

•усвоить элементы культуры;

•расширить словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок,, пословиц, поговорок, интересных материалов.

•обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Результативность реализации технологии мини-музея в условиях ДОУ заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. Мини-музеи становятся неотъемлемой частью развивающей среды.

Список литературы:

1. В. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.

2. Н. Р. Васильченко. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика. - 2009, №5

3. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

4.«Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

5. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду- 2009, №5

Публикации по теме:

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Аннотация В данной методической рекомендации предлагаются игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые можно.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО С. Н. Колесникова, воспитатель МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок» город Старый Оскол, Белгородская область, Россия «С чего начинается Родина?».

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС Актуальность. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится.

Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично.

Программа семинара РМО «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Участники: Пантелеева Е. Г. – специалист УОиМП Червякова О. П. - помощник настоятеля храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя Городецкого.

Разнообразие форм художественно-эстетического развития детей в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы) Дорогие маамовцы! Представляю вашему вниманию творческую презентацию, с которой я с коллегами участвовала в конкурсе "Детский сад года".

Разработка общего родительского собрания «Взаимодействие семьи и ДОУ как средство реализации ФГОС дошкольного образования» Западное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской.

Статья «Социально-педагогические факторы развития творческой активности дошкольника в условиях реализации ФГОС»Статья «Социально-педагогические факторы развития творческой активности дошкольника в условиях реализации ФГОС» Дошкольное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 20 марта 2016 в 15:41
+378Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 173.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Событие на МAAM: «двойное попадание в семёрку»
25 марта на портале МААМ произошло интересное событие: была опубликована 777 777-я публикация в блоге. Публикацией с таким необычным порядковым номером...
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...