Лучший педагог года

Методическая разработка «Формирование понятий по ОБЖ у детей дошкольного возраста»

Александра Кивалина
Методическая разработка «Формирование понятий по ОБЖ у детей дошкольного возраста»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

2) познакомить детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Публикация «Методическая разработка „Формирование понятий по ОБЖ у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

3) сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, умение действовать в тех или иных ситуациях;

4) помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности;

5) систематизировать накопленные знания посредством логических операций (анализа, сравнения, обобщения).

Организованная образовательная деятельность (далее – ООД) проводится один раз в неделю, в течение двух лет. Объем программы рассчитан на тридцать три ООД в каждой группе.

На ООД дети знакомятся со строением организма человека, учатся осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. Узнают об опасных для здоровья и жизни предметах и ситуациях, которые встречаются в быту, на улице, на природе. Знакомятся с правилами дорожного движения, с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, животными и др.

Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы : беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, презентации, прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов.

После проведенной работы планируется, что дети должны

Знать:

- о значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

- правила дорожного движения;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;

- правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

- влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег);

- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;

- как могут быть опасны животные и насекомые, правила безопасного поведения при контакте с ними.

Уметь:

- общаться со сверстниками и взрослыми;

- соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом (полостью рта, руками, ногами, одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);

- безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

- оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

- правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»;

- действовать правильно в случае опасности в доме;

- правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

- вызвать службы «01», «02», «03».

Пояснительная записка

Ребенок, который не умеет читать и писать, порой свободно управляется с телевизором, магнитофоном, компьютером, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может это сделать. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать «внутренности» включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними. Дети 5-7 лет уже знают, как обращаться со спичками (видели у взрослых) и поэтому в своем действии могут шагнуть на более высокую ступень – пробуют изучить, что способно к горению.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной жизненной ситуации.

Также необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.

Актуальность проблемы ОБЖ

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – полное социальное благополучие, отсутствие заболеваний и физических дефектов. Учитывая это, были выделены группы факторов, определяющих три основных признака здоровья:

1) анатомо-функциональную целостность организма;

2) приспособленность организма к среде обитания;

3) хорошее самочувствие.

Из этого следует, что воспитатели и родители должны направить влияние факторов внешней среды на охрану и укрепление здоровья и жизни детей, по возможности устранить или хотя бы ослабить влияние отрицательно действующих условий среды обитания на еще неокрепший детский организм, так как эти условия на него влияют с самого рождения.

Одним из аспектов борьбы за здоровье детей и безопасность жизни является профилактика травматизма.

Эта работа должна проводиться совместными усилиями воспитателей, родителей и медработников. В зависимости от условий, в которых возникают травмы, травматизм делится на бытовой, спортивный и транспортный.

• Бытовые травмы занимают ведущее место среди других травм. Нередко они связаны с неблагоустроенностью внешней среды. Мы не должны допускать шалости детей на лестничных площадках, за столом, у стеклянных дверей. С большой осторожностью проводить закаливающие и водные процедуры (чтобы вода не была горячей, во избежание ожогов. Не давать горячие блюда. Очень опасны химические ожоги, которые случаются, когда дети имеют доступ к кислотам, щелочам, дизрастворам, которые используются для уборки помещений. Нередки случаи отравления лекарствами, грибами, растениями.

К бытовым травмам относятся электротравмы. Основная задача взрослых – заранее проверить исправность этих приборов, а так же научить правильно пользоваться ими.

В результате неправильного пользования электроприборами, а также игрой со спичками, возникают пожары.

Воспитатели детских учреждений должны проводить работу для предупреждения игр детей с огнем. В детских учреждениях совершенно не допустимы игры, связанные с изготовлением из спичек и коробков фигур и игрушек. Оставшись без присмотра, ребенок может повторить игру, а это может привести к возникновению пожара и тяжелым последствиям.

Ребенок становится старше, расширяется и круг его вопросов, становятся разнообразнее его игры, развивается его самостоятельность. Особенно это развивается, когда он один дома. Наверняка, оставшись один на один с соблазнами (спички, электроприборы, ребенок решится соблазниться.

Можно смело утверждать, что если бы взрослые прятали надежно спички, то 75% пожаров от детской шалости с огнем вообще бы не было.

Причем прятать нужно так, чтобы у ребенка не возникало подозрение, что они (эти предметы) умышленно скрываются, иначе любопытство может взять верх над запретом.

Большинство детей не знают, что нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Зачастую они прячутся под кровать, в шкаф, не пытаясь выбежать из дома. Все это говорит о том, что важно знакомить детей с правилами противопожарной безопасности.

Что надо знать дошкольникам? В случае пожара звать на помощь. Старшие дети должны знать о назначении телефонного номера «01».

• Транспортный травматизм.

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улице и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте.

Данные за 2019 год. В нашей стране 15860 тыс. детей пострадало в ДТП, 164 детей погибло.

Хотя мы живем вдали от больших магистралей и шумных дорог мы должны учить детей правилам пешеходов.

Чтобы избежать их, ребенок уже в 5 лет должен знать следующие правила:

переходить улицу только на зеленый свет светофора;

переходить улицу в местах, предназначенных для перехода;

если начал переходить улицу, посмотри налево, дойди до середины, посмотри направо.

В загородной местности на шоссе ходить нужно только по обочине в сопровождении взрослого, на улице – только по тротуару.

Согласно задачам воспитания программы ФГОС ДО пяти – шестилетние дети должны свободно ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду и дома района; знать дорогу из дома в детский сад, усвоить правила поведения на улице и перехода через нее, знать, где находятся школа, аптека, магазин и так далее.

Кроме этого дети должны понимать и знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение на велосипеде запрещено», также направление движения; понимать, как нужно обходить автобус, по какой стороне дороги двигаться.

ФГОС ДО предлагает работать по привитию умений и навыков по ОБЖ и ЗОЖ по трё м направлениям:

В начале работы с детьми, была поставлена задача – идти в этих направлениях и формировать интегративные качества личности, выражающиеся в итоговых результатах программы:

• интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы поведения»;

• интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной программы «Безопасность», что предполагает:

дети соблюдают элементарные правила в природе, на дороге и в своей жизнедеятельности;

в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагаются результаты в итоге:

дети сами отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр;

моделируют предметно-игровую среду;

владеют конструктивными способами взаимодействия;

способны изменять стиль общения с взрослыми и сверстниками.

ФГОС ДО уделяет огромное значение роли семьи. Только благодаря тесному сотрудничеству с родителями полученные знания и усвоенные правила станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью.

Работа с детьми младшего возраста

Набирая детей двухлетнего возраста, следует сразу вести работу с родителями по ОБЖ, так как практически все они молоды и неопытны. В основном это беседы на темы о травматизме. Одна из таких тем «Как уберечь ребенка от беды?».Причиной возникновения опасных ситуаций являются родители, так как именно они обуславливают поведение ребенка в окружающей среде.

Часто ребенок, подражая взрослому, хочет выполнить какую-то работу, в результате может случиться несчастье.

Необходимо постоянно напоминать родителям, чтобы не разрешали детям играть с мелкими предметами: пуговицами, брошами, кольцами, булавками и прочим.

В рамках проекта был оформлен стенд на тему : «Как воспитать здорового ребенка», где имеются статьи медсестры об отравлениях, как предостеречь детей от подобных случаев. Статьи меняются согласно времени года, так как травматизм отличается сезонностью. Например, «Когда солнце друг», «Мы играем с песком», «Как одеть ребенка, чтобы ему было удобно».

Одной из мер профилактики травматизма являются физические упражнения, подвижные игры. Хорошо, физически развитые дети, ловкие, с четкой координацией движений редко получают травмы.

С детьми четвертого года жизни нужно продолжать эту работу. Уже в этом возрасте у ребенка повышается стремление к личному познанию окружающего, его подвижность, но основные навыки (ходьба, бег, лазание) ещё в стадии становления, естественно риск травматизма еще велик.

Обычно готовясь к занятию, воспитатель придумывает сюжет, где всегда кто-то присутствует и с ним что-то случается. Это очень помогает детям понять сложность ситуации, в какую попал наш герой, дети приходят ему на помощь, подсказывают персонажу, как играть с песком, учат его и закрепляют свои умения.

С родителями мы говорим о поведении детей с животными, о тех опасных ситуациях, которые могут возникнуть в результате контакта с ними.

Необходимо знакомить детей с литературой о животных: С. Маршака «Усатый-полосатый», К. Ушинского «Плутишка кот», «Бишка» и др. Закреплять на занятиях рисования, аппликации, лепки те знания, которые дети получают в результате чтения книг.

Реализуя данный проект, необходимо продолжать работу по воспитанию ориентировки в пространстве, учить различать легковые и грузовые автомобили. Все эти понятия нужно закреплять с детьми в изобразительной деятельности, рассматривая иллюстрации, в подвижных играх «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль». Используя игры с несложными правилами и сюжетом, нужно закреплять умение определять красный, желтый, зеленый цвета. Учить ориентироваться в пространстве, давая понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева-направо», «справа-налево».

Гуляя на улице, знакомить детей с поведением на улице, объяснять, что машины ездят по дороге, а люди ходят по тротуару. В играх «Поедем на автобусе», «Я водитель автобуса» учить правильно входить и выходить из него.

Много внимания необходимо уделять индивидуальной работе. Проводятся беседы, ездили ли дети куда-нибудь на машине или автобусе, что запомнилось больше всего. Все впечатления ребята отражают в своих рисунках, которые мы вывешиваем на нашем стенде.

Работа с детьми среднего возраста

На занятиях по охране жизни детей, нужно включать темы о человеке, о строении его тела, органах, о сходстве и различии людей. Рассказы о строении нашего тела, о скелете, его функции, об органах, коже, мышцах. Делаем вывод: нужно беречь скелет – кости могут сломаться, кожу нужно держать в чистоте – в организм могут попасть микробы.

Занятие по теме «Что мы знаем про глаза?» проходит с большой пользой. Дети узнают, что глаза – органы зрения. Загадываю загадки:

Два соседа-непоседы, день на работе, ночь на отдыхе.

Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной.

Под порожком катаются два горошка.

Сделали вывод, почему нельзя брать острые предметы, бросаться камнями, снежками – можно попасть с глаз.

Очень помогают разобраться в различных ситуациях рассказы из детских журналов.

На занятии «Научим куклу тому, что умеем сами» дети делятся знаниями, как вести себя во время болезни, почему у всех должен быть свой платочек, зубная щетка, чашка и т. д. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Хозяюшка», «Дом» закрепляем знания и умения беречь здоровье.

С детьми этого возраста ведется работа о том, что в городах на улицах машинам и пешеходам помогает светофор. Ребята рассматривают альбом о дорожном движении, откуда дети узнают о роли светофора. Закрепляют полученные знания на физкультурном занятии в подвижной игре «Найди свой цвет» с использованием игрушки-светофора.

Также дети играют в игру «Цветные автомобили», игры на развитие внимания «Что изменилось?», «Кто ушел?», «Сделай, как было».

Воспитатель с детьми ведут наблюдения за улицей, за сотрудниками ГАИ, за дорожными знаками. Ребята учатся, как правильно переходить улицу, главное быть внимательным, смотреть, не едет ли машина. Ребята запоминают свой адрес, на занятии «Если ты на улице один».

На занятии «Путешествие в автобусе» мы закрепили знания о поведении в автобусе, отгадывали загадки об автомобиле и велосипеде.

Для того чтобы дети лучше усваивали правила поведения на улице, необходимо привлечь родителей, дать им задания, чтобы они больше уделяли внимания, уточняли знания детьми улиц, назначение дорожных знаков, постоянно вспоминали правила поведения, напоминали им, чтобы не были безучастными к поведению детей, которые гуляют без сопровождения взрослых.

Необходимо продолжать работу по воспитанию понятий о пожаре, об опасности поведения с электроприборами. Например, на занятии «Угостим кукол» закрепили меры предосторожности о чайнике.

Опять же нам помогают кое в чём разобраться книги. Один из рассказов

Г. Блинова «Непослушный Стобед» указал нам о многих неприятностях и опасностях, окружающих нас: не брать спички, не смотреть в открытые окна, не бегать по лестнице, не кататься вблизи дороги и многое другое.

Работа с детьми пяти-шести лет

Краткие особенности познавательной сферы детей пяти-шести лет.

К пяти годам у детей уже накоплен багаж информации, которая является материальной базой, на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. У них наблюдается:

• Стремление расширить свой кругозор;

• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Что же помогает ребенку постигать большой мир? В его арсенале имеются различные средства и способы познания мира:

Через действия, свой практический опыт;

Посредством слова (рассказы воспитателя);

Благодаря книгам, телепередачам, мультфильмам.

Повышение уровня таких умений как анализ, сравнение, обобщение, классификация способствует тому, что ребенок осознанно и глубоко воспринимает, постигает и разбирается в имеющихся поступающих сведениях о мире. А чтобы это проходило успешнее нужно обратить внимание на содержание познавательной активности детей, формы, методы и руководства, создание предметно-развивающей среды.

Для эффективности проекта нужно придерживаться четких требований:

1. учета познавательных возможностей;

2. учета познавательных интересов и потребностей детей.

Проводятся регулярные консультации с родителями на тему «Безопасность ребенка начинается с нас, взрослых», где им объясняется актуальность, важность проблемы безопасности детей с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь дети пойдут в школу, они должны быть готовы к самостоятельным шагам.

В работе над проектом используются настольные игры на темы: «Знаешь ли ты?», «Послушай…», «Это нужно знать», «Дорожные помощники», плакаты с правилами безопасности с огнём, игру «У медведя во бору» и другие пособия;

картинки-символы – огонь, природа, дорога, опасность на воде, будь осторожен с животными и др.

Эти материалы используются на беседах о безопасности.

Также мы вместе с родителями детьми собираем много художественных книжек, картинок, вырезок из журналов, которые нам очень помогают в повседневной работе.

На занятии «Наш помощник» дети узнают о назначении телефона, о номерах «01», «02», «03», в каких случаях их нужно набирать, кто должен приехать по вызову.

Во время целевого наблюдения на улице я дала задание: «Сегодня мы посмотрим, как люди переходят улицу, кто правильно, кто неправильно». Дети вели наблюдения и сами учились правилам поведения на улице.

В индивидуальной работе с детьми нужно нарисовать дорожные знаки, которые использовали в играх «Дорожные помощники», «Нарисуй такой же». Проводится инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с использованием дорожных знаков.

Также дети делают упражнение с картинками «Где прячутся опасности». Осваивают игру «Почта».

Регулярно проводятся вечера рассказов из цикла «Случаи из жизни», после чего делается анализ, формируются выводы и правила.

Проводя занятие о Солнечной системе, необходимо остановиться на характеристике о солнце, как огромном светиле, о его пользе и вреде.

Проводя занятия о животных, ребята делают вывод, что животные могут быть опасными. Вывели для себя правила: не позволять себя лизать собаке, мыть руки после игры с животными, не подходить к чужим питомцам, быть осторожными с коровой, лошадью и другими.

Много полезного дают занятия из цикла «Царство растений». Воспитанники знакомятся с лекарственными, ядовитыми и культурными растениями. Проводятся игры «Узнай и назови», «У медведя во бору».

Проводится с детьми работа про то, что огонь – стихия, хотя дети уже имели понятия о том, что огонь и друг и враг.

Планируется провести занятие «Почему и как люди отдыхают», где дети познакомятся с понятием «отдых», нужно обосновать его необходимость, раскрыть возможности отдыха, прививать навыки организации самостоятельности в деятельности.

Больше внимания нужно уделить работе с родителями, закрепить их роль в воспитании правил безопасности, провести анкетирование «Чтобы не было беды». Главным вопросом является бережное отношение к своему здоровью, к жизни, как к своей, так и окружающих, а так же к окружающему миру. Всё это закладывается в дошкольном возрасте. Значит, в основе дошкольного отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание.

Выводы

В результате реализации проекта у детей формируются понятия по охране безопасности жизни. У воспитанников накапливается много представлений о безопасности, они достаточно хорошо усваивают правила поведения на улице: быть внимательными, не бросаться снежками, песком и другими предметами; стараются сами устранять то, что несет какую-то опасность: останавливают того, кто нарушает правила поведения.

На улице дети учатся замечать, что происходит на дороге, делают заключение, почему машина просигналила, правильно ли она свернула, обогнала другую машину. Самостоятельно дети играют в игры: «Дорожные помощники», «Внимание, дорога!», они уже узнают много дорожных знаков.

После чтения любого произведения дети сами стараются найти в нём проблемную ситуацию и сделать вывод о том, как найти из неё выход.

Ребята быстро реагируют на символическую картинку о пожаре, об электрическом токе. Много знают о том, от чего может возникнуть пожар, как люди борются с огнём, как огонь помогает людям в жизни. Почему он не любит беспечных людей?

Дети учат стихи об огне, о спичках, дети настроены быть осторожными. Родители говорят детям о том, что нужно закрывать кран газовой плиты, и даже если дети попробуют баловаться с плитой, газ не пойдет в помещение.

С родителями идет огромная работа по привитию детям навыков и умений пользования с бытовыми приборами, о том, чтобы они постоянно следили и напоминали детям о тех опасностях, которые подстерегают нас не только на улице, на природе, но и дома, и как их можно избежать.

Часто ребята играют с картинками к сказкам, где тоже находят опасные ситуации. Например, «Лиса и Петух» - не нужно откликаться на зов незнакомых людей, «Колобок» - не ходи один далеко от дома, «Баба-Яга» - нужно ничего не бояться и тогда всё будет хорошо, «Два Мороза» - на улице зимой холодно, нужно двигаться, иначе замерзнешь, и многие другие.

Дети узнают несколько лекарственных трав: подорожник, ромашка, василек, клевер, они растут у нас на участке. Васильки дети собирали в поле, когда ездили в деревню или на дачу. Так же они знают, что паслен и лютик ядовиты.

Если заниматься с детьми в системе, то они логически мыслят, анализируют, обобщают всё, что вытекает из окружающих явлений, ситуаций и проблем. А это одна из главнейших задача по ОБЖ.

Список литературы

1. Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина: Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС - Детство-Пресс, 2015 г.

2. А. В. Горская: Правила - наши помощники. Методические рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников безопасности - Детство-Пресс,

2018 г.

3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина: Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС - Детство-Пресс, 2019 г.

4. И. Л. Саво: Пожарная безопасность в детском саду - Детство-Пресс,

2013 г.

5. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика - Синтез 2015г.

Публикации по теме:

Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возрастаАвторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» .

Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Книга — самоделка «Со сказочными героями в мир Экономики»Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Книга — самоделка «Со сказочными героями в мир Экономики» Первые шаги в мир экономики маленьких финансистов. Книга самоделка по финансовой грамотности дошкольников. Конспект занятия «Со сказочными.

Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста — развивающая доска бизибордМетодическая разработка для детей младшего дошкольного возраста — развивающая доска бизиборд Кто же придумал эту развивающую доску?Известная врач и педагог Мария Монтессори, считавшая самым главным в развитии ребёнка свободу выбора,.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

Методическая разработка НОД по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка НОД по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Тема: «Мишка-пилот в гостях у ребят».Цель занятия:.

Методическая разработка «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Пояснительная записка Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует.

Методическая разработка «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Методическая разработкаТема: «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Пояснительная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование понятий по ОБЖ у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 10:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД