Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста

Анна Сапожникова
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание мною уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.

Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, появившихся на российском образовательном рынке около 10 лет назад, и вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, стал игровой комплект «Пертра», разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростиг. Но, к сожалению, данный комплект долгое время поставлялся в образовательные учреждения без инструкции к применению, что снизило значимость пособия в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Комплект Пертра - интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу со стажем или начинающему педагогу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных и психических процессов, коррекцию его личностных проблем. При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук, развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры. Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.

В состав этого комплекта входят семь наборов игровых средств в чемоданах, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов.

Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению реч

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка.

Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками заполненными пластинами с углубления для построения дорог, машинками, куколками, шарами, кольцами для построения всевозможных пирамид, кубиками с отверстиями, вставными деталями, геометрическими фигурами разной формы величины и цвета. Имеются шнуры и веревки для нанизывания деталей, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по дорожкам-желобкам. Каждый ящик-набор имеет крышку, ручку. Его можно переносить к месту занятия. Главным достоинством материала является то, что использование деталей набора в играх и упражнениях позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит, дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический) получения информации из внешнего мира. Как известно, именно эта информация является фундаментом развития памяти, мышления, воображения.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с изучения каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали из одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

На занятиях доски-основы могут располагаться, как на столе, так и на ковровом покрытии, на полу.

Упражнение для формирования правильного дыхания, используя материалы чемодана №1.

Количество детей: 2 человека (подгрупповая работа).

Цели:

-формирование воздушной струи;

-совершенствование коммуникативных навыков;

-развитие навыков конструирования.

Описание: детям формулируется задание построить на доске-основе дорогу в форме букве «Н» из деталей, имеющих желоб. После выполнения конструирования детям предлагается установить по шарику разного цвета в каждую бороздку, в конце дороги устанавливается «гараж» (деталь «гантеля» желтого и красного цвета, куда и надо «пригнать» шарик.

Задание: направлять шарик дыханием, при этом дуть как можно медленнее. Обязательно следим за тем, чтобы щеки не были надуты, язык высунут.

Материал второго ящика позволяет обобщать, классифицировать фигуры, составлять целое из частей, производить исключение. Яркие фигуры очень привлекают детей.

Используя дидактическое оснащение третьего ящика, дети быстро учатся нанизывать детали на шнур по словесной инструкции, сортировать бусины, сравнивать их, чередовать по заданному образцу. Развивается восприятие, внимание, память и воображение ребенка.

Упражнение для развития мелкой моторики рук, используя материалы чемодана № 3.

Количество детей: 1 ребенок (индивидуальная работа).

Цели:

-развитие мелкой моторики руки;

-формирования умения анализировать и воспроизводить образец (с учетом заданных параметров: формы, размера, цвета);

-развитие зрительной памяти.

Описание: в доску-основу с большими отверстиями вставляем разделитель так, чтобы у нас получилась правая и левая сторона рабочего поля. На левой и правой части доски-основы вертикально закрепляем деревянный штырь средней длины. В левой части доски строим пирамиду, используя, например, такие детали, как большая и маленькая бусины, цилиндр, большое кольцо. Ребенку требуется построить точно такую же пирамиду, смотря на образец (младший возраст) или по памяти (старший возраст).

Открыв четвертый ящик, дети под руководством педагога создают сложные траектории, приобретают навыки моделирования пространства. Игры с конструированием объемного пространства очень нравятся старшим дошкольникам. Дети придумывают названия городам и странам, которые обыгрываются с большим желанием. Дети привыкают к правилам доброжелательного взаимоотношения при освоении малого пространства, учатся договариваться и согласовывать свои намерения.

Упражнение для развития зрительного внимания и зрительной памяти, используя материалы чемодана № 4.

Количество детей: 1 ребенок (индивидуальная работа).

Цели:

-развитие зрительного внимания и зрительной памяти;

-развитие мелкой моторики;

-формирование умения действовать согласно словесной инструкции.

Описание: в доску-основу с большими отверстиями вставляем разделитель так, чтобы у нас получилась правая и левая сторона рабочего поля. В левой части доски-основы, используя штырьки (4-5-6 штук, в зависимости от возраста ребенка, выкладываем произвольный узор. Просим ребенка запомнить расположение узора на доске. Накрываем левую часть непрозрачной тканью. Просим по памяти восстановить узор на правой части доски-основы

Упражнение на развитие навыков ориентировки и формирование навыка понимания предложно-падежных конструкций, используя материалы чемодана №4.

Количество детей: возможна индивидуальная работа (1 ребенок) или подгрупповая (2-4 ребенка).

Цели:

-формирование навыка понимания предложно - падежных конструкций;

-формирование навыка понимания и выполнения двусоставной инструкции

-развитие навыка ориентировки на микроплоскости, относительно какого-либо объекта.

Описание: берем коричневый квадрат, малый коричневый штырь и втыкаем в середину доски-основы с большими дырочками. Конструкция будет напоминать стол. Далее формулируем словесные инструкции:

А) возьми два бежевых флажка и закрепи РЯДОМ со столом;

Б) возьми один красный флажок и закрепи СЛЕВА от стола;

В) пропусти шнурок под столом и МЕЖДУ красным и бежевым флажком;

Г) положи флажок ПОД стол… и т.

С игровым материалом пятого ящика ребенок осваивает плоскостное пространство, ориентируется в нем, вырабатывает координацию движений – и при этом он просто играет. Магнитный штифт является прообразом карандаша, за которым следует сначала непослушный, а потом уже послушный металлический шарик. Развивается мелкая моторика кисти руки, межполушарные связи. Такая игра привлекает и развивает.

Дидактическое сопровождение шестого ящика позволяют детям приобрести начальные математические навыки:

Упражнение на развитие навыков ориентировки в пространстве используя материалы чемодана № 6 «Правила на дороге»

Количество детей: возможна индивидуальная работа (1 ребенок) или подгрупповая (2-4 ребенка).

Цели:

-формировать пространственные представления (верх—низ, лево—право)

Описание: Педагог дает задание построить дорогу, соблюдая ряд правил и ограничений: «Построй дорогу, начиная с левого нижнего угла, второй ряд начинай строить справа налево, третий ряд так же, как и первый, четвертый — скажи сам, откуда должен начинаться». При этом ребенок должен учитывать как горизонтальную закономерность, так и вертикальную – в вертикальных рядах пластины должны соотносится с горизонтальными пластинами фигурными пазами.

Активизация и развитие познавательных процессов при проведении занятий с использованием элементов комода Пертра в играх и упражнениях становится важнейшей целью развивающей работы педагогов ДОУ.

Систематическое использование набора, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает быструю положительную динамику развития ребенка.

Публикации по теме:

Использование игрового методического пособия «Парашют» в работе с детьми дошкольного возраста» План-конспект мастер-класса. Цели и задачи: 1. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников; 2. Ознакомление.

Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста. «Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста». Цель -изучить методику игрового стретчинга.

Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Михеева Юлия Викторовна Воспитатель МКДОУ Детский сад № 43 Студентка 5 курса специальности ДПП Приамурский государственный университет.

Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Продолжать повышать профессиональную.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Тема проекта: "Снежные постройки". Тип проекта: Творческий, коллективный, долгосрочный (3 недели) Цель: Создание благоприятных условий для.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

НОД «Фиксики — маленькие профессора» с использованием игрового комплекта Пертра и интерактивной доски Цель. Познакомить детей со свойствами воды. Задачи. Формировать у детей представление о физических свойствах воды;.

Тест «Правила электробезопасности». Методическая разработка для работы с детьми старшего дошкольного возраста На отдельные вопросы может быть более одного правильного ответа. 1. Как выглядит знак «Осторожно: электрическое напряжение!»: 1)желтый треугольник.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2015 в 11:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Логопедическая дидактическая игра «Подбери по цвету» для автоматизации звука [Р]
Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях. Также при её...
Фотоотчет о мастер-классе «Под сенью древних куполов»
Доброе время суток, коллеги и гости моей странички! Сегодня хочу предложить Вам окунуться в прекрасное ! Мне методистом нашего учреждения было дано...
Оформление летнего детского участка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Все дети и даже многие взрослые мечтают попасть в сказку. А что же делать летом, как не сотворить ее своими руками! Наши дети очень любят читать книгу и...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на...
Конспект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Воспитатель 1 категории Улевич Е. В. Тема «Пешеходный переход». Задачи:...
Конспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект наблюдения в средней группе. Месяц октябрь радовал нас кратковременными дождями. Когда...