Иляна Швыдко
Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План.
Введение
Глава I. Методика организации мини - музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.
1.1. Фонд музея.
1.2. Формы работы.
Глава II. Обобщение опыта.
Заключение
Перечень музыкальных инструментов
Нетрадиционные музыкальные инструменты
Перечень музыкальных игрушек
Фонотека
Видеотека
Публикация «Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные мини-музеи
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Используемый практический материал
Словарь терминов
Библиография
Конспекты занятий и развлечений
ВВЕДЕНИЕ
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Своеобразным учреждением является и музей в ДОУ, он ведет в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспитательно-образовательными задачами ДОУ.
Число музеев из года в год растет. Большинство из них давно стали важным звеном педагогического процесса ДОУ.
В практике ДОУ созданию музея предшествует организация выставки, уголка, комнаты. По мере накопления новых материалов, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музеи.
1) необходимое условие организации и существования музея – определение его профиля, который исходит от воспитательно-образовательных задач ДОУ и выделением приоритета; важное значение при этом имеют интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея подлинными предметами;
2) наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу (предметы, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т. д.);
3) вспомогательный фонд - предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений:
- точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки);
- карты, схемы, тематические рисунки и т. п. ;
4) в музейной работе следует активно использовать ТСО (фонд звукозаписей, видеофильмов и проч.);
5) материалы должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание выбранной темы, выставляться в определенной системе – в соответствии с логикой разделов музея;
6) фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться, но изменения эти должны быть осознанными и целенаправленными;
7) музей должен иметь соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций;
8) создание интерактивных экспозиций, зон детской активности, где дети могут не только рассматривать, но и слушать, ощупывать, нюхать, т. к. мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание»;
9) на все экспонаты музея составляется картотека;
10) план работы музея координируется с годовым планом ДОУ и включает в себя проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и т. д., время проведения мероприятий и ответственные;
11) занятия в музее желательно проводить по подгруппам (около 10 детей).
Свое название мини-музей получил от небольшого размера занимаемой комнаты, кабинета, от количества экспонатов.
ГЛАВА I.
Методика организации мини-музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.
1.1. Фонд музея.
Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития ребенка - формирование его эмоциональной сферы, которая является ведущей сферой психического развития дошкольников.
Педагоги эстетических дисциплин призваны воспитывать эмоциональную отзывчивость (способность понимать язык интонаций – как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных) и эмоциональную выразительность.
Нет ни одного современного музыкально-методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно - ориентированного эстетического воспитания.
В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию дошкольников. Одной из интересных форм работы в этом направлении является создание в ДОУ мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Ц е л и мини-музея :
1) познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками в мини - музее;
2) создавать условия для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нем.
З а д а ч и:
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);
- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам;
- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Небольшое помещение для мини – музея было выделено рядом с музыкальным залом.
Ф о н д мини-музея можно представить таким образом:
1) основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки;
2) вспомогательный фонд:
- модели музыкальных инструментов (домбры, балалайки, гармошки);
- «Паспорта музыкальных инструментов»;
- «Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);
- подборка песен про музыкальные инструменты;
- подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др. ;
- «Музыкальная библиотека»;
- иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструмен-тов;
- раскраски с изображением музыкальных инструментов;
- поделки («Русские музыканты», «Играй, гармонь!») и рисунки детей.
1.2. Формы работы.
Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы.
При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории возникновения. Используем тактильные ощущения, рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, а также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей, и учим детей правильному и бережному хранению инструментов, чтобы сохранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным, пронзительно - громким звуком.
После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.
Занятия, проводимые в мини –музее, могут быть также интегрированными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.
Развлечения проводятся различной содержательной направленности:
- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);
- концерты;
-театрализованные представления;
- музыкальная мастерская;
Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными инструментами в мини-музее. Этот интерес неиссякаем!
Глава II. Обобщение опыта.
Воспитательно-образовательные задачи нашего ДОУ:
1. Оздоровление детей как форма развития, расширения их психо–физиологических возможностей.
2. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций, жизнерадостности, бодрости, веры в свои возможности и силы, уважения к людям, полноты жизни и увлекательной деятельности детей.
3. Диагностика и развитие школьно-значимых психо–физиологических функций дошкольников.
4. Развитие системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства в ДОУ, стимулирующего профессиональное саморазвитие педагогов.
Влияние работы мини-музея на эмоциональную сферу дошкольников:
а) обеспечиваются условия позитивного психо-эмоционального развития детей посредством накопления у дошкольников опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками;
б) развлечения в форме познавательно-тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, а также в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор.
И занятия, и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал с детьми средней и старшей – подготовительной к школе групп по подгруппам (7 – 10 человек). Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников. Назовем их.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ :
СРЕДНЯЯ ГРУППА
I квартал:
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения)
«В ГОСТЯХ У МУЗЫКИ» (создать радостное настроение от инструментального музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами)
II квартал:
«ПОИГРАЕМ–КА НЕМНОЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ»(рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа)
«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)
III квартал :
«В ГОСТЯХ У БАРАБАНА»
( дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»)
«СОЛНЕЧНЫЙ ОРКЕСТР» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ)
СТАРШАЯ ГРУППА
I квартал :
«КОЛОКОЛЬЧИКИ И КОЛОКОЛА» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях колоколов и колокольчиков)
«ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах)
II квартал:
«ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!» (познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека)
«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (викторина)
III квартал :
«ОРКЕСТР» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра)
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСТЕРА И НАША МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (научить изготовлению из «бросового материала» самодельных музыкальных инструментов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы:
- мини-музей музыкальных инструментов и игрушек стал частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно;
- -мини - музей – это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.
- мини - музей открылся, но это только начало большого пути по сбору и накоплению материалов на указанную тему.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ :
1) аккордеон;
2) синтезатор;
3) мандолина;
4) балалайки;
5) губная гармошка;
6) маракасы;
7) барабан;
8) бубен;
9) кастаньеты;
10) бубенцы;
11) треугольники;
12) трещотки;
13) музыкальный молоточек;
14) деревянные ложки;
15) колокольчик;
16) ксилофон;
17) металлофоны;
18) погремушки;
19) дудочка;
20) свистульки;
21) флейты;
22) гармошки детские.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ : «шумелки»,
«гремелки».
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК :
1) саксофон;
2) шарманка;
3) гитара;
4) пианино (2);
5) музыкальная шкатулка (2);
6) неваляшка (2);
7) гармошки с мелодией (4);
8) музыкальный микрофон.
ФОНОТЕКА:
- аудиоэнциклопедии: «Народные инструменты» и «Симфонический оркестр» (издательство «ВЕСТЬ – ТДА»);
- аудиокассеты «Беседы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой
(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль. Оркестр»);
- диск «Лучшие произведения для органа»;
- симфонические сказки для детей на дисках («Петя и волк» С. Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по мотивам сказки К. Чуковского);
- диски с р. н. мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении р. н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка», «Хоровод»;
- диск Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);
- диск Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые песенки для музицирования);
- аудиокассета «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкальная сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);
- диск «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола, настройки оркестра);
- диск «Театральные шумы» (колокольные перезвоны);
- диск Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?»;
- диск «Русские народные музыкальные инструменты» (серия «Русский фольклор», издательство «Весть –ТДА»;
- аудиокассета «Танцевальные ритмы народов мира: от кадрили до кантри» (в исполнении, например, трио гитаристов, фольклорного ансамбля и др.);
- аудиокассета «Во поле береза стояла» из серии «Музыкальное вос-питание детей. Слушаем музыку» издательства «ВЕСТЬ – ТДА»; (р. н. мелодии в исполнении, например, оркестра народных инструментов, баяна, духовых инструментов, баяна и балалайки);
- аудиокассета «Русская тройка» (р. н. музыкальные инструменты).
ВИДЕОТЕКА:
- видеозаписи фрагментов телепередачи «Утренняя звезда» с выступле-ниями детей, играющих на музыкальных инструментах;
- видеокассета с мультфильмом «Фантазия» Уолта Диснея (для занятия на тему «Оркестр и дирижер»);
- видеомультфильм «Бременские музыканты»;
- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - приложение «Оркестр» (DVD).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1) книги фабричного производства («Кто на чем играет?», «Бринь-бринь-бринь!», В. Одоевский «Городок в табакерке», «Бременские музыканты», «Идем на концерт», «Кот - музыкант») и книги –самоделки в виде музыкальных инструментов;
2) плакат «Музыкальные инструменты. Оркестр»;
3) звуковой плакат «Веселый оркестр»;
4) паззлы «Три поросенка» (с музыкальными инструментами);
5) музыкально -дидактические игры («Музыкальное лото», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Веселый поезд» и др.).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Макет – что-либо воспроизведенное, обычно в уменьшенном виде (здание, декорации к спектаклю, книга) как пробный, предварительный образец.
Модель – 1. Образец для какого-либо изделия.
2. Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение или макет чего-либо.
Музейщик – работник музея, специалист по музейному делу.
Муляж – слепок или модель предмета в натуральную величину.
Слепок – точное воспроизведение чего-нибудь, выполненное литьем или из затвердевающего материала.
Экскурсия – посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
БИБЛИОГРАФИЯ
Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально - нравственной культуры // Музыкальная палитра. – 2006. –
№ 4. – С. 3-7.
Боровик Т. Пути педагогического творчества (Самодельные музыкальные инструменты) // Музыкальный руководитель. -2004. – июль –август. – С. 31.
Бусаргина Е., Масленникова З. Мини-музей музыкальных инструментов //
Музыкальный руководитель. - 2006. - № 5. – С. 92.
Бусаргина Е., Масленникова З. Музыкальная библиотека // Музыкаль-
ный руководитель. - 2008. - сентябрь. – С. 39.
Буторина Т. В. «Изготовление домбры» // Музыкальный руководитель. – 2008. – июль-август. – С. 22.
Ильина Ю. Веселые колокольчики // Музыкальный руководитель. – 2008. – май – июнь. – С. 79.
Ильина Ю. В. На военном параде // Музыкальный руководитель. – 2009. -№ 1 или 2.
Матвиенко Е. Ю. Вот какой у нас оркестр! // Музыкальный руководи-тель. -2007. – март-апрель. –С. 74.
Науменко Г. Русские народные музыкальные инструменты // Музыкальный руководитель. – 2004. –январь – февраль. –С. 26.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва «Русский язык» 1990.
Рубан Т. Г. Дети слушают орган // Музыкальный руководитель. – 2006. –ноябрь – декабрь. – С. 2.
Симукова В. Инструменты симфонического оркестра // Музыкальный руководитель. -20004. – март – апрель. – С. 36.
Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В. Н. Столетова и М. П. Кашина. М. : Просвещение, 1977.