МААМ-картинки

«Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста»

Сахно Наталья Петровна
«Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста»

Содержание:

Введение

Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников.

§1. Эмоциональная сфера как проблема современных исследований.

§2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

§3. Основные показатели эмоционального развития детей шестилетнего возраста.

Глава II. Изучение особенностей эмоциональной сферы шестилетних детей.

§1. Организационные аспекты экспериментального исследования.

§2. Результаты экспериментального исследования.

Заключение

Список литературы:

Приложение

Публикация «„Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста“» размещена в разделах

Введение

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению шестилетнего ребёнка к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у шестилеток чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Ребёнок шести лет учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Изучение эмоциональной сферы детей 6 лет имеет особое значение, так как к началу школьного обучения и в процессе адаптации к нему возрастает напряжение и тревожность ребенка.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Шестилетний ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно и развитие и протекание учебной деятельности.

Эффективность обучения зависит в большей мере от того, как шестилетний ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду, прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. То, как будут усваиваться новые знания, и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение шестилетнего ребёнка в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Особенности эмоционального развития ребёнка шестилетнего возраста необходимо знать, для того чтобы при поступлении в школу можно было его (ребёнка) объективно оценить и вовремя принять коррекционные меры.

Цель исследования:

выделить и охарактеризовать основные особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста.

Объектом изучения:

эмоциональное развитие дошкольников.

В качестве предмета исследования: особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста.

Гипотеза исследования:

основными особенностями эмоционального развития детей шестилетнего возраста являются:

- освоение социальных форм выражения эмоций;

- формируется чувство долга;

- получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

- умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции;

- умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению эмоциональной сферы дошкольников в научной литературе;

2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах дошкольного детства;

3. Выделить основные показатели эмоционального развития детей шестилетнего возраста;

4. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей эмоционального развития детей шестилетнего возраста;

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован

комплекс методов исследования:

констатирующий эксперимент, экспериментальная беседа, наблюдение, социометрия.

Публикации по теме:

Система работы по этическому воспитанию дошкольников Цель работы – выработка у детей правил хорошего тона, культуры поведения и общения. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: --формировать.

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 22:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД