Получи документы

Методическая разработка «Уголок единения»

АННА ТЕПЛОВА
Методическая разработка «Уголок единения»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Улыбка»

г. Долинск Сахалинской области.

ВЫПОЛНИЛ:

ВОСПТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ МБДОУ Д\С «УЛЫБКА»

ТЕПЛОВА АННА ГЕРМАНОВНА.

Долинск

2019

Уголок уединения в детском саду, помогает малышу жить в гармонии с собой.

Детский сад - первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.

Публикация «Методическая разработка „Уголок единения“» размещена в разделах

Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой группе воспитатель обустраивает такое место, где ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения.

Цель и задачи уголка уединения детском саду.

Поскольку нервная система ребенка развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Воспитатель должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п., поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса.

На достижение этого направлено решение ряда задач:

1. В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям воспитателя. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.

2. Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду.

3. Помочь ребенку освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.

4. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

5. Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем и старшем возрасте ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.

Как можно оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте будет актуален дизайн «Норка», небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» мягкий коврик и подушки.

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа можно сделать занавески или ширму. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным : его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

Правила оформления уголка уединения.

1. Он не должен быть слишком большим по размеру

2. Цвет уголка не должен слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

3. На полу обязателен мягкий коврик, подушки (можно детское кресло, приветствуются мягкие модули.

4. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, побуждать ребенка к самосовершенствованию и творчеству.

5. При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности ребенка. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

6. Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Чтобы воспитатель в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт.

Там прописываются следующие моменты:

1. Название зоны («Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха»).

2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.

3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания дети могут выразить с помощью ряда предметов :

1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся ребенок становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

1. Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

2. Красивый настольный фонтан, водопад.

3. Магнитофон с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.

4. Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).

5. Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

6. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

7. Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью).

8. Коллекции морских ракушек, магнитов.

9. Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

10. Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

11. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки пластилин, цветное тесто).

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играя, обучаем» Уважаемые коллеги! Я работаю учителем-логопедом в ДОУ. Стаж педагогической деятельности - 32 года. За годы работы мною накоплен богатый.

Методическая разработка «Игровые технологии» (Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б., Выготский Л. С.) Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением — один из основных.

Методическая разработка «До свидания, ясельки» Методическая разработка «До свидания, ясельки!» Для детей первой младшей группы. Дети под музыку входят в зал. Становятся полукругом,.

Методическая разработка «Бодрящая зарядка»Методическая разработка «Бодрящая зарядка» Наступило такое долгожданное лето. В детских садах началась летнее – оздоровительная работа. С чего же начинается день в детском саду.

Методическая разработка «Бурятия. Семейские»Методическая разработка «Бурятия. Семейские» Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка «Тематические физкультминутки» Методическая разработка Тематические физкультминутки Выполнила воспитатель Гончарова К. С. г. НОВОСИБИРСК 2017.

Методическая разработка «Ветлуга деревянная» Методическая разработка Выполнила: Половинкина С. Н. МДОУ Детский сад №2 «Солнышко» Тема: Ветлуга деревянная Тип методической разработки:.

Методическая разработка «Занимательное рисование» Рисование весьма увлекательное и полезное занятие. Вот ребёнок окунает кисточку в воду, набирает краску и рисует всё, что ему захочется.

Методическая разработка «Овладение синтаксисом» Очевидно, что только человеческое общество делает ребенка говорящим, ни одно животное не заговорит — в каких бы условиях его ни воспитывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Уголок единения»
Опубликовано: 18 января 2019 в 06:04
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД