Светлана Хваловская
Конспект занятия на экологическую тему с использованием ИКТ «Природа просит защиты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Природа просит защиты" (старшая группа).
Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей; развитие познавательного интереса к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, внимание; воспитывать экологическую культуру и любовь к родной природе.
Материал: набор дидактических карточек птиц, зверей, насекомых, растений; слайды с изображением животных и растений; таблицы с изображением луга, леса, водоёма.
Публикация «Конспект занятия на экологическую тему с использованием ИКТ „Природа просит защиты“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Оборудование: ноутбук, проектор, переносной экран.
Ход занятия:
Нашим домом называют не только Землю, но и её природу! -А что такое природа?
Солнечное тепло, ягоды, вода, животные, грибы, воздух, деревья, цветы- это природа.
-А могут ли люди прожить без природы?
-А раз не могут, то как же они должны относиться к ней?
-А как относятся?
-Всегда ли хорошо и бережно?
Слайды 1,2,3,4.
Природа просит помощи!
-У кого она просит помощи?
-А какие же природные обитатели просят у человека помощи?
Об этом мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
Загадки.
1. Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Слайд 5.
2. Я капелька лета,
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня-
Тот и рад поклонится,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
Слайд 6.
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)
Слайд 7.
4. Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
Слайд 8.
5. Под берёзой старичок,
На нём- бурый колпачок. (Подберёзовик)
Слайд 9.
6. Прыгает пружинка-
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Слайд 10.
7. Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
Слайд 11.
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, заяц, ёж, лось- это. (звери).
2. Черника, малина, земляника, брусника- это. (ягоды).
3. Ель, берёза, липа, сосна, клён - это. (деревья).
4. Воробей, соловей, клёст, жаворонок - это. (птицы).
5. Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, паук - это. (насекомые).
6. Ромашка, василёк, клевер, колокольчик, ландыш - это. (цветы).
Стихотворение (читает ребёнок)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
-На планете мы останемся одни.
(Д. Родович)
- Ребята, а вы любите ходить в гости?
Итак, мы отправляемся в гости к природе. А зачем?
Чтобы услышать пение птиц?
Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?
Чтобы полюбоваться красотой деревьев?
Чтобы насладиться свежим душистым воздухом?
Набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов.
Да, мало ли зачем мы пришли в гости к природе! Но не забывайте,
вы - в гостях! Вы - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Что же это за правила?
(дети называют правила поведения в природе)
Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь,
И зелёные листочки
Молодой украсят лес.
- А что ещё, кроме листочков, украшает лес? (Цветы)
Первые цветы называют первоцветами.
- Какие первоцветы вам знакомы?
Послушайте стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.
Слайд 12.
(читает ребёнок)
На лесной проталинке -
Колокольчик маленький.
Краску взял себе с небес
И украсил ею лес.
Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.
А вот другое стихотворение о подснежнике.
Слайд 13.
(читает ребёнок)
Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?
Но сказали дети
Ласково: "Расти!
Мы тебя не тронем:
Всё должно цвести,
Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зелёный луг!"
Вслед за подснежниками появляются лесные фиалки.
Слайд 14.
Пройдёт совсем немного времени и на смену голубым подснежникам и фиалкам придёт ещё цветок.
Послушайте загадку:
Белые фонарики
На зелёной ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке. (Ландыши)
Слайд 15.
- А можно ли нарвать букет ландышей и понести домой?
- Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу.
Едва люди войдут в лес, на луг - сразу начинают рвать, а часто выдирать с корнем цветы. Цветы быстро вянут, их выбрасывают.
Цветы гибнут от рук человека. С каждым годом их становится всё меньше и меньше.
(читает ребёнок)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Цветите лесные колокольчики и ландыши!
Радуйте нас своей красотой!
Ещё больше вреда приносят люди животным - птицам, насекомым, зверям.
Дидактическая игра "Где мой дом?"
(Для её проведения необходимо иметь набор карточек - портретов объектов природы, т. е. животных и растений; иллюстрации или таблицы с изображением леса, луга, водоёма).
Итак, каждое животное и растение имеет свой дом.
-А как вы думаете, хорошо ли живётся животным и растениям в лесу (Лес чистый, хорошо дышится в нём, лес-дом для животных, в лесу животные находят себе корм.)
-Могут ли животные и растения менять свой дом?
-Могут ли рыбы жить на почве или в почве?
-А могут ли белка и крот поменяться своими квартирами?
-Представьте, что люди срубили сосну. Что будет с каждым из животных, связанным с этим деревом? Что, например, будет с дятлом?
Исчезнет его столовая, он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки.
-А если срубили не одну сосну, а все? Дятел не сможет найти другую столовую, зимой не будет сосновых шишек. Нечем будет питаться и белкам.
А теперь давайте представим, что вырубили дубраву. Не будет желудей, меньше станет животных, которые ими питаются,- кабанов, барсуков, белок, соек. Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу - лесных мышей, которые питаются желудями. То есть она останется голодной и бездомной.
-А что будет с растениями, которые растут в тени под дубом (ландыш?
Вот как пишет о том, кто и где живёт, писатель В. Бианки
«В лесу каждый построил себе дом.
Весь лес сверху донизу занят под жильё. Живут на земле, под землёй, в деревьях, в траве и в воздухе.
В воздухе - дома у иволги. Она высоко над землёй подвесила к ветке берёзы лёгкую корзинку, сплетённую из пеньки, стебельков, волосиков и шерстинок.
В деревьях - дома у белки, у жуков-древоточцев и короедов, у дятлов, синиц, скворцов, сов и других птиц.
В траве -дом у овсянок, лесных коньков, шалашик-гнездо у пеночки -веснички из сухой травы и мха, с крышей и входом сбоку. У мышки-малютки гнездо совсем как птичье. Мышка свила его из травинок. Гнездо висит на высоте почти двух метров на ветке можжевельника.»
-Перечислите ещё раз, что случится в лесу, если человек срубит одно дерево или спилит весь лес?
А раз так, нам всем надо бережно относится к домам и квартирам своих соседей по планете! Не забывать о том, что повреждение или уничтожение домов животных грозит гибелью для них.
Весной в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители-птицы кормят их и, конечно же, охраняют. Если птица услышит сильный шум, то сразу покидает гнездо. Уводят врагов от своего гнезда, от птенцов. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы мама не оставила своих малышей.
«Угадай, чей голосок?»
Какая птица издаёт такие звуки (можно использовать записи голосов птиц) :
1. Кар-кар-кар! (Ворона)
Слайд 16.
2. Чик-чирик-чив-чив! (Воробей)
Слайд 17.
3. Синь-синь-синь! (Синица)
Слайд 18.
4. Свир-свир-свир! (Свиристель)
Слайд 19.
5. Ча -ча -ча! (Сорока)
Слайд 20.
-Кого привлекают лесные цветы?
-Для чего нужны цветам насекомые?
-По каким признакам можно определить, что это насекомые?
-Угадайте, о каких насекомых будут говорить ребята.
Загадки.
1. Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Слайд 21.
2. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем её. (Стрекоза)
Слайд 22.
3. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (Божья коровка)
Слайд 23.
4. Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её. (Пчела)
Слайд 24.
5. Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Слайд 25.
-Для чего муравьи в лесу?
-Можно ли разорять муравейник?
Муравьи приносят огромную пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
«Игра в слова.»
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (пчеле. пауку. бабочке. кузнечику).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, трудолюбивая, красная спинка, улей, стрекочет, паутина, тли, жужжит, «чемпион по прыжкам,» большие глаза, сладкий нектар, гусеница, пёстрокрылая.
Люди всегда любили деревья, травы, птиц, насекомых, зверей. Но всех ли?
Все ли животные любимы человеком?
-Назовите нелюбимцев? (Змеи, крысы, гусеницы, жабы, летучие мыши).
-За что же эти животные попали в такую немилость?
Давайте разберёмся с этими животными и посмотрим, справедливо ли безжалостное отношение к ним.
Вот у лесного болотца жаба!
Мальчики хотели кинуть в неё камень.
Девочки просто испугались и убежали.
-Можно обижать жабу?
-А приносит она вред?
-Вот жаба, жаба! Убежим!-
Дрожат Наташа с Сашей,
А жаба им в ответ:
- Эх, вы!
Ведь я вам не мешаю.
Живём мы тихо у воды,
Едим букашек, мошек.
От жаб детишкам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Вам жаб не нужно обижать
И ни к чему от них бежать.
Слайд 26.
-О ком эта загадка?
Из куста шипуля,
За ногу типуля. (Змея)
Слайд 27.
Все знают, что змеи шипят, а кто из вас задумывался, зачем? Угрожают? Предупреждают? Просят не трогать и уйти с дороги? Как вы считаете?
Да, есть змеи ядовитые. Поэтому надо быть в лесу осторожным! Шипение предупреждает людей. Дайте ей отползти или отойдите сами. И никакой беды не случится.
Не убивайте этих животных! Они живые, значит имеют право на жизнь!
Игра с мячом «Я знаю….»
Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, цветы, деревья). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет ( например : лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребё нку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы»
и т. д.
Многие известные нам птицы, животные, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час.
Природа просит от нас помощи! Если вы хотите быть защитниками природы, помните, что надо беречь в лесу и деревья, и травы, и зверей, и птиц.
Цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля.
Итог занятия
Воспитатель может организовать чтение и прослушивание рассказов о природе.