Ирина Зотова
Методическая разработка «Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду»
Автор: музыкальный руководитель высшей категории
МБУ детский сад № 64 «Журавленок»
Зотова Ирина Николаевна
Авторская позиция:
Мировые тенденции развития цивилизации требуют воспитания у детей новых качеств, формирования новых ценностей. Это требует в свою очередь ускорения процессов модернизации образования и, безусловно, нетрадиционных подходов к взаимодействию детей и взрослых в процессе образования.
Публикация «Методическая разработка „Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду“» размещена в разделах
Проведение нетрадиционных праздников в детском саду – это возможность активизировать творческий потенциал воспитателя, родителя и ребенка.
Ведущая роль и первостепенная задача в подготовке и проведении нетрадиционного праздника отводится не только внешним, процессуальным средствам активизации творческой деятельности, но и глубинным процессам обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъективности, креативности.
Собственная педагогическая идея:
Использование инновационных технологий по взаимодействию между детьми, воспитателями и родителями в подготовке и проведении нетрадиционных праздников в дошкольном учреждении. Исходя из этого, целями своей педагогической идеи я вижу следующие аспекты:
Доброжелательное, тесное взаимодействие с родителями, основанное на творческом сотрудничестве, на педагогике «ненасилия»;
Максимальное вовлечение детей и родителей в музыкальную творческую деятельность на мероприятии;
Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями;
Постоянная позитивная оценка, проявленных результатов детского творчества.
Актуальность:
Как показывает практика, творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Детское творчество понимается, как самостоятельная художественная деятельность.
В период подготовки нетрадиционных праздников наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряжённая жизнь. Всем некогда. Общение родителей с детьми, в лучшем случае,
ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки и назиданиями
по разному поводу. В результате болезнью века является душевное
отлучение детей от своих родителей.
Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение, требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.
Но многие родители не знают об этом, и только с помощью педагогов детского сада они могут понять простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идет не о количестве, а качестве этого времени.
Поэтому, эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести их в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. Именно поэтому для работы с родителями по повышению уровня их педагогической культуры я использую нетрадиционное проведение праздников.
Инновационная направленность педагогической идеи:
Использование новых информационных технологий, расширение круга и способов общения, переход на новый стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанных на творческом сотрудничестве - все эти новации будут иметь своё продолжение.
Отношение к детскому творчеству – это ещё одна профессиональная проблема. Здесь важно научиться видеть главное в развитии ребенка, понимать закономерности этого развития и оценивать главный детский талант – непосредственность и выразительность, яркость воображения и самобытность.
Эстетика всегда находится в единстве с этикой, моралью, идеологией. Прекрасное – детям – это жизнь, искусство, труд, природа, утончённость во взаимоотношениях с людьми, любовь к своей земле, потребность в духовной культуре. И первый, кто учит детей видеть и создавать прекрасное – музыкальный руководитель
От меня требуется и методическая подготовка, и образованность, и эстетическая активность и увлечённость художественным творчеством, искусством. Эмоциональное состояние детей зависит от тех действий, которые совершаю я. Организуя праздничные мероприятия, я забочусь о состоянии эмоционального комфорта детей, ощущения ими радости детства, укреплении детского коллектива, о праздничном общении. Вот примерный перечень нетрадиционных праздников, проводимых в нашем детском саду :
Музыкально – литературная композиция «Осень в Париже»
Музыкально – театрализованное представление по балету П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в подготовительной группе.
Конкурс красоты «Леди Совершенство», посвящённый дню 8-го Марта.
Театрализованная постановка по сказке М. Метерлинк «Синяя птица».
Музыкально-театрализованное представление по сказке братьев Гримм «Стоптанные туфельки», посвященное празднику «Выпуск в школу».
Новогодний мюзикл по сказке Ш. Перро «Золушка».
Музыкально – литературная композиция «Остановись, прекрасное мгновение…»
«Урок мужества», посвященный Дню Победы.
Спектакль по сказке А. де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Эстрадный мюзикл «Старые песни о главном» и др.
В период подготовки праздника родители играют активную роль. Они получают или выбирают определённые задания, которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, составить кроссворд или викторину, скроить, сшить, склеить костюмы, маски, декорации и т. д. Однако подготовка к празднику на этом не заканчивается – проводятся совместные репетиции, разучиваются массовые танцы и песни, разыгрываются сценки. Для большей эффективности взаимодействия с родителями я провожу следующие мероприятия:
«Музыкальная гостиная» - здесь мы обмениваемся
информацией о новых победах и достижениях наших
воспитанников; прослушиваем музыкальные произведения в
исполнении детей и родителей (песни, романсы, частушки);
«Круглый стол» - где мы обмениваемся определенным
опытом в изготовлении костюмов, атрибутов, оформлении
зала; определяем оптимальное время и день проведения
праздника.
Семейные конкурсы «Мама, папа, я – музыкальная семья»;
«Мама, папа, я – танцевальная семья»; «Мама, папа, я –
театральная семья» - где семьи выставляют на суд,
подготовленные индивидуальные программы,
соответствующей тематики. Наши участники – мамы, папы,
бабушки, дедушки, дети, педагоги. Такой вид деятельности,
несомненно способствует сближению участников конкурса,
где происходит соединение разных видов художественной
деятельности: словесного и изобразительного творчества,
словесной и музыкальной деятельности. Важным условием
успеха является полноценное и глубокое понимание
литературного произведения на уровне эмоциональных
переживаний и чувств.
Консультации для родителей так же пользуются неизменным
успехом. Здесь я стараюсь научить родителей, независимо от
качества выступления ребенка на празднике, обязательно дать
положительную оценку его выступлению. Положительный
отзыв родителей таит в себе огромные возможности для
коррекции личностного развития, в предупреждении и
преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих
возможностях, тревожности и страхов.
Технологичность:
• Таким образом, используя разные формы и методы работы по подготовке и проведению нетрадиционных праздников, я увидела значимый результат: родители из ленивых «зрителей» и пассивных «наблюдателей» стали моими активными помощниками и участниками наших праздников, ведь эмоциональное состояние наших детей зависит от тех действий, которые совершаем мы.
2. Организуя праздничные мероприятия, мы заботимся о состоянии эмоционального комфорта детей, ощущения ими радости детства, укреплении детского коллектива, о праздничном общении.
3. Как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, как поведут себя на досуге, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться? Именно этому учит их пример отношения взрослых к празднику. А это значит, что моя педагогическая идея работает эффективно и я на правильном пути! Поэтому я считаю, что другие педагоги могут в своей работе использовать её и находить новые формы и методы во взаимодействии с родителями.
4. Дарить подарки людям всегда приятно, а подарить ребенку праздник, созданный собственным трудом и стараниями, приятно вдвойне.
Результативность реализации авторской работы:
Об эффективности, проведения в дошкольном учреждении нетрадиционных праздников свидетельствует :
• Возникновение у родителей активной позиции и творческого интереса по подготовке и проведению праздников;
• Стремление родителей к индивидуальному контакту с музыкальным руководителем;
• Появление многочисленных идей и предложений по подготовке и проведению праздников;
• Повышение интереса родителей по вопросу взаимодействия детей и взрослых в процессе музыкального образования;
• Развитие эмоциональной и духовной потребности в отношении детского творчества;
• Пробуждение в родителях желания сотрудничать, сопереживать, любить вместе с детьми.