Наталья Майорова
Памятка для родителей «Как развивать сенсорное восприятие у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
«Как формировать сенсорные эталоны»
Подготовила: воспитатель Майорова Н. Н.
Смоленск 2024г.
Успешное осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, формирование у них различных способностей зависит от раннего начала, буквально с первых дней жизни, сенсорного воспитания. Включение сенсорного воспитания во все моменты жизни детей обеспечивает активное познание каждым ребёнком объектов и явлений окружающей действительности, их свойств и качеств (форма, размер, цвет, положение в пространстве, фактура, текстура и др.).
Публикация «Памятка для родителей „Как развивать сенсорное восприятие у детей“» размещена в разделах
• Для успешного обогащения и расширения сенсорного и сенсомоторного опыта детей необходимо :
• учитывать возрастные психофизиологические особенности детей; постоянно проявлять эмоционально-положительные чувства к самому ребенку, адекватно и своевременно откликаться на проявления негативизма у ребенка (плач, эмоции, действия); инициировать у детей положительный эмоциональный отклик при непосредственном знакомстве с предметами. Воспитывать устойчивые реакции ребенка на развивающие сенсорные стимулы : звук, цвет, вкус и другие раздражители, вызывающие положительное отношение к экспериментированию с объектами ближайшего окружения;
• организовывать перцептивное восприятие детьми предметов и объектов по заранее продуманному плану. Использовать специальное оборудование и разнообразные приспособления (если в этом есть необходимость) для перемещения в пространстве с целью разнообразия ощущений и восприятия большего количества предметов;
• сопровождать все виды деятельности детей внятной, правильной, доступной речью;
• постепенно усложнять познавательные виды деятельности детей в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, развивать индивидуальные возможности детей;
• поощрять проявления детьми самостоятельности (выполнение разнообразных действий с опорой, с помощью специальных приспособлений, совместно с детьми и взрослыми, самостоятельно).
Мы предлагаем вашему вниманию примерные упражнения, способствующие расширению сенсорного восприятия и формированию перцептивных действий детей дошкольного возраста.
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию тактильного восприятия.
• Массаж и самомассаж (действия похлопывания, легкого пощипывания и постукивания по верхним и нижним конечностям, бедрам, туловищу (пальцами, ладонями, кулаками, различными предметами).
• Обливание частей тела теплой водой; обсыпание мелким чистым песком; обертывание тела и конечностей лентами, «плавание» в шариковом бассейне и др.
• Релаксационные упражнения. В качестве оборудования используются: мягкие кресла-качалки, гамаки, сенсорные одеяла, кресло-груша, «мягкий остров» (матрас из приятного на ощупь материала со всевозможными сенсорными вставками);
• Рисование, отпечатывание пальцев, ладоней, стоп ребенка (используются специальные пальчиковые краски и большие листы бумаги, мокрый чистый мелкий песок и т. п.).
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия.
• Группировка однородных предметов по цвету (игры типа «Найди такую же», «Разложи по цвету (форме, величине)», «Занимательная коробка», «Почтовый ящик», «Бирюльки» и т. п.).
• Сравнение предметов контрастных размеров, соизмеряя один предмет с другим, пользуясь приёмом приложения; складывать одинаковые и разные по величине предметы (использовать игрушки-вкладыши); отбирать и группировать предметы по величине (игры типа «Найди такой же»).
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия.
• Слушание различных мелодий (быстрых, медленных, разнообразных шумов и звуков (журчание воды, пение птиц, шелест листьев, шуршание шин по асфальту и т. п., звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта, арфа, пианино и т. п.).
• Совершенствование слухового восприятия детей в процессе специальных игровых упражнений («Где звучит колокольчик?», «Найди Петрушку», «Кто сказал … мяу (ав-ав, му и т. п.).
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию кинетического восприятия.
• Стимуляция и поддержка попыток детей самостоятельно садиться, ползать, ходить, совершать повороты туловища (использовать стимулы – яркие предметы, игрушки, еду).
• Формирование умения сохранять устойчивое положение тела с помощью взрослых и специального оборудования (мягких модулей, поддерживающих ремней, стационарного оборудования и т. п.).
• Приучение действовать, придерживаясь определенного направления движения с опорой на зрительные ориентиры.
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вестибулярного восприятия.
• Общеразвивающие упражнения на развитие и укрепление мышц : плечевого пояса (поднимание рук вверх, вперед, в стороны; сгибание и разгибание рук; хлопание в ладоши перед собой; размахивание руками вперед-назад и т. п.); мышц спины и гибкости позвоночника (повороты вправо-влево; наклоны вперед-назад; поднимание ног вверх из положения «лежа на спине» и т. п.).
• Покачивание вперед-назад, в стороны в гамаке, кресле-качалке, на водном матраце и т. п.
• Повороты вправо-влево и вперед-назад с использованием специального оборудования (гимнастический диск, кресло-качалка, стационарные качели со спинкой, надувная подушка, спасательный круг, гамак и т. п.).
• Покачивания на большом гимнастическом мяче: вперед-назад, в стороны.
• Подпрыгивание на большом гимнастическом мяче.
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вибрационного восприятия.
• Элементы базальной стимуляции для развития вибрационных ощущений детей :
• качание ребенка на коленях, возле груди;
• лёгкое растирание, похлопывание, постукивание по верхним и нижним конечностям, бедрам, туловищу руками или различными предметами (пустые маленькие пластиковые бутылки; тканевые метёлки, мягкие маленькие веники);
• обливание из душа тёплой водой или обсыпание мелким песком, камушками; покачивание на кровати с мягкими пружинами и т. п.
Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вкусового и обонятельного восприятия.
• Смазывание губ, языка ребенка с помощью ватных тампонов, смоченных в различных пищевых растворах ( использовать: варенье, мёд, лимонный сок, солёный рассол).
• Проведение по губам и языку ребенка кусочками пищевых продуктов ( использовать: лимон, солёный огурец, арбуз и т. п.).
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] / И. М. Бгажнокова [и др. ]; под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гумманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
2. Саломатина, И. В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями / И. В. Саломатина // Дефектология. – № 2. – 1998. – С. 82–88. https://sovietpsyhology.narod.ru/mescheryakov_2_5.htm.