Получи документы

Памятка для родителей «Как развивать сенсорное восприятие у детей»

Наталья Майорова
Памятка для родителей «Как развивать сенсорное восприятие у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Памятка для родителей

«Как формировать сенсорные эталоны»

Подготовила: воспитатель Майорова Н. Н.

Смоленск 2024г.

Успешное осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, формирование у них различных способностей зависит от раннего начала, буквально с первых дней жизни, сенсорного воспитания. Включение сенсорного воспитания во все моменты жизни детей обеспечивает активное познание каждым ребёнком объектов и явлений окружающей действительности, их свойств и качеств (форма, размер, цвет, положение в пространстве, фактура, текстура и др.).

Публикация «Памятка для родителей „Как развивать сенсорное восприятие у детей“» размещена в разделах

• Для успешного обогащения и расширения сенсорного и сенсомоторного опыта детей необходимо :

• учитывать возрастные психофизиологические особенности детей; постоянно проявлять эмоционально-положительные чувства к самому ребенку, адекватно и своевременно откликаться на проявления негативизма у ребенка (плач, эмоции, действия); инициировать у детей положительный эмоциональный отклик при непосредственном знакомстве с предметами. Воспитывать устойчивые реакции ребенка на развивающие сенсорные стимулы : звук, цвет, вкус и другие раздражители, вызывающие положительное отношение к экспериментированию с объектами ближайшего окружения;

• организовывать перцептивное восприятие детьми предметов и объектов по заранее продуманному плану. Использовать специальное оборудование и разнообразные приспособления (если в этом есть необходимость) для перемещения в пространстве с целью разнообразия ощущений и восприятия большего количества предметов;

• сопровождать все виды деятельности детей внятной, правильной, доступной речью;

• постепенно усложнять познавательные виды деятельности детей в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, развивать индивидуальные возможности детей;

• поощрять проявления детьми самостоятельности (выполнение разнообразных действий с опорой, с помощью специальных приспособлений, совместно с детьми и взрослыми, самостоятельно).

Мы предлагаем вашему вниманию примерные упражнения, способствующие расширению сенсорного восприятия и формированию перцептивных действий детей дошкольного возраста.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию тактильного восприятия.

• Массаж и самомассаж (действия похлопывания, легкого пощипывания и постукивания по верхним и нижним конечностям, бедрам, туловищу (пальцами, ладонями, кулаками, различными предметами).

• Обливание частей тела теплой водой; обсыпание мелким чистым песком; обертывание тела и конечностей лентами, «плавание» в шариковом бассейне и др.

• Релаксационные упражнения. В качестве оборудования используются: мягкие кресла-качалки, гамаки, сенсорные одеяла, кресло-груша, «мягкий остров» (матрас из приятного на ощупь материала со всевозможными сенсорными вставками);

• Рисование, отпечатывание пальцев, ладоней, стоп ребенка (используются специальные пальчиковые краски и большие листы бумаги, мокрый чистый мелкий песок и т. п.).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия.

• Группировка однородных предметов по цвету (игры типа «Найди такую же», «Разложи по цвету (форме, величине)», «Занимательная коробка», «Почтовый ящик», «Бирюльки» и т. п.).

• Сравнение предметов контрастных размеров, соизмеряя один предмет с другим, пользуясь приёмом приложения; складывать одинаковые и разные по величине предметы (использовать игрушки-вкладыши); отбирать и группировать предметы по величине (игры типа «Найди такой же»).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия.

• Слушание различных мелодий (быстрых, медленных, разнообразных шумов и звуков (журчание воды, пение птиц, шелест листьев, шуршание шин по асфальту и т. п., звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта, арфа, пианино и т. п.).

• Совершенствование слухового восприятия детей в процессе специальных игровых упражнений («Где звучит колокольчик?», «Найди Петрушку», «Кто сказал … мяу (ав-ав, му и т. п.).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию кинетического восприятия.

• Стимуляция и поддержка попыток детей самостоятельно садиться, ползать, ходить, совершать повороты туловища (использовать стимулы – яркие предметы, игрушки, еду).

• Формирование умения сохранять устойчивое положение тела с помощью взрослых и специального оборудования (мягких модулей, поддерживающих ремней, стационарного оборудования и т. п.).

• Приучение действовать, придерживаясь определенного направления движения с опорой на зрительные ориентиры.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вестибулярного восприятия.

Общеразвивающие упражнения на развитие и укрепление мышц : плечевого пояса (поднимание рук вверх, вперед, в стороны; сгибание и разгибание рук; хлопание в ладоши перед собой; размахивание руками вперед-назад и т. п.); мышц спины и гибкости позвоночника (повороты вправо-влево; наклоны вперед-назад; поднимание ног вверх из положения «лежа на спине» и т. п.).

• Покачивание вперед-назад, в стороны в гамаке, кресле-качалке, на водном матраце и т. п.

• Повороты вправо-влево и вперед-назад с использованием специального оборудования (гимнастический диск, кресло-качалка, стационарные качели со спинкой, надувная подушка, спасательный круг, гамак и т. п.).

Покачивания на большом гимнастическом мяче: вперед-назад, в стороны.

• Подпрыгивание на большом гимнастическом мяче.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вибрационного восприятия.

• Элементы базальной стимуляции для развития вибрационных ощущений детей :

• качание ребенка на коленях, возле груди;

• лёгкое растирание, похлопывание, постукивание по верхним и нижним конечностям, бедрам, туловищу руками или различными предметами (пустые маленькие пластиковые бутылки; тканевые метёлки, мягкие маленькие веники);

• обливание из душа тёплой водой или обсыпание мелким песком, камушками; покачивание на кровати с мягкими пружинами и т. п.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вкусового и обонятельного восприятия.

• Смазывание губ, языка ребенка с помощью ватных тампонов, смоченных в различных пищевых растворах ( использовать: варенье, мёд, лимонный сок, солёный рассол).

• Проведение по губам и языку ребенка кусочками пищевых продуктов ( использовать: лимон, солёный огурец, арбуз и т. п.).

Литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] / И. М. Бгажнокова [и др. ]; под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гумманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

2. Саломатина, И. В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями / И. В. Саломатина // Дефектология. – № 2. – 1998. – С. 82–88. https://sovietpsyhology.narod.ru/mescheryakov_2_5.htm.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Как развивать у детей чувства ответственности» Ответственность не даётся человеку с рождения. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация для родителей «Зачем развивать творчество у детей?»Консультация для родителей «Зачем развивать творчество у детей?» Интересный возникает вопрос: «Зачем развивать творчество у детей? Может, оно появится само?». Самостоятельно, и без участия нас с вами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Как развивать сенсорное восприятие у детей»
Опубликовано: 15 марта 2024 в 10:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для родителей «Как развивать сенсорное восприятие у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Майорова (УИ 2938784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД