Получи документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Наталья Филясова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Выбирая тему работы хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

• В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных и актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание

• Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своего края.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Диагностика детей старшей группы показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе. Старинная мудрость гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

• Ни одна деятельность не достигнет результативности, если не поставить перед собой цели и задачи. Поэтому, организуя работу в области патриотического воспитания воспитанников ДОУ, определены следующие задачи. Они представлены на слайде и направлены на реализацию поставленной цели.

-формировать интерес к культуре родного края, к традициям и культуре русского народа;

-помочь детям увидеть, почувствовать и осознать свою сопричастность к родному краю, национальным традициям;

-формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу;

-привлечь родителей в образовательную деятельность по патриотическому воспитанию;

-расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

• Работа выстраивалась поэтапно.

На 1, подготовительном этапе, осуществлялся анализ проблемы патриотического воспитания в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных авторов:

- О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);

-Г. В. Груба, И. К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);

- Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);

- В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» (программа, разработки занятий и мероприятий).

- Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»

- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки»

Подобран методический материал.

Работа строилась по следующим направлениям:

- История родного края

- Известные люди

- Природа родного края

- Промыслы

- Яркие традиции

• Была проведена диагностика актуального состояния и развития детей старшего возраста на основе специально подобранных методик.

• С учетом диагностики составлено перспективное планирование.

• Оформлена предметно-пространственная среда, которую я представляю вашему вниманию:

• Подбор иллюстраций для ознакомления детей с городом в прошлом, с городом настоящим, предметами быта бабушек и дедушек. Оформление вернисажа «Моя малая Родина».

Оформлялись мини-музеи на различную тематику:

- музей русской культуры «Чудо- русская изба», для знакомства с бытом и построением русской избы, для более точного восприятия образа жизни и традиций русского народа;

- музей «Народная игрушка»;

- «Куклы наших прабабушек»;

- «Преданья старины глубокой»;

- «Русская народная одежда»;

- «Мастера и рукодельницы».

• Мини-музей «История города», где можно было познакомиться с достопримечательностями, почетными гражданами нашего города, одним из экспонатов был семейный фотоальбом одного из воспитанников, где собраны архивные фото.

• Мини-музей «Валенки», где экспонаты - промысел нашего края.

• В групповой комнате пополнила патриотический уголок материалами о городе Сергаче.

• Подбор литературы для знакомства детей с творчеством писателя С. И. Шуртакова.

• Подбор литературы и наглядного материала для знакомства детей с промыслами города, подбирались музейные фотографии.

• Составила презентации «Мой любимый город», «Сергачский Краеведческий музей им. В. А. Громова».

• Подготовила игры для развития знаний у детей об областном центре - городе Нижнем Новгороде, закреплении знаний о праздниках своего города.

• Изготовление макета одной из улиц родного города.

• Деятельностный этап предполагает совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса.

• Формы работы с детьми разнообразны. Они представлены на слайде:

- непосредственная образовательная деятельность:

1. Конструирование птиц, обитающих в нашем крае.

2. Художественное творчество «Родная природа».

• Организую наблюдения в природе, воспитывая интерес к красоте родного края.

• Участвовали с детьми в конкурсе «Спорт – малышок» на праздновании дня города».

• Чтение поучительных народных сказок способствует формированию у детей чувства доброты, уважения к старшим, так как в душе каждый ребенок думает, а может кто – то из моего поколения сочинил эту сказу. Для данной деятельности организуются выставки русских народных сказок.

• Одной из важных и любимых форм являются экскурсии. В процессе экскурсий дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей:

- краеведческий музей

- типография

- библиотека им. С. И. Шуртакова, писателя-земляка, где дети активные участники в конкурсе чтецов, семейных праздников.

- Собор Владимирской Божией Матери, где детям предстояло узнать об архитектуре собора, его назначении.

• Дети с удовольствием участвуют в мастер классах, которые проводят в Краеведческом музее.

• С целью воспитания патриотических чувств на примере воинов-земляков, чувства уважения к памяти павших воинов проводились экскурсии к обелиску «Погибших воинов».

• Работа по патриотическому воспитанию тесно связана с экологическим воспитанием, где учатся любоваться и ценить природу родного края.

С детьми провели экскурсии

- в дендропарк

- музей животных, обитателей наших лесов

- святой источник «Серебряные ключи».

• Организуем разнообразные экологические акции «Покорми птиц зимой», «Посади дерево».

• Календарные народные праздники с исконно русскими традициями и обрядами: Покровские посиделки с русским самоваром, Рождество Христово с русскими пирогами.

• Организуя проведение Масленицы, учили заклички, народные хороводы, а на празднике угощались блинами.

• Светлая пасха с театрализованным представлением, традиционной народной, именно нашей местности, игрой «Катание яиц».

• Праздник Святая Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – береза. Дети водят хороводы вокруг березы, поют песни, исполняют обряд украшения березы ленточками, угощаются пирогами.

• Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В системе работы с родителями использовались следующие формы работы, которые представлены на слайде.

• Составление родословной.

• Оформление стендов «Моя семья», «Герб нашей семьи».

• Организация фотовыставок.

Также часто в нашем детском саду проводятся конкурсы: «Птичья столовая», «Осенняя фантазия» и др.

Тематические праздники: «День матери», «День защитника Отечества» и др.

• Для обогащения детско - родительских отношений, повышению знаний о своем городе и передачи их своим детям организовала клуб «Знатоки родного края» с родителями своей группы. А также создали мастерскую по изготовлению персонажей русских народных сказок.

• На участке детского сада совместно с родителями оформили «Зеленую аптечку», которая состоит из лекарственных растений, растущих в нашем городе. Ребята с удовольствием ухаживают за растениями, понимая важность их целебных свойств для своего здоровья.

• Предложила родителям совместно с детьми провести небольшую экскурсию по родному городу и поделиться в последующем своими впечатлениями.

Итогом данной деятельности стало:

- Оформление Большой книги города.

- Совместное рисование детей и родителей «Мой край».

- Изготовление макетов: стадион, ФОК, спортивная площадка, вокзал.

• Для организации данной деятельности разработала перспективное планирование, методические рекомендации для родителей, составила презентации о городе и музее города Сергача, разработала конспекты: НООД «Птицы нашего края», конспект праздника «Как на масленичной недели…»

• В третьем, заключительном этапе работы провела диагностику 25 воспитанников группы. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития. Низкий уровень к концу года приблизился к минимальному.

Дети:

- много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях, герб города, людей, прославивших наш город, природные обьекты, животный мир родного края;

- особенности народных традиций,

- народных праздников (знают названия, поют песни, осмысленно и активно участвуют,

- характерный промысел нашего края,

- проявляют интерес к истории, культуре, традициям, быту родного края.

- Проявляют такие чувства как дружелюбие, доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость.

• Свой опыт по патриотическому воспитанию детей распространяю на образовательных порталах и сайте своего учреждения, а так же на районных методических объединениях.

Понимая важность и ценность данной работы, хочется ее продолжать.

Впереди планирую разработать и написать программу по знакомству детей с родным краем «Сергач мой край родной».

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом Краткосрочный инновационный проект «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством» Тема проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством народов Поволжья».

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем Цель мастер класса: Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 20:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД