Рэзида Ахметзянова
Методическая разработка по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебство пластилинографии.
Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе предложили выбрать направление кружковой работы, я задумалась. Несколько лет я занимаюсь вытынанкой - процессом завораживающим, удивительным, когда у тебя из чистого листа бумаги появляются сказочные сюжеты, когда твои руки творят чудо, а самое главное, ты свободен в своём выборе, что помогает тебе создавать работы, которые выражают твоё настроение на данный момент. Я понимала, что для детей это сложно, но очень хотелось, чтобы они своё творчество соединили с познанием окружающего мира. Остановилась на пластилинографии. До этого момента я знала и иногда использовала на занятиях или мероприятиях данную технику, но плотно ей не интересовалась. Когда же я окунулась в этот мир, была настолько заворожена возможностями данной техники, красочностью исполненных работ, многообразием тем, приёмов для пластилинографии, что мне стало ясно, что детям это обязательно понравиться.
Публикация «Методическая разработка по пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Ребенок - это «чистый лист», это – маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей.
Пластилинография – это один из современных, недавно появившийся, новый жанр в изобразительной деятельности. Это понятие имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая «графия» - создавать, рисовать.
Итак, основной материал в пластилинографии - это пластилин, а «инструментом» является рука (вернее две руки, значит, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество воспитанников, делает его более увлекательным и интересным.
Для первого занятия с воспитанниками я выполнила несколько работ в технике пластилинографии, чтобы продемонстрировать им возможности данной техники и вызвать эмоциональный всплеск, а главное желание этим заниматься. И мне это удалось. Я рассказывала и показывала приёмы работы с пластилином и на их глазах рождалась живописная картинка. Поняв, что детям это интересно я перешла ко второму этапу - работа с родителями. Подготовила и провела консультацию для родителей по теме: «Пластилинография как средство для развития детей дошкольного возраста», объясняя, что пластилинография очень важна для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Так же пластилинография помогает решать не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развить личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
В процессе занятий пластилинографией развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, мышление, а также творческие способности и школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе: это пространственной ориентация, и сенсомоторная координация детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.
В ходе организационного этапа работы каждый воспитанник совместно с родителями, для занятия в кружке, завёл папку, в которой находилось всё необходимое для занятия: пластилин фирмы «Луч», классика, картон цветной и белый, хлопчатобумажная салфетка, обязательно стек и дощечка и, конечно же, подписанные папки. После этого мы приступили к созданию «шедевров». Честно признаюсь, не всё и не сразу получалось, но сейчас, по истечении некоторого времени, видны результаты наших занятий, которые радуют и меня, и детей, и, конечно же, их главных болельщиков - родителей.
Хочу особо подчеркнуть, что важным условием развития детского творчества при использовании данной техники является создание эмоционально-благополучной атмосферы, которая полностью зависит от эмоционального настроя, в первую очередь, самого педагога, который этим занимается. В результате детской деятельности, важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить!
В работе с пластилином следует учитывать следующие рекомендации:
- использовать специальный мягкий пластилин. Твердый пластилин перед занятием разогреть в емкости с горячей водой;
- для создания фона, если у вас белый картон, можно и нужно использовать акриловые краски, сначала наносить фон, а затем рисовать пластилином, то, что задумали;
- картон должен быть плотный, так как пластилин имеет вес, а картина может при работе деформироваться; очень хорошей основой для создания композиций из пластилина служат DVD диски, пластиковые стаканчики и тарелки;
- желательно, чтобы одна сторона картона была лощеная. Если ребенок вышел за контур рисунка, то лишний пластилин можно легко убрать стекой или вытереть салфеткой;
- контуры рисунков выполняются фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся;
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка или скотч;
- покрытие пластилиновой картинки акриловым клеем продлит ее "жизнь", так же можно использовать лак или лак для волос;
- для выполнения витражных работ нужно использовать шприц, который необходимо заполнить выбранным цветом пластилина и опустить в ёмкость с горячей водой (стакан, бокал и т. д., затем через шприц выдавливать необходимое количество пластилиновых ниточек. При помощи этого приёма можно создать картинку, заполняя шаблон только этими пластилиновыми ниточками;
- периодические выставки работ, как мини – отчёт, очень дисциплинируют, целенаправляют воспитанников и радуют, удивляют их родителей;
- работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в виде пальчиковой гимнастики, физминутки.
Творческий ребенок – это красивый ребенок, это свободный ребенок, это уверенный ребенок, умеющий воспринимать, созидать, чувствовать окружающую красоту, способный создавать её по-своему. Присоединяйтесь, фантазируйте и наслаждайтесь! Желаем всем успеха!
Список использованных источников:
1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва, 2008 г
2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись» Москва, 2008 г.
3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва, 2008 г.