МААМ-картинки

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… )

Наталья Липина
Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… )
▼ Скачать + Заказать документы

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В. А. Сухомлинский

Начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Публикация «Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… )» размещена в разделах

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Всем известно, что чем больше ребенок работает руками, тем лучше его речь. Но практика показывает, что, формируя и совершенствуя мелкую моторику руки, мы способствуем не только развитию речи, но и развитию творческого воображения, мышления, зрительной памяти. Через игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, ловкость, гибкость, что в дальнейшем помогает детям овладеть навыками письма.

В этой методической разработке я объединяю два направления в развитии мелкой моторики через пальчиковые игры.

Это – художественное рисование песком и работа через слово. На непосредственно образовательной деятельности по художественному рисованию песком дети развивают художественный вкус, учатся создавать интересные формы, развивают фантазию, индивидуальность мышления и творческие способности. Дети сами с помощью педагога придумывают образ к пальчиковым играм.

Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Песочница является традиционным атрибутом каждого детского сада, детской площадки. А мини – песочница, установленная в группе, позволяет обогатить развивающую среду и разнообразить игровую деятельность детей.

Показывая ребенку игры с песком, необходимо предупредить, что это небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.

Цели в работе над пальчиковыми играми :

1. Развитие мелкой моторики через художественное рисование песком и через слово.

2. Развитие факторов креативности (фантазии, изобретательности, оригинальности, многовариантности).

3. Развитие внимания, умения слушать и слышать.

4. Развитие четкого, ясного произношения словесного текста.

5. Развитию у детей интеллектуальных способностей, тактильно-кинестическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку.

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Слова Движения Указания к работе

Мы делили Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх.

Дети рисуют букву

ребром большого

пальца.

апельсин, «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин.

Много нас, Развести руки в стороны.

а он один. Показать один палец.

Эта долька- Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

для ежа, Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька- Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

для стрижа, Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька- Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

для утят, Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька- Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

для котят, Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька- Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

для бобра, Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура. Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда! Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда! «Бежим» по рукам пальцами.

Чтобы с волком помириться, Пожимаем себе ладони.

Надо долькой поделиться. Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Барабанщик

Барабанщик очень занят, Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.

Дети рисуют букву кулачком.

Барабанщик барабанит.

Та-ра-ра, та-ра-ра,

На прогулку нам пора.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли, Фигура из пальцев «Птица».

Дети рисуют букву

используя

одновременно

несколько пальцев.

В вертолёт его внесли. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой.

Вертолёт вертел винтами, Круговые движения кистями обеих рук.

Волновал траву с цветами. Плавные движения руками над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси

Шлёпают гуськом

Гусак с гусаком. Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей.

Дети рисуют букву

при помощи

отсечения лишнего

песка.

Смотрят свысока

Гусак на гусака. Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

Гусак у гусака. Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дом

На опушке дом стоит. Сложить ладони домиком над головой

Дети рисуют букву

указательным и средним пальцем одновременно.

На дверях замок висит. Сомкнуть ладони в «замок»

За дверями стоит стол, Накрыть ладонью правой руки кулачок левой.

Вокруг дома частокол. Руки перед собой, пальцы растопырены.

Тук – тук – тук! Дверь открой! Постучать кулачком одной ладони о другую.

Заходите, я не злой! Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком Фигура из пальцев «Цветок».

Дети рисуют букву

указательным

пальцем.

ежиха- мать Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать. Плавные движения руками перед собой.

Кап- кап капает роса Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

На мордашку, Погладить себя по щекам.

на глаза. Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать, Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать? Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки, Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши.

Дети рисуют букву

указательным

пальцем.

Шею, кожицу на брюшке. Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ё ж: Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж».

-Ты мне спинку не потрёшь? Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». У жирафа

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

Дети рисуют букву

при помощи

насыпания песка

тонкой струёй

из кулачка.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

На носах, на животах, на коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

На носах, на животах, на коленях и носках.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед назад.

Дети рисуют букву

ладонью.

Мы замочком повертели, Повертеть "замочком".

Мы замочком покрутили, Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! Показать ладошки.

Тема: «Звук и буква И». Игрушки

Есть игрушки у меня: Хлопки в ладоши.

Дети рисуют букву

мизинцами обеих рук.

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран. Загибать поочерёдно пальчики.

Тема: «Буква «Й». Каравай

Мешу, мешу тесто Руки сжатые в кулаки, по очереди совершают движения сверху-вниз, показывают как месят тесто.

Дети рисуют букву

мизинцами обеих рук.

Есть в печи место. Изобразить печку: правую ладонь поднять вверх - это труба, а левую прижать к правой в форме буквы П.

Пеку, пеку каравай

Переваливай, валяй. Перекладывать «тесто» из руки в руку.

Тема: «Звук и буква «К». Котята

У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Дети рисуют букву

симметрично двумя

руками.

Сейчас все котята по парам стоят: Покачиваем руками, не разъединяя их.

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень.

Ливень, ливень льёт везде. Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

Дети рисуют букву

с использованием

трубочки для сока.

Рады птенчики в гнезде: Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде».

-Мама дома посидит, Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит. Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Медуза

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу. Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.

Дети рисуют букву с использованием сжатой бумаги.

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем! Ладони отрываются друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Ножки

Нарядили ножки

В новые сапожки. Поочерёдно поглаживать одной рукой другую.

Дети рисуют букву симметрично двумя руками.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке. Шагать пальчиками по столу.

Вы шагайте – топайте, Постукивать пальчиками.

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите. Погрозить пальчиком.

«Звук и буква «О». Ох,ох,ох

Ох, ох!

Ох, ох, что за гром! Руки к щекам, наклоны в стороны.

Дети рисуют букву

при помощи

насыпания песка

тонкой струёй

из кулачка

Муха строит Фигура из пальцев «Муха».

новый дом. Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук. Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух. Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики

Дети рисуют букву

с использованием

одновременно нескольких пальцев.

Мы во двор пошли гулять Указательным и средними пальчиками "идем" по столу.

Бабу снежную слепили Катаем ручками "комок

Птичек крошками кормили "Кормим птичек ".

С горки мы потом катались Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А ещё в снегу валялись Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли Отряхиваем ладошки.

Суп поели "Едим суп".

спать легли Ладошки под щечку.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р».

Рыбка в озере живет,

Рыбка в озере плывет. Ладошки соединены и делают плавные движения.

Дети рисуют букву ребром большого пальца.

Хвостиком ударит вдруг, Ладошки разъединить и ударить по коленкам.

И услышим мы – плюх, плюх! Ладошки соединить у основания и так похлопать.

Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Счёт

Один, два, три, четыре, пять - Разжимаем поочередно пальчики из кулачка.

Дети рисуют букву щепотью.

Вышли пальчики гулять. Указательным и средними пальчиками "идем" по столу.

Один, два, три, четыре, пять -

В домик спрятались опять! Зажимаем пальчики в кулачок.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Тесто

Тесто мы месили Сжимаем кисти рук.

Дети рисуют букву при помощи катания маленького шарика на месте.

Мы пирог лепили

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп, Ладошки «лепят».

Слепим мы большой пирог! Разводим руки.

Тема: «Звук и буква «У». Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Пальцы сжать в кулак.

Дети рисуют букву

ладонью.

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Отгибаем по одному пальчику.

Ззззз! Резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонарики

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают! Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук.

Дети рисуют букву с использованием кисти для рисования.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хозяюшка

Кукле кашу я сварю: Мешаем кашу.

Дети рисуют букву

при помощи

отсечения лишнего

песка.

В миску молока налью, Наливаем молоко.

Положу туда крупу Насыпать крупу.

И поставлю на плиту. Поставить на плиту.

И поставлю на плиту. Хлопать в ладоши.

Кушай, кукла, не спеша. Пригрозить пальчиком.

Тема: «Звук и буква «Ц». Царев двор

Жил был царь Обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней. Ладони выпрямлены - корона.

Дети рисуют букву

мизинцами обеих

рук.

У царя был двор Руки разводятся на уровне груди – изображаем двор.

На дворе был кол, Одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая.

На колу – мочало, Развести пальцы.

Его ветром качало Покачать кистью.

Не начать ли сказочку сначала?

Тема: «Звук и буква «Ч». Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети рисуют букву с использованием пера.

Червячки пошли гулять Ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики.

Вдруг, ворона выбегает, Пальчики "бегут" по столу.

Каркает:"Вот и обед" Указательный и большой пальчики "каркают".

Глядь, Разводим ручками.

а червячков уж нет! Сжимаем пальчики в кулачки.

Тема: «Звук и буква «Ш». Шалун

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила. На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.

Дети рисуют букву с использованием камушков различных размеров.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала, На следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил. Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Тема: «Звук и буква «Щ». Щенок

Мокрый носик, Потрогать пальчиками носик.

Дети рисуют букву с использованием камушков различных размеров.

милый взгляд, Улыбнуться.

Ушки домиком стоят. Показать ушки.

Это снова я - щенок.

Все зовут меня Дружок. Руки поставить на локоть, пальцами показать «собачку».

Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко

реченька- река. Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой.

Дети рисуют букву щепотью.

Маленькая речка,

Меньше ручейка: Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза).

Ни поплыть, Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть, Грозим пальчиком.

Только ножки

окунуть чуть- чуть! Потряхиваем поочерёдно руками.

Тема: «Звук и буква «Ы». Мышка

Мышка в норку пробралась, «Шагать" двумя пальчиками по столу.

Дети рисуют букву с

использованием

одновременно

нескольких пальцев.

На замочек заперлась. Зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку.

В дырочку глядит - Сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко.

Кошка не бежит? Ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль.

Тема: «Звук и буква «Э». Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка, Делаем легкий массаж на большой палец.

Дети рисуют букву кулачком.

Этот пальчик — бабушка, Делаем легкий массаж на указательный палец.

Этот пальчик — папенька Делаем легкий массаж на средний палец.

Этот пальчик — маменька Делаем легкий массаж безымянному пальцу.

Этот пальчик — Ванечка Делаем легкий массаж на мизинец.

Тема: «Звук и буква «Ю». Юла

Ах, юла, юла, юла.

Все вертелась, как могла.

Все вертелась, все крутилась, Руки поставить на локоть, выполнять кругообразные движения ладонями.

Дети рисуют букву

при помощи

отсечения лишнего

песка.

Пока на бок не легла. Ладошки сложить вместе, показать как юла «спит».

Тема: «Звук и буква «Я». Ягодки

С ветки ягодки снимаю Поглаживайте другой рукой каждый палец от основания до самого конца, словно вы снимаете с него воображаемую ягодку.

Дети рисуют букву щепотью.

И в лукошко собираю. Обе ладони складываете перед собой в виде чашечки.

Будет полное лукошко. Одну сложенную ладонь накрываете другой сложенной ладонью.

Я попробую немножко. Из воображаемого лукошка двумя пальцами другой руки достаете ягодки и кладете их в рот.

Я поем еще чуть-чуть. А теперь, ягодки достаете всеми пальцами, полной ладошкой и отправляете их в рот.

Легким будет к дому путь! Указательные и средние пальцы на обоих руках, имитируя ножки, убегают далеко-далеко.

Публикации по теме:

«Веселый клоун» — дидактическая игра из пробок«Веселый клоун» — дидактическая игра из пробок Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

«Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий по «Школе самовыражения»«Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий по «Школе самовыражения» Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологийЭто целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… )
Опубликовано: 22 декабря 2012 в 12:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… )» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Липина (УИ 46302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД