МААМ-картинки

Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

Алина Лебедева
Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

Методическая разработка : «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

составители:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66 «Белочка» 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна

Публикация «Методическая разработка „Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты. К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе. Поэтому главный принцип, по которому отбираются дети в кружок – это наличие у детей тяжелых нарушений речи.

Цель данного кружка – это своевременная профилактика речевых нарушений.

Занятия по коррекции речевых нарушений, в условиях кружка реализуются через следующие задачи:

1. Развивать речевой аппарат;

2. Формировать правильное речевое дыхание;

3. Развивать голос и интонацию;

4. Развивать фонематические процессы;

5. Совершенствовать общую и мелкую моторику;

6. Учить ориентироваться в пространстве;

7. Развивать навыки творческого мышления.

В соответствии с задачами были выделены следующие методы, реализации данных задач:

1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 – 3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.

2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.

3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.

4. Развитие фонематических процессов. Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и п.

5. Совершенствование моторики. Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.

6. Обучение ориентации в пространстве. Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

7. Развитие навыков творческого мышления. Цель упражнений - развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей, как необходимой работы формированию предпосылок к обучению в школе, т. ч. навыков развернутого высказывания.

Программа коррекционной работы построена в соответствии с принципами:

1. Концентрическим – это означает, что ознакомление детей с определенной с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;

2. Принцип единства диагностики коррекции азвития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.

Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально – волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.

3. Дидактические принципы:

- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

- принцип индивидуализации и гуманизма.

4. Специфические принципы:

- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5 – 7 лет;

-принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

-принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

Ожидаемые результаты:

• улучшение произношения отдельных звуков;

• дифференциация звуков речи;

• различение звукового состава слов;

• выделение ударного слога;

• активизация общения;

• укрепление мелкой моторики;

• развитие ориентации в пространстве, в собственном теле;

• организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.

Структура и содержание занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть направлена на профилактику речевых нарушений, вторая часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование моторики. Общая продолжительность занятия – 25 минут.

Первая часть занятия состоит из следующих этапов (13мин.) :

• упражнения для выразительности мимики, жестов, движений (2мин.);

• артикуляционные упражнения (4мин.);

• дыхательные упражнения (2мин.);

• развитие речевого голоса и интонации (2мин.);

• развитие фонематических процессов (3мин.).

Вторая часть состоит из следующих этапов (12мин.) :

• совершенствование мелкой моторики (3мин.);

• развитие ориентации в пространстве (4мин);

• развитие навыков творческого мышления (5мин.).

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся проведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.

КОНСПЕКТ

Тема: «Звук [А]»

Цель: Профилактика речевых нарушений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучить плавному свободному выдоху;

- развивать выразительность мимики, движений, голоса;

- развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно - развивающие:

- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать у детей усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинка врач слушает мальчика.

Лексико – грамматический материал: слова, стихи.

План занятия :

1. Организационный этап.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Введение звука.

4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

7. Деление слов на слоги.

8. Беседа об осени.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.

11. Итог занятия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Логопед : Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.

-Молодцы, садитесь на места.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Наше занятие мы начнем с артикуляционной гимнастики. Нам нужно размять наш язычок и губки, чтобы мы могли хорошо разговаривать. Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удерживаем.

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Логопед : Следующее наше упражнение - «Лягушка». Давайте улыбнемся так, чтобы были видны наши зубки. Сначала посмотрите, как выполняю упражнение я, а потом сделаем все вместе.

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем в «слоника», сомкнем губки и вытянем их вперед. Логопед показывает, дети выполняют по образцу.

Буду подрожать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Дети выполняют каждое упражнение по 4-5 раз, после показа логопеда.

3. Введение звука.

Логопед : Дети, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

Дети: Доктор слушает мальчика.

Логопед : Правильно. А что мы произносим, когда доктор смотрит наше горлышко?

Дети: Аааа.

Логопед : Правильно, звук [а]. Давайте все вместе произнесем звук [а].

Дети с логопедом произносят звук [а].

Дети: Ааааа.

Логопед : Молодцы! А что делают наш ротик, когда мы произносим звук [а]?

Дети: Широко открыт.

Логопед : Правильно ротик широко открыт. А что делает наш язычок?

Дети: Лежит.

Логопед : Правильно, язычок лежит за нижними зубками. Молодцы! Значит, когда мы произносим звук [а], то наш ротик широко открыт, язык лежит за нижними зубками.

4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.

Логопед : Давайте с вами широко откроем ротик и попробуем разбудить наш голосок. Я начну, а вы продолжите.

Громким голосом произносим: Ааа!

Средним голосом произносим: Ааа!

Тихим голосом произносим: Ааа!

Дети по образцу логопеда произносят звук [а] сначала громко, потом средне и тихо. Итак, по 4-5 раз.

Логопед : Молодцы, вы хорошо справились.

5. Дыхательная гимнастика.

Логопед : Вот мы с вами произносили звук [а], а теперь давайте с вами попробуем его подышать.

А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].

Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.

Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].

Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

Логопед : А) Дети, у меня для вас есть очень интересная игра. Давайте представим, что наши колени это клавиши от пианино. Сейчас мы положим ручки на колени и попробуем проиграть песенку «А». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.

Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [а] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [а] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.

Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [а] : аа – аа; потом 3 раза: ааа – ааа. Дети повторяют за ним.

Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.

Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала а-а-а-а; аа-аа; ааа-ааа.

В) Молодцы! Ребята посмотрите, как я умею звать слова. Аня!

Логопед произносит слово, выделяя звук [а]. Все слова подбираются так, чтобы звук [а] находился в начале слова и был в сильной позиции.

-А вы хотите научиться звать слова?

Дети: Да.

Логопед : Тогда повторяйте за мной.

Логопед по очереди произносит слова, выделяя звук [а]. (Аист, арка, азбука, ангел, август).

7. Деление слов на слоги.

Логопед : Молодцы, вы хорошо справились. А вы знаете, что слова можно не только звать, но можно и отхлопывать. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово аист. Логопед показывает, как правильно можно отхлопать слово.

Логопед : А-ист. А теперь давайте попробуем еще раз, отхлопать слово аист.

Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: арка, азбука, ангел, август.

8. Беседа об осени.

Логопед : Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед : Правильно. А что люди собирают осенью?

Дети: Урожай.

Логопед : А какой урожай они собирают?

Дети: Овощи.

Логопед : Правильно. А какие овощи вы знаете?

Дети: морковка, капуста, помидор, огурец и тд.

Логопед : Молодцы. А где растут овощи?

Дети: На грядке.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

Логопед : Правильно. Ребята, а послушайте и посмотрите, какое хорошее и красивое стихотворение я знаю об огороде и овощах.

В огород пойдем, (Маршировать на месте)

Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)

Щавеля нарвем немножко ("Рвут")

И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.

Логопед : Ребята, давайте сейчас с вами поиграем в очень интересную игру. Посмотрите, вот это ковер. Давайте договоримся. Там, где мы стоим, - это низ ковра. Противоположная сторона – это вверх ковра.

Педагог встает в цент ковра.

- По моей команде вы должны встать там, где я скажу.

- Внимание! Встаньте вверх ковра.

- Где вы стоите? (Вверху ковра.)

- Встаньте в низ ковра.

- Где вы стоите? (В низу ковра.)

- Девочки, встаньте вверх ковра.

- Где стоят девочки? (Вверху ковра.)

- Где стоят мальчики? (В низу ковра.)

Логопед учит детей ориентироваться в понятиях вверх и низ.

11. Итог занятия.

Логопед : Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!

Публикации по теме:

План работы на летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении " План работы на летний оздоровительный период" в дошкольном образовательном учреждении Цель работы: Сохранение и укрепление физического.

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Авторская позиция: По моему мнению, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (1 часть) СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…. 3 ГЛАВА I. Научно-теоретические основы проблемы исследования….….6 1.1. Здоровьесберегающих.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (3 часть) 3. Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия. Используется 2 – 4 раза в месяц. Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения,.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (2 часть) ГЛАВА II. Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок» 2.1. Здоровьесберегающие.

Обобщение опыта работы по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний,.

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении .

«Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении» (опыт работы) Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают.

Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы) Самигуллина Светлана Павловна Ст. Восп. МБДОУ д\с присмотра и оздоровления №20 для детей с туберкулезной интоксикацией функционирует с.

Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 3 марта 2016 в 21:40
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД