Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО

Лана Харина
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха

В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности (в основном образовательном процессе и режимных моментах) за счет применения специальных технологий и упражнений. Особое значение в планировании и осуществлении коррекционной работы воспитатели уделяют отработке словаря по всем видам деятельности.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО» размещена в разделах

Цель – организация среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи коррекционно-развивающего обучения решаются также и в процессе организации воспитательно-образовательной работы по разным направлениям образовательного процесса:

• Сенсорное воспитание

Формировать у детей все виды восприятия : зрительное, тактильно-двигательное. Формировать полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении пространстве и времени. Обогащать и расширять словарь. Стимулировать развитие всех сторон речи.

Надуем шары

Цель. Вызвать у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждать к поиску причины нарушения; создавать интерес к устранению причины; закрепить название основных цветов: синий, жёлтый, красный, зелёный, обозначая их табличкой.

Оборудование. Семь воздушных шаров разных по цвету (один шар – с дырочкой, верёвочки.

Речевой материал. Шар, дырочка, почему? Какой по цвету шар? Верно.

Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает шар полностью, завязывает и кладёт на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у детей, почему шар спускается, побуждая их найти причину. Вызывает ребёнка и подставляет его руку к тому месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку. Педагог предлагает каждому ребёнку удостовериться откуда выходит воздух. Открывается дверь и младший воспитатель вносит связку надутых шаров. Педагог раздаёт детям шары, предварительно спрашивая: «Какой по цвету шар?» Затем даёт оценку деятельности детей.

• Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Основная задача –формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни; понимание простейших причинно-следственных связей между предметами или явлениями через непосредственное общение ребенка с воспитателем с помощью речи. Активизация самостоятельного мышления детей. Развитие и формирование устной речи.

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко, схемы (пиктограммы, отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты, что это? огурец, помидор, лимон, яблоко, будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы, читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий, растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т. д.

«Угадай животное»

Цель. Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки-наголовники с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель : Где живёт?

Первый ребё нок: Живёт около дома.

Воспитатель : Где спит?

Второй ребё нок: спит в сарае.

Воспитатель : Что ест?

Третий ребё нок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель : Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

• Формирование элементарных математических представлений

Развиваются все функциональные составляющие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Большое внимание уделяется развитию логических операций (анализ – синтез, сравнение, замещение, классификация, обобщение, абстрагирование – конкретизация) и качеств мышления (самостоятельность, гибкость, оригинальность, широта, глубина, критичность). Формируются навыки само- и взаимоконтроля интеллектуально-познавательной деятельности, механизмы произвольной регуляции, навыки знаково-символической деятельности.

«Какой по цвету?»

Цель. Развивать элементы логического мышления. Активизировать фразовую речь детей.

Оборудование. Муляжи овощей и фруктов, карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов, набор цветных вкладок, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Красный помидор, зелёный огурец, коричневый картофель, жёлтый лимон, оранжевый апельсин, будем играть.

Ход игры. На доске закреплены картонные карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов (помидор, огурец, картофель, лимон, апельсин, на столе педагога лежат цветные вкладки (красного, зелёного, жёлтого, оранжевого, коричневого цвета). Педагог достаёт яркую коробку, в которой находятся муляжи овощей и фруктов.

Педагог: Там овощи и фрукты. Будем играть в игру «Какой по цвету?»

Вызывается один ребёнок. Педагог завязывает ему глаза, достаёт из коробки помидор и предлагает его ребёнку для ощупывания. Задача ребёнка состоит в том, чтобы на ощупь определить предмет, выделить в качестве его основного признака цвет и назвать его (не называя сам предмет).

После ощупывания педагог прячет предмет в мешочек. Снимает повязку с глаз ребё нка и спрашивает: Какой по цвету?

Ребё нок: Красный.

Педагог: Возьми красный цвет.

Ребёнок берёт со стола вкладку красного цвета, находит среди силуэтов овощей и фруктов, закреплённых на доске, тот овощ или фрукт, который, по его мнению, имеет красный цвет (в данном случае это помидор). Затем вставляет вкладку в карман, «раскрашивая» предмет.

Педагог: Что это? И предлагает ребё нку составить с помощью табличек фразу: «Это красный помидор», и прочитать её. Затем просит ребёнка достать из мешочка спрятанный предмет и сравнит его с «раскрашенным» овощем. В конце даёт оценку работе ребё нка: «Верно. Одинаково. Ты думал хорошо».

Это задание педагог предлагает выполнить каждому ребёнку с другими предметами.

• Приобщение к социальному миру

Во время ОД по приобщение к социальному миру детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения; формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций.

«Достань, что лежит в трубке»

Цель. Продолжать развивать умение решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; узнавать овощи в силуэтном изображении и называть их, подкладывая к табличкам; понимать слово с обобщающим значением ''Овощи ''

Оборудование. Воздушный шар (надутый, бумажная трубка, силуэты

овощей (вырезанные из бумаги, стул, палка.

Речевой материал. Шар, трубка, стул, бумага, овощи, лук, морковь, свёкла, картофель, капуста, помидор.

Ход игры. На стене висит воздушный шар (так, что, стоя на полу, ребёнок не может достать его). К шарику привязана бумажная трубка (в трубке лежат скомканные силуэты овощей). Чтобы достать шарик с трубкой, дети должны использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание детей на конечной цели, показывая жестами (что нужно сделать, чтобы достать шарик рукой). Педагог помогает детям осознать промежуточную цель – освободить стул и снять ящик со строительным материалом. После того, как дети с помощью стула достают шарик с трубкой, педагог предлагает выдуть из трубки бумагу, скомканную в комочки. Дети выдувают комочки бумаги, разворачивают и рассматривают.

Каждый ребёнок должен узнать овощ, глядя на силуэт, найти табличку, соответствующую этому овощу и назвать его. Затем педагог, показывая на овощи, делает обобщение: ''Это овощи'' и даёт оценку действиям детей.

«Кто дома?».

Цель. Развивать элементы логического мышления, внимание умением соотносить буквы с различными значками, составляя слова. Закрепить название членов семьи.

Оборудование. Наборное полотно в виде дома, картинки с изображением членов семьи, карточки с закодированными словами, таблица со значками, обозначающими буквы, ручки, бумага, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Что это, дом, кто это, бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, семья.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на наборное полотно в виде дома, где в одном из окон дети видят бабушку (картинка). В остальных окнах находятся карточки с закодированными словами. Педагог раздаёт детям карточки и просит отгадать закодированное слово, обращая при этом внимание на таблицу со значками. Когда дети отгадают слова и напишут их на бумаге, то находят соответствующие картинки с изображением членов семьи, называют и помещают в свободные окна. В конце педагог задаё т вопрос: «Кто дома?». Дети отвечают на вопрос, называя всех членов семьи.

• Музыкально-развивающая деятельность

Воспитатель и музыкальный работник развивают музыкальный слух, способствуют выполнению музыкально-ритмических движений, развивают голос.

Образовательное содержание адаптируется коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)

«Угадай, что в бутылке»

Цель: формировать умение узнавать источник звука на слух, развивать слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.

Оборудование: 2-3 непрозрачные бутылочки одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью, монетами, крупой и т. д. Ещё одна бутылочка, где находится 1 из наполнителей. Карточки с изображением наполнителей и названиями на обратной стороне.

Ход игры: педагог называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнок должен отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую карточку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

«На чем играл Мишка?»

Цель: формировать умение различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный мишка (зайка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает ребёнку самому извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Мишка (Зайка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а ребёнок должен будет угадать, на чем Мишка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от ребёнка Мишку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Мишка. Ребёнок отвечает или показывает.

Речевой материал: Мишка (Зайка, кукла, слушайте, барабан, гармошка)

• Приобщение к физической культуре

Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия по приобщению к физической культуре реализуются и коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений, совершенствование ориентировки в окружающем пространстве; предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье); развивают двигательные качества; включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения на дыхание.

Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и индивидуальных достижений в физическом развитии детей.

«Услышал - беги»

Цель: Развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию.

Оборудование: бубен (можно заменить пластиковой бутылкой с горохом или музыкальным инструментом, позволяющим издавать длительные звучания разной громкости).

Ход игры: ребёнок стоит, повернувшись к педагогу. Педагог объясняет: «Слушайте. Если я буду тихо играть – идите, если громко – бегите!» и показывает, как это делать. Затем ребёнок подражает действиям педагога.

Речевой материал: будем играть; бубен, слушайте, тихо, громко, идите, бегите.

• Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, конструирование)

На ОД по изобразительной деятельности дети в свободной форме учатся выражать свои представления и впечатления с помощью изобразительных средств.

Развивают имеющиеся у детей образные представления о разнообразных объектах и явлениях окружающего мира. Развивается способность к наблюдению, формируются навыки обследования. Практическая деятельность детей с разнообразными художественными материалами, отличающимися разнообразием изобразительных возможностей и фактур, обеспечивает обогащение сенсомоторного опыта детей, развитие тонкой моторики, формирование кинестетической основы движения, укрепление мускулатуры верхнего плечевого пояса. Развиваются познавательные психические процессы. Формируются навыки само- и взаимоконтроля деятельности, механизмы произвольной регуляции.

«Нарисуй целое»

Цель: Развивать умение оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета. Формировать потребность использовать в речи знакомый словарь.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза, бумага, фломастеры, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем рисовать, что ты нарисовал, я нарисовал

Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми разрезные картинки, и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети рисуют, а затем называют предмет, который нарисовали. После этого педагог просит сложить картинку, снова её нарисовать и назвать самостоятельно.

Педагогические технологии развития детей с нарушением слуха имеют специфические особенности. Процесс развития слабослышащих детей обусловлен тем, что ранняя потеря слуха у детей приводит к тому, что словесная речь у них не развивается совсем, или формируется замедленно и со значительными отклонениями, препятствующими налаживанию нормальных словесных контактов с окружающими людьми. Всё это оказывает существенное влияние на познание слабослышащими детьми окружающего мира и ориентировку в нём, на формирование мышления и психику, на уровень социальной адаптации. Мы как педагоги должны создать максимально комфортную среду для таких детей в своем ДОО.

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы» Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей.

Проект «Социально-педагогическое сопровождение биологической семьи воспитанников Центра помощи детям» Кравченко Татьяна Анатольевна, методист службы сопровождения замещающих семей МБУ «МЦПД» Ефремова Ольга Михайловна, социальный педагог.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования в группе кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.

Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО
Опубликовано: 19 мая 2019 в 17:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД