Папки-передвижки

Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование интереса и потребности в чтении детей 4-го года»

Елена Николаевна Дорогина
Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование интереса и потребности в чтении детей 4-го года»
▼ Скачать + Заказать документы

Раскрытие содержания работы

Чтобы приступить к работе по теме, я изучила методический материал, статьи в периодической печати, современные технологии по данной теме, имеющиеся в ДОУ, обогатила развивающую среду: организовала в группе выставку книг, изготовила книжки-раскладушки, дидактические игры, собрала подборку картинок, иллюстраций к потешкам, загадкам, песенкам. С помощью родителей я оформила в группе «Центр детской книги» в виде русской избы, в которой мы постарались передать быт русского народа с помощью старинных самоваров; вышитых салфеток, полотенец, скатерти; домотканной дорожки, глиняной крынки и лаптей.

Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы „Формирование интереса и потребности в чтении детей 4-го года“» размещена в разделах

Параллельно с этим, проводилась образовательная информационная работа с родителями. Проведя анкетирование «Что Вы знаете о фольклоре», я пришла к выводу, что для многих родителей фольклор это - русские народные песни, танцы, сказки, и совсем немногие знают о малых фольклорных формах. Поэтому я решила провести родительское собрание «Малые фольклорные формы в жизни ребёнка». На собрании родители познакомились с разными жанрами фольклора, а так же с их значением для развития речи детей, воспитании и обучении детей в домашних условиях. Для родителей я провела консультации «Значение малых фольклорных для развития речи детей» и «Роль малых фольклорных форм в воспитании и обучении детей». В уголке для родителей регулярно появлялась информация о том, как правильно использовать малые фольклорные формы, чтобы научить детей аккуратно умываться, самостоятельно одеваться и др; в уголке «Читайте детям» предлагались списки литературы для чтения детям дома.

Свою работу по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами я организовала в разных формах организации детей : НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей.

В процессе НОД по ознакомлению детей с художественной литературой я помогала детям запомнить потешки («Котик», «Ты, мороз, мороз» и др., выразительно исполнять знакомые потешки («Петушок», «Водичка», учила отгадывать описательные загадки, помогала запомнить поговорки, заклички. В предварительной беседе, я объясняла детям значение новых слов, которые могут встретиться в произведении. Для более эффективного запоминания детьми новой потешки, я использовала такой приём, как обыгрывание: сопровождала чтение действием игрушки, использовала картинки, иллюстрации, маски различных персонажей. Например, при заучивании с детьми потешки «Котик» использовала игрушку «кота». Во время чтения потешки делала динамический акцент на фрагменты текста (например, говоря о котике «котик, серенький лобок» - показывала именно эту часть игрушки). Инсценирование потешек помогало мне добиться наилучшего понимания их содержания детьми. В ходе прослушивания и инсценировки текста, я поощряла и стимулировала действенное участие детей, их активное вхождение в развёртывающиеся действия («позови котика», «погладь», «убаюкай» и др., обращала внимание на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях: «Как у котика усы удивительной красы» или «Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок. Нарядился». При ознакомлении детей с описательными загадками я использовала фигурки животных: петуха, лошадки, собачки и др. Для каждой фигуры подбирала свою загадку: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой» и др. Такая форма работы с загадками не вызывала у детей больших затруднений, т. к. перед глазами находились загадываемые предметы. В дальнейшем я учила детей отгадывать загадки по собственному представлению. В каждое занятие я старалась привнести элемент артистичности, индивидуальности в исполнение народных произведений. Чтобы занятия проходили как яркое общение с детьми, я использовала сказочный персонаж «Бабушки - Загадушки».

Работу по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами я включала и в другие виды НОД. Например, в НОД по художественному творчеству для эмоционального настроя детей, я использовала загадки, потешки, песенки (например, «Светит солнышко» - потешку «Солнышко-вёдрышко» /рисование/; «Цыплята» - русскую народную песенку «Вышла курочка гулять…» /аппликация/; «Как зайка от лисы спрятался - загадку «Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык»/ рисование/; «Чудо овощи» - загадки об овощах /лепка/). В НОД «Коммуникация» для закрепления правильного и отчётливого произношения звуков читала детям и проговаривала вместе с ними русские народные песенки (например, для закрепления произношения звука «а» - «Ладушки-ладушки»; звука «и» - «Ай, качи, качи, качи!», «Киска, киска, киска, брысь!») и др. В НОД «Познание» (ознакомление с окружающим миром) для мотивации использовала загадки о транспорте, об окружающих предметах и др.

Потешки, песенки помогали мне привить положительное отношение детей и к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и др. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, стали для детей наиболее интересными. Например, причёсывая девочек, чтобы вызвать радостное настроение, я сопровождала этот процесс словами потешки «Расти коса до пояса». При умывании детей пользовалась соответствующими маленькими стишками «Водичка, водичка». Удачно подобранные потешки : «На моей тарелочке - пушистая белочка…», «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли, не ворчите вы кастрюли…» помогали и во время кормления детей. Даже те дети, которые обычно отказывались от еды, начинали есть с удовольствием. Одеваясь на прогулку, дети внимательно слушали потешку «Вот они сапожки…», а засыпали под потешку «Вот и люди спят, вот и звери спят…». После таких коротких обыгрываний, дети легко запоминали песенки, потешки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры «Семья», как бережно относились к своим игрушкам. В своей речи я старалась чаще использовать пословицы, поговорки, так как в них открываются детям некоторые правила поведения, моральные нормы. С помощью пословиц я выражала поощрение, деликатно высказывала порицание, осуждала неверное или грубое действие: «Поспешишь - людей насмешишь», «Сделано наспех - сделано на смех» и др.

Проводя с детьми наблюдения, я предлагала детям послушать пословицы, поговорки, загадки. Их образный язык помогал выделить особенности явления, определить качество предмета, усилить эстетическое восприятие природы, Например, организуя зимой наблюдение за льдом, я использовала загадки «Прозрачен, как стекло, а в окно не вставишь»; «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; использовала пословицы «Береги нос в большой мороз» и др.

Чтобы углубить и уточнить знания детей, полученные в процессе НОД, в свободное от неё время, я проводила с детьми игры и упражнения: «Кто это и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Доскажи словечко»; индивидуальную работу. Дети самостоятельно рассматривали иллюстрации в книгах, картинки.

Подводя итог, можно сказать, что в результате проделанной работы, у детей появился интерес к малым фольклорным формам. Дети с удовольствием слушают произведения малых фольклорных форм, стараются применять их знание в игре, в беседе.

Перспективой на будущее является продолжение работы по теме.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по реализации проекта «Район, где я живу»Фотоотчёт по реализации проекта «Район, где я живу» Информационный проект "Район, где я живу", проводимый в старшей группе, включает в себя такие направления в работе:Работа с родителями. -Анкетирование.

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование интереса и потребности в чтении детей 4-го года»
Опубликовано: 6 января 2015 в 13:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование интереса и потребности в чтении детей 4-го года»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Дорогина (УИ 286453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД