МААМ-картинки

Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»

Людмила Михайловна Островская
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»

Урок технологии 5 класс

Тема: «Текстильные материалы

и их свойства»

Тип урока : Открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель - Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;

Задачи:

Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.

Публикация «Методическая разработка урока технологии в 5 классе „Текстильные материалы и их свойства“» размещена в разделах

Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;

- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.

Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.

Планируемый результат:

Предметные умения

-Понимание понятия свойства тканей,

-понимание сформированности свойств тканей по группам

- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Методы и формы работы

Методы : беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.

Формы :Фронтальная, групповая.

Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, игольницы, ручные иглы, утюг, гладильная доска, колбы с водой.

Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность

-Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у столов красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок сейчас начнём.

-Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.

- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?

- Любите ли вы загадки, легко ли вы их отгадываете? Сейчас проверим.

1. Широка да тонка

Надувает бока,

Весь день на мне ездит,

Не слезая сидит,

А ночь придёт-

Свернётся и спит. /рубашка/

2. Если станет холодать,

Меня надо надевать.

Лишь усядусь на макушку-

Не замёрзнут ваши ушки! /шапка\

3. Одень меня на голову

Или одень на шею.

Везде смотрюсь я хорошо,

И украшая грею /платок/

4. Носят девчёнки,

Носят мальчишки

В жаркое время

Штаны – коротышки. /шорты/

5. От холода и снега

Согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? \шубку/

- Как одним словом можно назвать все отгадки? /одежда/

- Из чего шьют одежду? /ткани/

II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока (7 мин)

Цель:

1. Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.

2. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.

- Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

- Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках?

- Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

- Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная?

- Молодцы!

- Вы любите красиво одеваться?

- Одежда, которую вы носите должна быть какой?

- А какой должна быть одежда для школьника?

- Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё)

-Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.

И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели.

- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?

- Какой будет тема урока? (Свойства тканей)

-Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.

- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани?

-Какую поставим цель?

- Цель урока :

Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?

-Попробуйте предположить.

III. Открытие нового знания. (7 мин)

Цель:

Формирование представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы.

Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.

• Все свойства тканей можно разделить на три группы.

Механические свойства :

- Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.

- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон.

- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил.

- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т. д.)

Гигиенические (физические) свойства тканей

-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна

защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность

ткани, тем теплее одежда.

Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.

- Усадка

Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?

– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке.

• И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.

• Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.

-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.

-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:

1. Выбрать организатора группы.

4. Все члены группы равны.

5. Все должны проявлять активность в работе.

6. Нести ответственность за результат работы.

- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист.

Ф. И.

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая

-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.

- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Механические:

- прочность

-сминаемость

- драпируемость

Гигиенические:

- гигроскопичность

- теплозащитность

- воздухопроницаемость

Технологические :

- осыпаемость нитей

- усадка

-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.

- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама

- Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга.

- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).

- Делаем вывод: усадка значительная.

Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты.

Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.

VI.

Обобщение и систематизация знаний

(4 мин)

Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).

Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

«ДЕРЕВО УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ»

По окончании урока дети прикрепляют листья, цветы, плоды на дереве:

Плоды – урок прошёл полезно, познавательно;

Цветок – урок прошёл неплохо;

Листок зелёный- уроком не совсем удовлетворён

Жёлтый- урок не понравился, было скучно.

Публикации по теме:

Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.

Методическая разработка образовательной деятельности «Воздух и его свойства» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Воздух и его свойства». (занятие разработала Гавриш Н. М. воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Методическая разработка Опытно -экспериментальная деятельность «Свойства воздуха» Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности.

Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала» Содержание 1. Введение 2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ. 3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала 4. Заключение.

Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек» Методическая разработка Предмет: Развитие речи и альтернативная коммуникация Для детей 1-х классов с умеренной умственной отсталостью.

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание» Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже. ПРИТЧА.

Методическая разработка урока по основам социальной жизни «Множество решений» Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель МОУ «С (К)ОШИ №4 первой квалификационной категории, г. Магнитогорск, Челябинская область Вид.

Методическая разработка урока по теме «Пасха» Цель: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике. Учебные задачи,.

Разработка урока ОБЖ в 6 классе «Первая медицинская помощь при травмах» МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области Выполнил: преподаватель-организатор.

Разработка урока по русскому языку в 4 классе «Повторение изученного о глаголе» Технологическая карта урока Общая часть Предмет: Русский язык Класс: 4 Тема урока: «Повторение изученного о глаголе» Дидактическая цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 21:31
+92Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД