Лучший педагог года

Урока технологии в 7-м классе «Вязание крючком»

SvetlanA
Урока технологии в 7-м классе «Вязание крючком»

Методическая разработка урока технологии в 7-м классе «Вязание крючком»

Тема: «Вязание крючком: традиции и современность». Тип урока: Урок формирования (усвоения) новых знаний

Цель: пробудить интерес к распространенному виду рукоделия - вязание крючком. Используемая технология (способы организации учебной деятельности): технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.

Планируемые результаты:

предметные метапредметные личностные

Публикация «Урока технологии в 7-м классе „Вязание крючком“» размещена в разделах

ориентироваться в разнообразии техник вязания крюком, ознакомиться с инструментами, приспособлениями, материалами и условными обозначениями для вязания крючком познавательные: построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей;

регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. формирование личностно-смысловых установок.

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика

1. Актуализация необходимых знаний 6 мин.

Выставка изделий связанных крючком работниками Лицея.

- Обратите внимание на выставочные работы. Что вы можете сказать об этих работках?

- Как вы думаете, что объединяет эти изделия? Обратите внимание на стенд с фотографиями и подумайте, для чего я их здесь разместила?

Демонстрирует корзину с крючками, пряжей, журналами по вязанию, таблицами условных обозначений для вязания крючком.

- Как вы думаете, что находится в этой корзине?

- Кто знаком с этим видом рукоделия?

- Кто из вас умеет вязать?

- Как вы думаете, у вас получится научиться вязать?

- Что для этого нужно? Рассматривают работы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

2. Мотивация познавательной деятельности 5 мин.

По окончанию урока попробуйте ответить на вопрос: Вязание крючком вид распространенного рукоделия или декоративно-прикладное творчество?

Предлагаю взять крючки и попробовать связать, …. пару воздушных петель. Что получается?

Предлагаю отправиться в удивительный круиз по планете вязания крючком, а начать его со станции исторической.

Как определим тему нашего сегодняшнего занятия?

Пробуют выполнить задание.

Вязание крючком: традиции и современность. Слайд №1

Записывают в тетрадь тему урока.

3. Организация познавательной деятельности 18 мин

Прием "Инсерт" (Выдаются оценочные листы)

Перевод аббревиатуры: Слайд №2

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Учащимся выдается: Слайд №3-4 10 мин.

- 4 текста о вязании крючком, каждый текст промаркирован цветным стикером (красный, желтый).

- листы для ответов с таблицей

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.

V + —

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста. Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Экран отключить на 10 мин.

Читают выборочно записи из таблицы.

Физкультминутка.

Класс делится на 2 группы (красные и желтые). Выбираем судью. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Игра «Брейн –ринг» Слайд №5

Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Рефлексия. Используются данные, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Вопросы по тексту:

1. Какой экспонат обнаружили археологи при раскопках древних городов? Слайд №6 --- 7

2. Зачем на детском носке, найденном при раскопках древнего города вывязан отдельно большой палец? Слайд №8 ---9

3. Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания? Слайд №10 ---11

4. На территории, какой современной страны возникновение вязания относят к 3 веку нашей эры? Слайд №12 --- 13

5. Кто изначально занимался этим ремеслом? Слайд №14 -- 15

6. Перечислите ассортимент вещей, которые можно связать крючком? Слайд №16 --- 17 Слайд №18---19

7. Где и когда впервые была создана система записи рисунков? Слайд №20 --21

8. Какие системы условных обозначений видов петель в мир существуют? Слайд №22

(Как до создания системы записи рисунков, передавали от поколения и к поколению.)

Хорошо поработали, давайте заполним оценочные листы. Слайд №23

Какие выводы вы можете сделать по итогам работы с текстами?

Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.

Чтобы понять, что такое схема откройте любой журнал или книгу по вязанию крючком. Что Вы видите? Не бойтесь, вы в этом легко разберётесь!

Каждая петля имеет свое условное обозначение. Их не так уж много. Рассмотрите таблицу условных знаков и дома вклейте её в тетрадь.

Подробное описание дается практически в любом пособии по вязанию, главное хорошо разбираться в обозначениях и не путаться с определениями. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

Заполняют таблицу

Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

Детский носок с отдельно вывязанным пальцем.

Для обуви с ремешком между пальцами.

Египет

Нынешнее Перу

Мужчины.

Платья, кардиганы, свитера, болеро или нежные накидки, сумки, кошельки, ремни, ожерелье, серьги, шляпки, зонтики.

В Голландии в 19 веке н. э.

Британская и американская.

Заполняют оценочные листы, считают количество полученных баллов

Учащиеся отвечают на вопрос.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Отвечают, высказывают предположения.

Открывают журналы вязания крючком.

Отвечают на вопрос: «Какие-то палочки, кружочки, крестики»

Анализируют таблицу, соотносят условные обозначения и определения, используемые в вязании крючком.

4. Подведение итогов. 3 мин.

Скажите, какой проблемный вопрос в начале урока я задала вам и просила ответить в конце нашего занятия?

Используйте справочный материал. Слайд №24-25 Вязание крючком вид распространенного рукоделия или декоративно-прикладное творчество?

5. Рефлексия 6 мин.

Слайд №26 Подводя итог я предлагаю командой составить стихотворение из пяти строк используя прием «Синквейн» и выразить свое отношение к Вязанию крючком:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Легких петель вам и отличного настроения! Выполняют задание.

Зачитывают получившиеся стихотворения.

6. Домашнее задание.

Выучить условные обозначения и определения, используемые при вязании крючком.

Написать мини сочинение (эссе) «5 причин для чего нужно научиться вязать».

Приложение 1

Оценочный лист

ФИО ___

Класс ___

"Инсерт"

I —interactive (интерактивная).

N —noting (познавательная).

S — system for (система).

E —effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T —thinking (и размышления). За каждый ответ, записанный в таблице 1 балл 1--1--1

1--1--1

"Брейн-ринг" За каждый правильный ответ на вопрос 1 балл 1- 1

2-1

3-1

4-1

5-1

6-1

7-1

8-1

9-1

Шкала перевода баллов в отметки

Отметки Число баллов, необходимое для получения отметки

«5» (отлично) 10-9

«4» (хорошо) 8-7

«3» (удовлетворительно) 6-5

«2» (неудовлетворительно) Менее 5

Дополнительная «5» (отлично) Более 10

Итоговая отметка ___

Приложение 2

Приложение 2

Текст №1

Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. По одним источникам, первое полотно, связанное крючком, датируется 16 веком, по другим данным – вязание крючком гораздо более древний вид рукоделия.

Первое письменное упоминание этого вида рукоделия (можно сказать, что история рукоделия с этого и начинается) найдено в мемуарах 1899 года Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

Первые инструкции и узоры обнаружены в голландском журнале по вязанию P n lop в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают публикацию 1847 года A Winter’s Gift, в который содержатся подробные инструкции по исполнению приёмов вязания крючком, в то же время, когда основы других видов рукоделия для читателей не разъясняются. Описание вязания крючком в Godey’s Lady’s Book в 1846 и 1847 годах появились ещё до принятия унифицированных схем в 1848 году.

Изначально это было тонко заточенная деревянная палочка. Гораздо позже появилась согнутая головка, которая, модифицировавшись, дошла до наших дней.

Также некоторые специалисты полагают, что изначально вязание крючком было исключительно мужским занятием. Мужчины вязали рыболовные сети.

Когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер

Однако вскоре женщины поняли, что крючок можно применять и в быту. Так, с помощью крючка ирландские мастерицы научились копировать фламандское игольное кружево. Теперь такой вид вязания мотивов тонкими нитями получил название ирландского. Родоначальницей ирландского кружева считается мадемуазель Риего дела Бланшардье, в 1846 году она опубликовала свою первую книгу, в которой приводила схемы и инструкции вязания крючком элементов кружева.

Во многих музеях костюмов и моды представлены прекрасные образцы тончайшей работы мастериц вязания ирландского кружева. Мода на ирландское вязание продержалась в Европе и в Америке вплоть до Первой Мировой войны. Позже, в 30-е годы, крючком начали вязать из шерстяных ниток женские и детские вещи – кофточки, платья, юбки, блузки, головные уборы.

После Первой мировой войны в США начинаются массовые выпуски журналов по вязанию, в том числе и крючком.

Текст №2

Кроме очевидной пользы вязание привлекает людей разных возрастов и образа мышления свободой выбора: каждый останавливается на технике, в большей степени отвечающей его вкусам.

Рукоделие при помощи спиц располагает множеством узоров, однако, независимо от эпохи всегда актуальны три основных разновидности.

Во-первых, потрясающие косы: узкие и широкие, простые и сложные, комбинированные - способные украсить в основном зимние варианты одежды.

Во-вторых, удивительной красоты ажурные узоры, удачно вписывающиеся как в межсезонье, так и в период знойного лета. Они являются базой для соблазнительных купальников, нежных кофточек и способны удовлетворить вкус любой, даже самой привередливой особы.

Наконец, третья неустаревающая разновидность вязки спицами – это жаккард. Вещь, выполненная с использованием данной техники, представляет собой комбинацию различных цветов и изображений, порой даже целые картины, воссозданные на полочке пуловера или платья.

Что касается вязания крючком, то здесь можно выделить ряд преимуществ. Начать хотя бы с того, что руке гораздо удобнее держать именно крючок. Далее: по сравнению с вязанием спицами «тонконогим» инструментом создавать вещи намного быстрее. Коллекция узоров несколько шире, да и готовые изделия выходят более прочными.

Наиболее ходовым является выполнение работы простым крючком. Чаще всего на этом познания древнейшей вехи рукоделия и заканчиваются. Но любительницы рукотворного искусства просто не представляют, какой красоты лишают себя и своих близких.

Вот, к примеру, тунисское вязание. Требует использования специального длинного крючка. Овладев данной техникой, можно получить монолитные полотна, не подверженные распусканию и деформации контуров. Она идеально подходит для создания повседневной плотной одежды. Весомое отличие тунисской техники от обычной состоит в том, что петли, участвующие в работе, постоянно находятся на крючке, невольно напоминая особенности вязания на спицах.

Достаточно оригинальным является вид рукоделия, осуществляемый при помощи вилки – разумеется, не той, что предназначена для приема пищи, а особенной, «двурогой». С ее помощью создают полоски нужной длины с располагающимися по бокам вытянутыми петлями. Последние служат местом соединения полученных фрагментов друг с другом.

Роскошный гипюр, нежное фриволите, неподражаемые вологодские кружева – невозможно перечислить все техники, ведь каждая из них заслуживает внимания. С полной уверенностью можно сказать только одно: однажды отправившись в круиз по планете вязания, вернуться в пункт отправления уже вряд ли получится.

Текст №3

Момент возникновения искусства создания из нитей пряжи настоящих шедевров при помощи спиц и крючка доподлинно неизвестен: ввиду специфики исходного сырья вязаные изделия подвержены процессам гниения. Однако назвать вещь, обнаруженную археологами при раскопках древних городов в числе первых, вполне реально. Это был крохотный детский носок, созданный примерно за 2000 лет до н. э. эллинами, связанный по примеру варежки – с отдельным чехлом для большого пальца ноги. Другие исследователи утверждают, будто вязание как вид рукоделия появилось на тысячелетие позже, и родиной его является загадочный Египет.

Лучше всех народов мира навыками древнего искусства обладали жители стран Ближнего Востока. Их умение было по достоинству оценено европейцами: мусульмане работали в дворянских поместьях по найму, обвязывая высокопоставленных особ с семьями с головы до ног. Качество производимой ими одежды вызывало искреннее восхищение. Изделия ручной работы несколько отошли на второй план в конце XVI века, когда на смену ловким человеческим пальцам пришла машина, легко имитирующая труд вязальщиков (изначально данным видом рукоделия занимались мужчины) и вязальщиц. Правда, это касается лишь спиц: техника с использованием крючка ввиду сложности была и остается неподражаемой. С этого момента вязаные вещи стали доступными в цене всем слоям населения. Но полностью затмить рукотворные предметы станку не удалось, ведь данный способ более трудоемкий, а значит – дорогой.

Наравне с Европой вязание развивалось и на русских просторах. Особенно были распространены теплые изделия из шерсти (рукавицы, носки) и ажур. Впрочем, созданием легких витиеватых «паутинок» европейцы увлекались ничуть не меньше – стоит вспомнить брюссельские и ирландские кружева.

Практичность, удобство плюс приятное времяпрепровождение – вот что дарило людям вязание во все времена. Современный век дополнил данный список еще тремя компонентами: превосходное успокаивающее воздействие на нервную систему, оригинальное хобби, развитие чувства красоты и стиля. В наши дни как никогда популярна ручная вязка независимо от используемого инструмента. Изделия из пряжи различной текстуры и качества, с многоцветьем узоров присутствуют в гардеробе практически каждого жителя планеты, пополняют коллекции модных кутюрье. Вяжут даже голливудские звезды! И есть все основания полагать, что этот древнейший вид рукотворного искусства никогда не умрет.

Текст№4

Трудно сказать, что появилось раньше – вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком; вполне вероятно, что первые мастера или мастерицы вязали вообще без инструментов – на пальцах.

Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания, – Египет. Именно в египетских гробницах найдены древние сохранившиеся вязаные вещи: детская туфелька, носок с вывязанным отдельно большим пальцем – для обуви с ремешком между пальцами. По одной из версий, в Европу вязание пришло именно из Египта.

Однако существуют версии, что в античной Европе вязание существовало независимо от стран Востока. Помните гомеровскую «Одиссею»? Пенелопа, ожидавшая Одиссея, отказывала женихам, ссылаясь на то, что еще не закончила свадебный убор – а на самом деле она по ночам распускала то, что днем соткала. Так переведена поэма Гомера. Но некоторые исследователи склоняются к тому, что это либо неверный перевод, либо словом «ткачество» у самого Гомера обозначалось вязание: ведь именно вязание одежды спицами или крючком позволило бы быстро распустить вязаное изделие и использовать нить повторно.

Кроме того, доказано, что древние цивилизации Нового Света тоже имеют свою историю возникновения вязания: вязаные изделия, найденные на территории нынешнего Перу (вязаный пояс с изображением колибри, относятся к 3 веку н. э., но сложнейшая техника исполнения свидетельствует о том, что это ремесло было освоено там гораздо раньше.

В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с 9 века нашей эры и в 12-13 веках изготовление вязаных изделий стало популярным домашним ремеслом, а затем и отраслью промышленности. В северных краях вязали теплую одежду, на Юге – шляпки, зонтики и т. д. Занятно, что вязание было первоначально исключительно мужским ремеслом. (Впрочем, и сегодня есть немало мужчин-мастеров вязания одежды спицами, и их изделия отличаются особой креативностью)

Больше всего интересна история возникновения и развития вязания кружев, достигшее в 18-19 веках поистине уровня высочайшего искусства!

Интерес к ручному вязанию одежды спицами и крючком не снижается – вязаные изделия непременно фигурируют в модных проспектах каждый год, а уж сколько поклонниц и даже, как сказано, поклонников у этого вида рукоделия, и говорить не приходится. Особенно прославилось брюссельское кружево, ставшее в свою очередь образцом для ирландцев: вязаные крючком изделия ирландских кружевниц – настоящие шедевры. К 19 веку относится и создание системы записи рисунков вязания. Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии; к настоящему времени существует две унифицированные системы – британская и американская. Мы пользуемся в основном американской системой.

Прикреплённые файлы:

brein-ring-vjazanie_9e3gl.pptx | 11976,64 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классеФотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классе Добрый день, дорогие друзья! Рада Вас приветствовать в своём блоге. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о проведении урока технологии в.

Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.

Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 1 классе «Новые гнезда» Тема: Новые гнезда" Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: -Развивать пространственное мышление, логическое мышление. -Развивать усидчивость,.

Конспект урока технологии в 3 классе «Игрушки из бумаги в технике оригами» Конспект урока технологии 3 КЛАСС 1. Тема урока: Конструирование из модулей. 2. Изделие, выполняемое на уроке: ёлочка, снежинка, звездочка.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока технологии во 2 классе «Выполнение мозаики из ватных шариков» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 29.10. 2014 г. Класс: 2 «Г» Тема. Выполнение.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Автор публикации:
Урока технологии в 7-м классе «Вязание крючком»
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 08:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД