Методическая разработка воспитательного мероприятия «Подвиг вологжан и вологодских поэтов на войне»

Сангова Саида
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Подвиг вологжан и вологодских поэтов на войне»

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного 73-годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг вологжан и вологодских поэтов на войне

Автор: Сангова Саида Джурахоновна

2018 г

«Подвиг вологжан и вологодских поэтов на войне

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов Вологодских поэтов-фронтовиков, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с текстами художественной литературы, личное восприятие событий ВОВ.

Задачи:

1. Привлечь внимание подрастающего поколения к событиям Великой Отечественной Войны и ее участникам

2. Сформировать представление о ВОВ через изучение различных источников (исторических, литературных, воспоминаний участников событий, музыкальных произведений, фотоматериалов).

3. Выявить личное восприятие событий детьми данного мероприятия.

4. Поднять историческое самосознание детей, расширить их кругозор

5. Сформулировать основные выводы.

Методика: погружение.

Оборудование: музыка периода ВОВ, фотографии поэтов.

Предварительная подготовка: поиск документальной информации о местных поэтах-фронтовиках, работа со стихотворениями о войне.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит непростой разговор. Речь пойдет о Великой Отечественной войне.

Война… Такое короткое и такое страшное слово. Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Немало подвигов хранит память народная.

Чтение Воспитанником стихотворения А. Макаревича

Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто всё очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Только слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Воспитатель: Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то вспышки. Красные, зелёные, они медленно приближались к нашей границе. Послышался шум моторов и на мирно спящих людей полетели бомбы. Первыми о начале войны узнали пограничники гарнизона Брестской крепости. Они первыми приняли на себя беспощадные удары немецких захватчиков. Пограничники дали клятву: «Умрём, но из крепости не уйдём!». Целый месяц немцы не могли захватить крепость. Они взяли её только тогда, когда защищать её практически было некому: большинство пограничников погибло, а оставшиеся в живых, измученные, обессиленные от голода и холода, жажды, раненные, не могли держать оружие в руках. Бесчисленное количество подвигов было совершено советскими людьми в годы войны.

Воспитатель: И вот один из фронтовиков был наш поэт Сергей Васильевич Викулов, родился 26 сентября 1922г в деревне Емельяновская Белозерского района Вологодской области. Отец — фельдшер, солдат. Детство и юность Викулова прошли в северной деревне среди крестьян, столяров и охотников.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 года, командир зенитно-артиллерийской батареи на Калининском и Сталинградском фронтах. Затем был помощником начальника штаба 247-го армейского зенитно-артиллерийского полка 3-го Украинского фронта, гвардии капитан. За боевые заслуги дважды награждался орденом Красной Звезды.

Воспитатель: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны…От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней! Это подвиги солдат, их бесстрашие и героизм, это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу. И в результате - 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…

Вопрос: Ребята, а что Вы знаете о войне?

Воспитатель: Мы, ныне живущие, не знаем самого главного – что чувствовал человек во время тех страшных событий.

Перенесёмся на несколько десятилетий назад. Узнаем о тех, для кого война стала началом взрослой жизни.

Воспитанник (заранее подготовленный читает)

Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Воспитатель: Следующий поэт и прозаик Александр Яшин (настоящая фамилия Попов) родился 27 марта 1913г в деревне Блудново Никольского уезда Северо-Двинской губернии (сейчас Вологодская область).На фронт Великой Отечественной войны ушел добровольцем. Был корреспондентом газ. «Боевой залп», находясь почти все время в батальонах морской пехоты и на бронепоездах. В 1942 г. был переведен в Ленинград и работал в составе оперативной группы писателей при политуправлении Бал флота. Из Ленинграда был направлен в Волжскую военную флотилию. Посвятил Сталинграду написанную в 1942-1943 гг. поэму «Город гнева». Затем был переведен на Черноморский флот, работал зам. отв. редактора краснофлотской газеты «На страже». В качестве военно-морского журналиста и политработника участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Крыма. Из-за тяжелой болезни в 1944 г. демобилизован, возвращается на родину в Блудново.

Воспитанник (читает стихотворение):

«Цвет войны»

Цвет войны из голода и стужи,

Из халатов белых и бинтов,

Из кровавой почерневшей лужи,

Из просящих воду чьих-то ртов.

Из разрывов бомб, мин и снарядов,

Из небес, несущих боль и смерть,

Из полков гвардейских и отрядов,

Из осколков старших круговерть.

Из ржаного поля – поля жизни

Из горящих сел и городов.

Из сынов и дочерей Отчизны,

Тем с кем не прибавится годов.

Цвет войны на пленке черно-белой,

В памяти солдата, он -цветной

Раз из боя возвратился целым

Продолжай над небом путь цветной,

Из солдатских треугольных писем,

Что домой, как голуби, спешат,

Из минут военных тех невольных,

Что сознанье годы ворошат

Цвет войны, линялой гимнастерки,

Цвет тяжелых кирзовых сапог.

Цвет брони стальной тридцатьчетверки,

Пыльный цвет прифронтовых дорог.

Кровь алеет на траве зеленой,

Вытекает из груди бойца.

Цвет войны, боями опаленной,

Цвет войны с лицом и без лица.

Цвет войны кровавый, черный, белый

Цвет небес – бездонный, голубой.

Принял бой солдат еще несмелый,

Первый в жизни и последний бой.

Воспитатель: Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом… Мы не знали, что такое похоронки. Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен. 20 миллионов жизней унесла эта война. Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, - это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.

Тяжело приходилось не только солдатам,но и тем кто остался дома ждать своих любимых мужей,сыновей и особенно было горько тем кто терял своих близких –вдовам. Им посвятил свое стихотворение Лаушкин Г. Я.

Воспитанник :«Вдовам России»

Осталось много вдов в России,

Убитых горем матерей.

Откуда только брали силы,

Чтоб быть в душе в ней и добрей.

Сердца и руки разлучали так детям нужное тепло.

Чтоб в страшном сумраке печали

Им становилось тепло…

Воспитатель: Следующее стихотворение Лаушкина Г. Я. посвящено ветеранам и называется «Душа ветерана»

Медалям, орденам прибавились морщины,

Редеет с каждым годом ветеранов строй,

Но в год победной, славной годовщины

Ты, Родина, защитников вниманьем удостой

Они тебе так верно, преданно служили,

Свой ратный подвиг выполняя до конца.

Но раны фронтовые старые ожили, у,

Поседевшего еще в войну, вчерашнего бойца.

Живет душа солдата вместе с телом,

Еще глядят на мир уставшие глаза,

Но сердце бьется часто очень оголтело,

Тревожит слух товарищей погибших голоса…

Воспитатель: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. И вместе с тем, это были совсем обычные люди, ничем внешне не похожие на богатырей. Все богатырское они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое мужество, непреклонную стойкость. Одним из них таких богатырей был поэт Орлов Сергей Сергеевич. Родился 22 августа 1921 года в селе Мегра Белозерского района Вологодской области (ныне затоплено) в семье сельских учителей. По окончанию школы поступил в Петрозаводский университет на историко- филологический факультет. Закончен первый курс, когда началась война. Студенты университета вступили в истребительный батальон, учились стрелять, а через 3 недели уже сражались с наступавшими на Петрозаводск финнами. Взрывы, убитые, первое ранение. Военком, выслушав рассказ о положении на том участке фронта, предложил Орлову на выбор два рода войск - танки и авиацию. Сергей Орлов выбрал первое и стал танкистом. Затем направлен в Челябинск в танковую школу, по окончании её в звании лейтенанта он- командир экипажа тяжёлого танка «КВ» (Клим Ворошилов) на Ленинградском и Волховском фронтах. Первым боем, из которого не вернулись многие его товарищи, была Карбусель. Позже попадание вражеского снаряда в его машину – и экипаж, не имея связи с полком, вёл ремонт на виду позиций врага, 2 недели не вылезая из машины. А домой были посланы похоронки. На фронте Орлов дважды горел в танке. В боях за Новгород получил сразу 3 ранения: в ногу, руку, грудь. Последний осколок шёл прямо в сердце, но …помешала медаль награжденная «За оборону Ленинграда». Комсомольский билет был пробит, медаль изуродована, а осколок застрял между гимнастёркой и грудью.

Фронтовой путь закончился госпиталем, операциями по пересадке кожи на лице, борьбой врачей за зрение и непоправимым увечье правой руки. Был демобилизован по ранению. День Победы встретил на родине, на Белом озере.

Воспитанник: Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Воспитатель: А так же достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки. Более 340 тысяч вологжан сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Высокого звания Героя Советского Союза удостоилось свыше 140 человек, десятки тысяч были награждены орденами и медалями. Однако далеко не всем было суждено вернуться к родимому очагу, обнять мать и жену, сына и дочь. Трудовой подвиг наших земляков заслуживает не меньшего уважения. Несмотря на то, что наиболее трудоспособная часть мужского населения была мобилизована в ряды Красной армии, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в годы войны не только не уменьшилось, а, наоборот, возросло. Более 162 тыс. рабочих, колхозников и служащих получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Наши земляки принимали активное участие в сборе средств в Фонд обороны, в массовом порядке подписывались на военные государственные займы, шли в госпитали ухаживать за ранеными, оказывали помощь блокадному Ленинграду.

Воспитатель :Вы – четвертое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье вам рассказывали о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны.

А что для Вас, поколения 21 века, значит слово война?

(инвалиды, беженцы, переселенцы, Чечня, Афганистан, Ближний Восток, Украина).

Сейчас я хочу вас спросить: Что для вас значит слово мир?

Перед вами полоски бумаги разного цвета. Поднимите листики с цветом мира.

Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждают, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, любой. Только не коричневой от фашизма, только не черной от истребления людей, только не серой от пепла военных пожарищ. Многие считают, что не нужно вспоминать войну. Но чтобы не повторился этот ужас, людям должна быть знакома боль тех, кого опалило пламя войны. Мы никогда не должны увидеть «цвет войны». Война «Сроку давности не подлежит».

Заключение

Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашисткой Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов. Война… Великая Отечественная… Как далека от нас, наших детей! Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. Таким образом, данное мероприятие способствует активному вовлечению детей в поисковую деятельность, позволяет расширить знания детей об историческом значении Победы над фашизмом, вызывает у них чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников, дает возможность проявить творческую активность детей в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме. Работа в данном направлении остается актуальной, так как прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забывать тех, кто остался в живых и все еще жив - наших ветеранов. Мы обязаны все помнить…

Публикации по теме:

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Спасибо этой дате, что покончила с войной»Методическая разработка внеклассного мероприятия «Спасибо этой дате, что покончила с войной» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского и юношеского творчества Методическая.

Методическая разработка мероприятия с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья» Методическая разработка мероприятие с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья» Выполнили:Андреева Н. А. Тип мероприятия: групповой.

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми .

Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Тема: «Это кто пришел к нам в гости?» выполнила: Карякина Ольга.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по ПДД Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения, написана на основе накопленного в течение продолжительного.

Методическая разработка для воспитателей образовательного учреждения интернатного типа «Шаблон семейного воспитательного часа» Уважаемые коллеги! Работая 10 лет воспитателем в образовательном учреждении интернатного типа (10 лет в МОУ «Быковский центр содействия.

Методическая разработка «Времена года глазами кубанских поэтов» Времена года глазами кубанских поэтов Цели: 1. Познакомить с особенностями времён года на Кубани, народными приметами, показать красоту.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с произведениями Вологодских писателей и поэтов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 110 «Аистенок» IV Герасимовские образовательные.

Методическая разработка плана мероприятия по участию подростков из неблагополучных семей в экологической акцииМетодическая разработка плана мероприятия по участию подростков из неблагополучных семей в экологической акции униципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Методическая.

«Юные патриоты нашей Родины». Методическая разработка мероприятия в рамках взаимодействия с родителями Тема: «Юные патриоты нашей родины» Цель: формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Транспорт
Автор публикации:
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Подвиг вологжан и вологодских поэтов на войне»
Опубликовано: 4 мая 2018 в 14:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....
Фотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осенью
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о совместной трудовой...